Казимир Северинович Малевич - биография
Известный :
Художник, Теоретик искусства, Философ
Страна:
Россия
Категория:
Искусство
Знак зодиака:
Рыбы
Дата рождения: 23 Февраля
1878г.
Дата cмерти: 15 Мая
1935г. (57 лет)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Малевич Казимир Северинович (1878–1935), русский художник,
теоретик искусства и философ.
Родился в Киеве 11 (23) февраля 1878 в семье выходцев из
Польши (отец его работал управляющим на сахарных заводах). В 1895–1896 учился в
Киевской рисовальной школе Н.И.Мурашко; приехав в 1905 в Москву, занимался в
студии Ф.И.Рерберга. Прошел путь практически через все стили того времени – от
живописи в духе передвижников к импрессионизму и мистическому символизму, а
затем к постимпрессионистическому «примитиву» (Мозольный оператор в бане,
1911–1912, Городской музей, Амстердам). Был участником выставок «Бубновый
валет» и «Ослиный хвост», членом «Союза молодежи». Жил в Москве (до 1918) и
Ленинграде.
Обстоятельства, в которых протекала моя жизнь детства, были
таковы: отец мой работал на свекло‑сахарных заводах, которые по
обыкновению строятся в глубокой глуши, в отдалении от больших и малых городов.
Малевич Казимир Северинович
Разоблачая академические художественные стереотипы, проявил
яркий темперамент критика-полемиста. В его работах первой половины 1910-х
годов, все более задорно-новаторских, полуабстрактных, определился стиль
кубофутуризма, соединивший кубистическую пластику форм с футуристической
динамикой (Точильщик (Принцип мелькания), 1912, галерея Йельского университета,
Нью-Хейвен, США; Лесоруб, 1912–1913, Городской музей, Амстердам).
Важное значение в эти годы получил у Малевича и метод
«заумного реализма», поэтика абсурда, алогичного гротеска (Англичанин в Москве,
там же; Авиатор, Русский музей, Петербург; обе работы – 1914). После начала
войны исполнил цикл патриотических агитлистков (с текстами В.В.Маяковского) для
издательства «Современный лубок».
Ключевой смысл для мастера имела работа над оформлением
оперы Победа над Солнцем (музыка М.В.Матюшина, текст А.Е.Крученых и
В.В.Хлебникова; премьера состоялась в петербургском Луна-парке в 1913); из
трагикомического бурлеска о крушении старого и рождении нового миров возник
замысел знаменитого Черного квадрата, впервые показанного на выставке «0, 10» в
1915 (хранится в Третьяковской галерее).
Город Курск в будущей моей биографии займет большое место.
Работа моя в Курске развивалась под влиянием "передвижников" Шишкина
и Репина, с которыми я был знаком по репродукциям. Природа стала для меня той
действительностью, которую нужно в полной правдивости передать в этюде…
Малевич Казимир Северинович
Эта простая геометрическая фигура на белом фоне – и своего
рода апокалиптический занавес над прежней историей человечества, и призыв к
строительству будущего. Мотив всесильного художника-строителя, начинающего с
нуля, доминирует и в «супрематизме» – новом методе, призванном, по замыслу
Малевича, увенчать собою все предыдущие течения авангарда (отсюда само название
– от лат. supremus, «высший»). Теорию иллюстрирует большой цикл
беспредметно-геометрических композиций, который завершается в 1918 «белым
супрематизмом», где краски и формы, парящие в космической пустоте, сведены к
минимуму, почти к абсолютной белизне.
После Октябрьской революции Малевич сперва выступает как
«художник-комиссар», активно участвуя в революционных преобразованиях, в том
числе в монументальной агитации. Славит «новую планету» искусства авангарда в
статьях в газете «Анархия» (1918). Итоги своих поисков подводит в годы
пребывания в Витебске (1919–1922), где создает «Объединение утвердителей нового
искусства» (Уновис), стремясь (в том числе и в главном своем философском труде
Мир как беспредметность) наметить универсальную художественно-педагогическую
систему, решительно переоформляющую взаимоотношения человека и природы.
По возвращении из Витебска Малевич возглавил (с 1923)
Государственный институт художественной культуры (Гинхук), выдвинув идеи,
радикально обновившие современный дизайн и архитектуру (объемный, трехмерный
супрематизм, воплощенный в бытовых вещах (изделия из фарфора) и строительных
моделях, так называемых «архитектонах»). Малевич мечтает об уходе в «чистый
дизайн», все более отчуждаясь от революционной утопии.
И я счастлив, что лицо моего квадрата не может слиться ни с
одним мастером, ни временем. Не правда ли? Я не слушал отцов и я не похож на
них. И я – ступень. В искусстве есть обязанность выполнения его необходимых
форм, помимо того, люблю я их или нет. Нравится или не нравится – искусство об
этом вас не спрашивает, как не спросило, когда создавало звезды на небе.
Малевич Казимир Северинович
Ноты тревожного отчуждения характерны для многих его
станковых вещей конца 1910–1930-х годов, где доминируют мотивы безликости,
одиночества, пустоты – уже не космически-первозданной, а вполне земной (цикл
картин с фигурами крестьян на фоне пустых полей, а также полотно Красный дом,
1932, Русский музей). В поздних полотнах мастер возвращается к классическим
принципам построения картины (Автопортрет, 1933, там же).
Власти относятся к деятельности Малевича все с большим
подозрением (его дважды, в 1927 и 1930, арестовывают). К концу жизни он
попадает в обстановку социальной изоляции. Самобытная «школа Малевича»,
образовавшаяся из его витебских и ленинградских учеников (В.М.Ермолаева,
А.А.Лепорская, Н.М.Суетин, Л.М.Хидекель, И.Г.Чашник и другие) уходит либо в
прикладной дизайн, либо в подпольно-«неофициальное» искусство.
Опасаясь за судьбу своего наследия, в 1927, во время
заграничной командировки, мастер оставил значительную часть своих картин и
архива в Берлине (позднее они легли в основу фонда Малевича в амстердамском
Городском музее).
Не я ли тот новый земной череп, в мозгу которого творится
новый расцвет и создает новые жизни, которые мы называем изобретением.
Малевич Казимир Северинович
Умер Малевич в Ленинграде 15 мая 1935.
Казимир Северинович Малевич - фото
Казимир Северинович Малевич - цитаты Честь футуристам, которые запретили писать женские окорока, писать портреты и гитары при лунном свете. Они сделали громадный шаг — бросили мясо и прославили машину. Но мясо и машина есть мышцы жизни. Сжегши мертвеца, получаем один грамм порошку, следовательно, на одной аптечной полке может поместиться тысячи кладбищ. Искусство — это умение создать конструкцию, вытекающую не из взаимоотношений форм и цвета и не на основании эстетического вкуса красивости композиции построения, — а на основании веса, скорости и направления движения. Если религия познала Бога, познала нуль. Если наука познала природу, познала нуль. Если искусство познало гармонию, ритм, красоту, познало нуль. Если кто-либо познал Абсолют, познал нуль. В точке нечего видеть кроме точки, поэтому появляется в супрематизме точка в виде квадрата или круга, вызывающая сильнейшее негодование всего общества. Но в конце придут к точке — себе. Количество просмотров: 8212
|