Джордж Бернард Шоу - биография
Известный :
Писатель, Драматург, Философ, Критик, Прозаик
Страна:
Ирландия
Категория:
Писатели
Знак зодиака:
Лев
Дата рождения: 12 Января
1915г.
Дата cмерти: 5 Января
2002г. (86 лет)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Джордж Бернард Шоу (Shaw, George Bernard) (1856-1950),
ирландский драматург, философ и прозаик, выдающийся критик своего времени и
самый прославленный — после Шекспира — драматург, писавший на английском языке.
Родился 26 июля 1856 в Дублине. Его отец, потерпев крах в бизнесе,
пристрастился к алкоголю; мать, разочаровавшись в супружестве, увлеклась
пением. Шоу ничему не научился в школах, которые посещал, но многое почерпнул
из книг Ч.Диккенса, У.Шекспира, Д.Беньяна, Библии, арабских сказок Тысяча и
одна ночь, а также слушая оперы и оратории, в которых пела мать, и созерцая
картины в Ирландской национальной галерее.
В пятнадцатилетнем возрасте Шоу устроился клерком в фирму по
продаже земельных участков. Спустя год он стал кассиром и занимал эту должность
в течении четырех лет. Не в силах превозмочь отвращение к такой работе, он в
двадцатилетнем возрасте уехал в Лондон к матери, которая после развода с мужем
зарабатывала на жизнь уроками пения.
Англичане — нация любителей, а не профессионалов; их
генералы, равно как и их писатели, — любители. Именно поэтому мы всегда
выигрывали войны и создали величайшую на свете литературу.
Шоу Джордж Бернард
Шоу уже в молодости решил зарабатывать на жизнь литературным
трудом, и хотя рассылаемые статьи возвращались к нему с удручающей
регулярностью, он продолжал осаждать редакции. Только одну его статью приняли к
печати, заплатив автору пятнадцать шиллингов, — и это было все, что Шоу
заработал пером за девять лет. За эти годы он написал пять романов, которые
отвергли все английские издательства.
В 1884 Шоу вступил в Фабианское общество и вскоре стал одним
из самых блестящих его ораторов. Одновременно он совершенствовал свое
образование в читальном зале Британского музея, где познакомился с писателем
У.Арчером (1856-1924), который приобщил его к журналистике. Поработав какое-то
время внештатным корреспондентом, Шоу получил место музыкального критика в
одной из вечерних газет. После шести лет, отданных музыкальному рецензированию,
Шоу в течение трех с половиной лет работал театральным критиком в
"Сатердей ривью". За это время он выпустил книги об Х.Ибсене и
Р.Вагнере. Он писал также пьесы (сборник Пьесы приятные и неприятные — Plays:
Pleasant and Unpleasant, 1898). Одна из них, Профессия миссис Уоррен (Mrs.
Warren’s Profession, впервые поставлена в 1902), была запрещена цензурой;
другая, Поживем — увидим (You Never Can Tell, 1895) после нескольких репетиций
была отклонена; третью, Оружие и человек (Arms and the Man, 1894), вообще никто
не понял. Помимо названных в сборник вошли пьесы Кандида (Candida, 1895),
Избранник судьбы (The Man of Destiny, 1897), Домá вдовца (Widower’s
Houses, 1892) и Сердцеед (The Philanderer, 1893). Поставленный в Америке
Р.Мансфилдом Ученик дьявола (The Devil’s Disciple, 1897) — первая пьеса Шоу,
имевшая кассовый успех.
Шоу писал пьесы, рецензии, выступал как уличный оратор,
пропагандируя социалистические идеи, и, кроме того, был членом муниципального
совета округа Сент-Панкрас, где он жил. Такие перегрузки привели к резкому
ухудшению здоровья, и если бы не забота и уход Шарлотты Пейн-Таунзенд, на
которой он женился в 1898, дело могло бы кончиться плохо. Во время затянувшейся
болезни Шоу написал пьесы Цезаря и Клеопатру (Caesar and Cleopatra, 1899) и
Обращение капитана Брасбаунда (Captain Brassbound’s Conversion, 1900), которое
сам писатель называл "религиозным трактатом". В 1901 Ученик дьявола,
Цезарь и Клеопатра и Обращение капитана Брасбаунда были опубликованы в сборнике
Три пьесы для пуритан (Three Plays for Puritans). В Цезаре и Клеопатре — первой
пьесе Шоу, где действуют реальные исторические личности, — традиционное
представление о герое и героине изменено до неузнаваемости.
Англичанин задумывается о морали, только когда ему
становится не по себе.
Шоу Джордж Бернард
Не преуспев на стезе коммерческого театра, Шоу решил сделать
драму проводником своей философии, опубликовав в 1903 пьесу Человек и
сверхчеловек (Man and Superman). Однако уже в следующем году пришел его час.
Молодой актер Х.Грэнвил-Баркер (1877-1946) вместе с предпринимателем
Дж.Э.Ведренном принял руководство лондонским театром "Корт" и открыл сезон,
успех которого обеспечили старые и новые пьесы Шоу — Кандида, Поживем — увидим,
Другой остров Джона Булля (John Bull’s Other Island, 1904), Человек и
сверхчеловек, Майор Барбара (Major Barbara, 1905) и Врач перед дилеммой (The
Doctor’s Dilemma, 1906).
Теперь Шоу решил писать пьесы, целиком лишенные действия.
Первая из этих пьес-дискуссий, Женитьба (Getting Married, 1908), имела
некоторый успех среди интеллектуалов, вторая, Мезальянс (Misalliance, 1910),
оказалась трудноватой и для них. Сдавшись, Шоу написал откровенно кассовую
безделицу — Первую пьесу Фанни (Fanny’s First Play, 1911), которая в течение
почти двух лет шла на сцене небольшого театра. Затем, словно отыгрываясь за эту
уступку вкусу толпы, Шоу создал подлинный шедевр — Андрокла и льва (Androcles
and the Lion, 1913), за которым последовала пьеса Пигмалион (Pygmalion, 1914),
поставленная Г.Бирбомом-Три в "Театре Его Величества" с Патрик
Кэмпбелл в роли Элизы Дулиттл.
Во время Первой мировой войны Шоу был исключительно
непопулярной фигурой. Пресса, публика, коллеги осыпали его оскорблениями, а он
между тем невозмутимо закончил пьесу Дом, где разбиваются сердца (Heartbreak
House, 1921) и готовил свой завет человеческому роду — Назад, к Мафусаилу (Back
to Methuselah, 1923), где облек в драматургическую форму свои эволюционистские
идеи. В 1924 слава возвратилась к писателю, он обрел мировое признание драмой
Святая Иоанна (Saint Joan). В глазах Шоу Жанна д`Арк — провозвестница
протестантизма и национализма, и потому вполне закономерен приговор, вынесенный
ей средневековой церковью и феодальной системой. В 1925 Шоу была присуждена
Нобелевская премия по литературе, от получения которой он отказался.
Благодаря материнскому инстинкту женщина предпочитает
владеть одной акцией из ста на первоклассного мужчину, а не всем пакетом акций
на второстепенного.
Шоу Джордж Бернард
Последней пьесой, принесшей Шоу успех, стала Тележка с
яблоками (The Apple Cart, 1929), открывшая Малвернский фестиваль в честь
драматурга.
В годы, когда большинству людей было не до путешествий, Шоу
посетил США, СССР, Южную Африку, Индию, Новую Зеландию. В Москве, куда Шоу
прибыл с леди Астор, он беседовал со Сталиным. Когда к власти пришла
лейбористская партия, для которой драматург сделал так много, ему предложили
дворянство и титул пэра, но он от всего отказывался. В возрасте девяноста лет
писатель все же согласился стать почетным гражданином Дублина и лондонского
округа Сент-Панкрас, где он жил в молодые годы.
Жена Шоу скончалась в 1943. Оставшиеся годы писатель провел
в уединении в Эйот-Сент-Лоренсе (графство Хертфордшир), где в возрасте
девяноста двух лет закончил свою последнюю пьесу Миллиарды Байанта (Buoyant
Billions, 1949). До конца дней писатель сохранял ясность ума. Умер Шоу в Эйот-Сент-Лоренсе
2 ноября 1950.
Джордж Бернард Шоу - фото
Джордж Бернард Шоу - цитаты
2 процента людей — думает, 3 процента — думает, что они думают, а 95 процентов людей лучше умрут, чем будут думать.
Алкоголь очень полезен. Он всегда помогает — если не больным, то врачу. Алкоголь — это анестезия, позволяющая перенести операцию под названием жизнь. Англичане — нация любителей, а не профессионалов; их генералы, равно как и их писатели, — любители. Именно поэтому мы всегда выигрывали войны и создали величайшую на свете литературу. Англичанин задумывается о морали, только когда ему становится не по себе. Количество просмотров: 7847
|