Даниил Иванович Хармс - биография
Известный :
Писатель, Поэт, Прозаик, Драматург
Страна:
Россия
Категория:
Писатели
Знак зодиака:
Стрелец
Дата рождения: 30 Декабря
1905г.
Дата cмерти: 2 Февраля
1942г. (36 лет)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Хармс Даниил Иванович (наст. фамилия Ювачев) (1905–1942),
русский поэт, прозаик, драматург.
Родился 17 (30) декабря 1905 в С.-Петербурге. Отец его, в
бытность морским офицером привлеченный к суду в 1883 за соучастие в народовольческом
терроре, провел четыре года в одиночной камере и более десяти лет на каторге,
где, по-видимому, пережил религиозное обращение: наряду с мемуарными книгами
Восемь лет на Сахалине(1901) и Шлиссельбургская крепость (1907) он опубликовал
мистические трактаты Между миром и монастырем (1903), Тайны Царства Небесного
(1910) и др. Мать Хармса, дворянка, заведовала в 1900-е годы приютом для бывших
каторжанок в Петербурге. Хармс учился в санкт-петербургской привилегированной
немецкой школе (Петершуле), где приобрел основательное знание немецкого и
английского языков. В 1924 поступил в Ленинградский электротехникум, откуда
через год был исключен за «слабую посещаемость» и «неактивность в общественных
работах». С тех пор целиком отдался писательскому труду и жил исключительно
литературным заработком. Сопутствующее писательству разностороннее
самообразование, с особым уклоном в философию и психологию, как о том
свидетельствует его дневник, протекало чрезвычайно интенсивно.
Я теперь считаю так: меры нет. Вместо меры наши мысли,
заключенные в предмет.
Хармс Даниил Иванович
Изначально он чувствовал в себе «силу стихотворства» и своим
поприщем избрал поэзию, понятие о которой определилось у него под влиянием поэта
А.В.Туфанова (1877–1941), почитателя и продолжателя В.В.Хлебникова, автора
книги К зауми (1924) и основателя (в марте 1925) Ордена Заумников, в ядро
которого входил и Хармс, взявший себе титул «Взирь зауми».Через Туфанова
сблизился с А.Введенским, учеником более ортодоксального поэта-«хлебниковца» и
обожателя А.Крученыха И.Г.Терентьева (1892–1937), создателя ряда агитпьес, в
том числе «актуализующей» сценической обработки Ревизора, спародированной в
Двенадцати стульях И.Ильфа и Е.Петрова. С Введенским Хармса связала прочная
дружба, тот, порой без особых оснований, принимал на себя роль наставника
Хармса. Однако направленность их творчества, родственного в плане
словеснических поисков, с начала до конца принципиально различна: у Введенского
возникает и сохраняется дидактическая установка, у Хармса преобладает игровая.
Об этом свидетельствуют первые же известные его стихотворные тексты: Кика с
Кокой, Ваньки Встаньки, Землю говорят изобрели конюхии поэма Михаилы.
Введенский обеспечил Хармсу новый круг постоянного общения,
познакомив его со своими друзьями Л.Липавским и Я.Друскиным, выпускниками
философского отделения факультета общественных наук, отказавшимися отречься от
своего учителя, высланного из СССР в 1922 видного русского философа
Н.О.Лосского, и пытавшимися развивать его идеи самоценности личности и
интуитивного знания. Их взгляды безусловно повлияли на мировоззрение Хармса, 15
с лишним лет они были первыми слушателями и ценителями Хармса, во время блокады
Друскин чудом спас его сочинения.
Еще в 1922 Введенский, Липавский и Друскин основали
тройственный союз и стали называть себя «чинарями»; в 1925 к ним присоединился
Хармс, который из «взиря зауми» стал «чинарем-взиральником» и быстро приобрел
скандальную известность в кругах литераторов-авангардистов под своим
новоизобретенным псевдонимом, которым стало множественное число английского
слова «harm» – «напасти». Впоследствии свои произведения для детей он
подписывал и иначе (Чармс, Шардам и т.д.), но собственной фамилией никогда не
пользовался. Псевдоним был закреплен и во вступительной анкете Всероссийского
Союза поэтов, куда Хармса приняли в марте 1926 на основании представленных
стихотворных сочинений, два из которых (Случай на железной дороге иСтих Петра
Яшкина – коммуниста) удалось напечатать в малотиражных сборниках Союза. Кроме
них, до конца 1980-х годов в СССР было опубликовано лишь одно «взрослое»
произведение Хармса – стихотворение Выходит Мария, отвесив поклон (сб. День
поэзии, 1965).
С улицы слышен противный крик мальчишек. Я лежу и выдумываю
им казнь.
Хармс Даниил Иванович
В качестве члена литобъединения Хармс получил возможность
выступать с чтением своих стихов, но воспользовался ею только один раз, в
октябре 1926 – другие попытки были тщетными. Игровое начало его стихов
стимулировало их драматизацию и сценическое представление: в 1926 он вместе с
Введенским подготовил синтетический спектакль авангардистского театра «Радикс»
Моя мама вся в часах, но дальше репетиций дело не пошло. Хармс познакомился с
К.Малевичем, и глава супрематизма подарил ему свою книгуБог не скинут с
надписью «Идите и останавливайте прогресс». Свое стихотворение На смерть
Казимира Малевича Хармс прочел на панихиде по художнику в 1936.
Тяготение Хармса к драматической форме выразилось в
диалогизации многих стихотворений (Искушение, Лапа, Месть и т.д.), а также в
создании Комедии Города Петербурга и первого преимущественно прозаического
сочинения – пьесы Елизавета Бам, представленной 24 января 1928 на единственном
вечере «Объединения Реального Искусства»(ОБЭРИУ), куда, кроме Хармса и
Введенского, входили Н.Заболоцкий, К.Вагинов и И.Бахтерев и к которому примыкал
Н.Олейников – с ним у Хармса образовалась особая близость. Объединение было
неустойчивым, просуществовало менее трех лет (1927–1930), и деятельное участие
в нем Хармса было скорее внешним, никак не затронувшим его творческих
принципов. Характеристика, данная ему Заболоцким, составителем манифеста
ОБЭРИУ, отличается неопределенностью: «поэт и драматург, внимание которого
сосредоточено не на статической фигуре, но на столкновении ряда предметов, на
их взаимоотношениях».
В конце 1927 Олейников и Б.Житков организуют «Ассоциацию
писателей детской литературы» и приглашают в нее Хармса; с 1928 по 1941 он
постоянно сотрудничает в детских журналах «Еж», «Чиж», «Сверчок» и «Октябрята»,
за это время у него выходит около 20 детских книг. Эти сочинения являются
естественным ответвлением творчества Хармса и дают своеобразный выход его
игровой стихии, но, как о том свидетельствуют его дневники и письма, писались
они исключительно для заработка (с середины 1930-х годов более чем скудного) и
особого значения автор им не придавал. Печатались они стараниями С.Я.Маршака,
отношение к ним руководящей критики, начиная со статьи в «Правде» (1929)Против
халтуры в детской литературе, было однозначным. Вероятно, поэтому приходилось
постоянно варьировать и изменять псевдоним.
Покупая птицу, смотри, нет ли у нее зубов. Если есть зубы,
то это не птица.
Хармс Даниил Иванович
Ненапечатанные его произведения газета «Смена» расценила в апреле 1930 как «поэзию
классового врага», статья стала предвестием ареста Хармса в конце 1931,
квалификации его литературных занятий как «подрывной работы» и
«контрреволюционной деятельности» и ссылки в Курск. В 1932 ему удалось
вернуться в Ленинград. Характер его творчества меняется: поэзия отходит на
задний план и стихов пишется все меньше (последние законченные стихотворения
относятся к началу 1938), прозаические же сочинения (за исключением повести
Старуха, творения малого жанра) множатся и циклизуются (Случаи,Сцены и т.д.).
На месте лирического героя – затейника, заводилы, визионера и чудодея –
появляется нарочито наивный рассказчик-наблюдатель, беспристрастный до цинизма.
Фантастика и бытовой гротеск выявляют жестокую и бредовую несуразицу
«непривлекательной действительности» (из дневников), причем эффект ужасающей
достоверности создается благодаря скрупулезной точности деталей, жестов,
речевой мимики. В унисон с дневниковыми записями («пришли дни моей гибели» и
т.п.) последние рассказы (Рыцари, Упадание, Помеха, Реабилитация) проникнуты
ощущением полной безысходности, всевластия полоумного произвола, жестокости и
пошлости. В августе 1941 Хармс был арестован за «пораженческие высказывания».
Сочинения Хармса, даже напечатанные, пребывали в полном
забвении до начала 1960-х годов, когда был издан сборник его тщательно
отобранных детских стихотворений Игра(1962). После этого ему около 20 лет
пытались присвоить облик веселого чудака, массовика-затейника по детской части,
совершенно не согласующийся с его «взрослыми» сочинениями. С 1978 в ФРГ
публикуется его собрание сочинений, подготовленное на основе спасенных
рукописей М.Мейлахом и В.Эрлем. К середине 1990-х годов Хармс прочно занимает
место одного из главных представителей русской художественной словесности
1920–1930-х годов, по сути дела противостоящей советской литературе.
Умер Хармс в Ленинграде 2 февраля 1942 – в заключении, от
истощения.
Даниил Иванович Хармс - фото
Даниил Иванович Хармс - цитаты
Я теперь считаю так: меры нет. Вместо меры наши мысли, заключённые в предмет.
Совершенную вещь можно всегда изучать, иными словами в совершенной вещи есть всегда что-либо неизученное. Если бы оказалась вещь изученная до конца, то она перестала бы быть совершенной ибо совершенно только то что конца не имеет то есть бесконечно.
На замечание: «Вы написали с ошибкой», ответствуй: «Так всегда выглядит в моём написании».
Нужно ли человеку что-либо помимо жизни и искусства? Я думаю, что нет: больше не нужно ничего, сюда входит всё настоящее.
Хорошо и практично, чтобы избавиться от порока курения, использовать порок хвастовства.
Количество просмотров: 7273
|