Тертуллиан - биография
Известный :
Писатель, Философ, Теолог
Страна:
Рим
Категория:
Писатели
Знак зодиака:
Овен
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (лат. Quintus Septimius
Florens Tertullianus, 155/165, Карфаген — 220/240, там же) — один из наиболее
выдающихся раннехристианских писателей и теологов, автор 40 трактатов, из
которых сохранился 31.
В зарождавшейся теологии Тертуллиан впервые выразил
концепцию Троицы. Положил начало латинской патристике и церковной латыни —
языку средневековой западной мысли.
Нам после Христа не нужна никакая любознательность, после
Евангелия не нужно никакого исследования.
Тертуллиан
Родился в семье проконсульского центуриона в Карфагене,
перебрался в Рим, где стал изучать риторику и философию, а позже — право.
Скорее всего, его отождествление с юристом Тертуллианом, упоминаемым в Дигестах
Юстиниана, не обосновано.
По возвращении в родной Карфаген (тогда ему было около 35
лет) Тертуллиан перешёл в христианство, около 200 г. был рукоположён в
пресвитеры, однако примерно через 10 лет ушёл к аскетическим малоазийским
сектантам-монтанистам.
В учении монтанистов его привлекало ожидание близкого конца
света и строгий аскетизм, но довольно скоро он счёл даже монтанистов
недостаточно нравственными и основал собственную общину, просуществовавшую не
менее века после его смерти. Умер Тертуллиан глубоким стариком, но когда точно
— неизвестно. Самые поздние из его сохранившихся трудов не могли быть написаны
позднее 220 года.
Кровь мучеников питает древо церкви.
Тертуллиан
Тертуллиан превосходно знал Священное Писание и греческих
авторов. До нас дошло 31 сочинение Тертуллиана, все его труды посвящены темам,
имевшим практическое значение: отношению христиан к язычеству, вопросам
христианской морали и опровержению ересей. 14 сочинений, известных по
названиям, не сохранились.
Первоначально Тертуллиан занимался апологетикой, написав
собственно «Апологетик» («Apologeticus») и «К язычникам» («Ad nationes») в 197
г. и выработал кодекс христианской морали в трактатах «О зрелищах» («De
spectaculis»), «Об идолопоклонстве» («De idololatria»), «О женском убранстве»
(«De cultu feminarum») и «К жене» («Ad uxorem»), наставляя катехуменов в
трактатах «О крещении» («De baptismo»), «О молитве» («De oratione») и «О
покаянии» («De poenitentia»), объяснив в трактате «Об отводе возражений
еретиков» («De praescriptione haereticorum»), почему не следует прислушиваться
к их учениям.
Автор биографии Тертуллиана блаженный Иероним назвал его
поэтому «ardens vir» — «неистовый муж».
Никто из христианских авторов до Тертуллиана не владел столь
мастерски пером, и мало кто сделал больше его для распространения христианства
среди образованных слоёв римской публики. В сочинениях Тертуллиана сквозит его
неотразимый и неистовый темперамент.
Его стиль всегда живой и едкий. Поток направленной против
оппонентов беспощадной инвективы пересыпан запоминающимися афоризмами и смелыми
каламбурами, иронией и сарказмом, а также неологизмами, на которые он был
мастер.
Знаменитая максима Credo quia absurdum est («верую, ибо
абсурдно», то есть метафизично в понимании) является парафразом фрагмента
сочинения Тертуллиана «О плоти Христа» (лат. De Carne Christi), где в полемике
с гностиком Маркионом он пишет:
Et mortuus est dei filius: prorsus credibile est, quia
ineptum est. Et sepultus resurrexit: certum est, quia impossibile. (И Сын Божий
умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо
невозможно) (De Carne Christi, 5.4).
Средневековые богословы не могли простить Тертуллиану его
отступничества от истинной веры. В их трудах зачинатель латинского богословия
упоминается нечасто и не особо одобрительно.
Лишь немногие, как св. Киприан и блаженный Иероним, были в
состоянии оценить его писательское дарование и острый, склонный к парадоксам
ум. Только в XIX веке Тертуллиан был в полной мере переоткрыт как один из
наиболее значительных латинских авторов своего времени и ключевая фигура в
становлении западного христианства.
В теологии его интересовали аспекты не столько
метафизические, сколько практические и юридические — и это сближает его с
учителями католической церкви последующих поколений. В отличие от греческих
отцов, он был враждебно настроен к античной философской традиции и риторически
вопрошал: «Что может быть общего у Иерусалима с Афинами?»
Тертуллиан - цитаты Умирает обыкновенно лишь то, что рождается. У рождения со смертью взаимный долг. Бог — надежный поручитель нашего терпения. Если ты препоручишь Ему свою обиду, Он отомстит; если ущерб — возместит; если страдание — исцелит; если смерть — даже воскресит. Справедливее судить о скрытом по явному, а не осуждать заранее явное, ссылаясь на скрытое. Закону мало быть справедливым: надо, чтобы его признали таковым люди, от которых он ожидает повиновения. Это сильнейший защищает слабейшего, так что богам должно быть стыдно пользоваться защитой людей. Количество просмотров: 4735
|