Алексей Феофилактович Писемский - биография
Известный :
Писатель, Публицист, Критик, Литературовед
Страна:
Россия
Категория:
Писатели
Знак зодиака:
Рыбы
Дата рождения: 23 Марта
1821г.
Дата cмерти: 2 Февраля
1881г. (59 лет)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Писемский Алексей Феофилактович (1820/21–1881), русский
писатель.
Родился 11 (23) марта 1820, по другим сведениям – 11 марта
1821 в с.Раменье Чухломского уезда Костромской губ. Потомок старинного, но
обнищавшего дворянского рода, единственный выживший из десяти скончавшихся в
младенчестве детей, окруженный любовью и строгостью патриархальной семьи,
Писемский после окончания гимназии (где впервые проявились его литературная
одаренность и интерес к театру) с 1840 жил в Москве.
Быть бессмысленно добрым так же глупо, как и быть безумно
строгим.
Писемский Алексей Феофилактович
Окончил математическое отделение философского факультета
Московского университета (1844), в котором проникся вольнолюбивым
демократическим духом («В нем всегда чувствовался московский студент сороковых
годов», – писал П.Д.Боборыкин в кн. За полвека), затем около 10 лет был на
государственной службе в Костроме и Москве. В «костромской» период установил
связи с московскими литературными кружками и начал писательскую деятельность
(роман на актуальную тему женской эмансипации Боярщина, 1846, не был
опубликован; в 1848 опубликовал рассказ Нина (Эпизод из дневника моего
приятеля), изложивший типичную историю превращения мечтательно-романтической
девушки в приземленную мещанку).
В числе московских друзей Писемского – знакомый ему со
студенческих лет А.Н.Островский, который опубликовал в «Москвитянине» повесть
Писемского Тюфяк (1850), положившую начало литературной известности ее автора и
определившую специфическую «физиологически» точную, фактографически
бесстрастную манеру его прозы, раскрывающей в будничных картинах быта – в
традициях горячо почитаемого писателем Н.В.Гоголя и И.А.Гончарова – трагизм
бесцельного существования «лишних» людей, затянутых тиной повседневности. Затем
последовали многочисленные повести (в т.ч. Сергей Петрович Хозаров и Мари
Ступицына.
Брак по страсти, 1851), комедии (в т.ч. Горькая судьбина,
1859) и рассказы (часто очеркового характера, как Комик, Питерщик, Ипохондрик и
др.) из жизни провинции, тепло встреченные публикой и критикой, особенно
радикально-демократической (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев), а
также нравообличительные романы Москвич в Гарольдовом плаще (запрещен цензурой;
вышел под назв. М-r Батманов) и Богатый жених (оба 1852).
В литературе, как и в жизни, нужно помнить одно правило, что
человек будет тысячу раз раскаиваться в том, что говорил много, но никогда, что
мало.
Писемский Алексей Феофилактович
В 1858 вышел роман Тысяча душ – центральное произведение
Писемского, обозначившее усиление в его творчестве открыто тенденциозного,
порою памфлетного начала, горько обличающего «убыль сердца» в современном
обществе, зараженном антиромантическим практицизмом и на место идеала
поставившем нового «идола» – комфорт. Широкий резонанс имел
«антинигилистический» роман Писемского Взбаламученное море (1863), который,
продолжая активную, с начала 1860-х годов антилиберальную публицистическую
деятельность Писемского, демонстирует фальшь Крестьянской реформы 1861,
доказывает неосновательность «шарлатанских» (и потому опасных) попыток
«шестидесятников» изменить социальное устройство, высмеивает властителей дум
радикальной молодежи – А.И.Герцена, Н.П.Огарева, Н.Г.Чернышевского.
После окончательного переезда в Москву в 1863 из Петербурга
(где Писемский жил с 1857, издавая совместно с А.В.Дружининым
антирадикалистский журнал «Библиотека для чтения») Писемский – один из
помощников М.Н.Каткова по редактированию «Русского вестника»; вскоре,
третируемый как литературный поденщик, оставляет журнал. Постепенно отходит от
литературных знакомств, теряя былую общительность и остроумие, становясь
замкнутым и подозрительным, лишь в семье (жена – дочь известного в 1820–1830-х
годах литератора П.П.Свиньина) находя успокоение, пока жизненные удары
(самоубийство старшего и психическая болезнь младшего сына) не сводят его в
могилу.
В последний московский период Писемский, тем не менее, много
пишет: романы о современниках Люди сороковых годов (1869), В водовороте (1871;
получил высокую оценку Л.Н.Толстого), серия очерков из помещичьей жизни Русские
лгуны (1865), произведения на темы русской истории 18 в. (драмы Самоуправцы,
первоначальное назв. Екатерининские орлы; Поручик Гладков, обе 1867;
Милославские и Нарышкины, опубл. в 1886, и др.) и начала 19 в. – роман Масоны
(1880 – 1881), где лишь «вольные каменщики» – люди высоких духовных качеств –
оказываются способными противостоять разрушающей власти денег.
Время - великий мастер разрубать все гордиевы узлы
человеческих отношений.
Писемский Алексей Феофилактович
Обличение последней – основная тема драм Писемского Ваал
(1873), Просвещенное время (1875), комедии Финансовый гений (1876) и романа
Мещане (1877–1878), где, в противовес отвратительным для Писемского «героям
времени» – дельцам, накопителям, по определению нравственно ущербным, –
выдвигается образ утонченного и бездеятельного «барина-идеалиста», хранителя
благородного духа рыцарства.
Умер Писемский в Москве 21 января (2 февраля) 1881.
Алексей Феофилактович Писемский - фото
Алексей Феофилактович Писемский - цитаты В литературе, как и в жизни, нужно помнить одно правило, что человек будет тысячу раз раскаиваться в том, что говорил много, но никогда, что мало. Время - великий мастер разрубать все гордиевы узлы человеческих отношений. Зрячего слепые не собьют, а он их за собою поведет. Количество просмотров: 6551
|