Константин Георгиевич Паустовский - биография
Известный :
Писатель
Страна:
Россия, СССР
Категория:
Писатели
Знак зодиака:
Близнецы
Дата рождения: 31 Мая
1892г.
Дата cмерти: 14 Июля
1968г. (76 лет)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Константин Георгиевич Паустовский (19 (31) мая 1892, Москва
— 14 июля 1968, Москва) — русский советский писатель. Сын инженера-путейца.
Учился в Киевском, затем в Московском университетах. Был рабочим на
металлургических заводах в Юзовке, Екатеринославе, Таганроге, кондуктором
трамвая в Москве; во время империалистической войны был санитаром, матросом,
репортером и редактором газет. Участвовал в гражданской войне (в боях против
Петлюры). Первое свое произведение П. напечатал в 1912, профессиональным писателем
стал с 1927.
Свою лит-ую деятельность П. начал серией новелл,
изображающих жизнь моряков и быт приморских южных городов. Эти ранние
произведения П. сохраняют в себе ряд черт мелкобуржуазного интеллигентского
восприятия действительности. Писателя остро интересует здесь проблема
несоответствия мечты и действительности. Он уделяет особое внимание образу
«мелкого» человека; таков напрель образ гравера в новелле «Этикетки для
колониальных товаров» («Встречные корабли», 1928), который жил мечтой «об
океане, о серебряных веснах, о желтом блеске чужих и пустынных берегов» и
которого жестокая реальность царской России с неизбежностью возвращала в
царство нищеты и произвола.
У любви тысячи аспектов, и в каждом из них - свой свет, своя
печаль, свое счастье и свое благоухание.
Паустовский Константин Георгиевич
Позднее этот гравер «проморгал революцию». В ранних
рассказах П. выявляется пассивно-созерцательный подход к действительности,
писатель любуется в этих новеллах морем, силой и остроумием моряков, он не идет
здесь дальше изображения стихийного, индивидуалистического бунта против
капиталистической эксплуатации («Королева голландская», «Разговор во время ливня»,
«Судебный заговор»). В большинстве своем реалистические новеллы Паустовского
проникнуты лиризмом, им свойственна порой излишняя изысканность. По своей
композиции это — обычно рассказы от первого лица, записки, письма, дневники и
т. п.
Если в ранних новеллах П. выражен созерцательный подход к
мечтателю-интеллигенту, фактически выключенному из социальной практики, то в
последующих своих произведениях П. переходит к изображению интеллигентов,
включающихся в практику социальной борьбы. Горизонт писателя расширяется,
произведения его получают заостренность. В романе «Блистающие облака»
интеллигенты, вроде капитана Кравченко; писателя Берга, журналиста Батурина, в
борьбе с врагами Советского Союза перестают быть людьми, «оторванными от своего
века», и находят, хотя и с опозданием, себе место в новой жизни.
Сюжетный узел романа — поиски похищенных врагом Пиррисоном
чертежей ценного для Советского Союза изобретения. Борясь с врагом,
герои-интеллигенты возвращаются к жизни, перестраиваются. Они чувствуют себя
включенными в практику революционной действительности. Заключительная глава
романа показывает этих людей переродившимися. Писатель Берг, подводя итоги
удачной операции, говорит: «Если бы не эти поиски, вы бы заплеснели в своем
скептицизме». «Очень стал жить широко и молодо». Батурин же почувствовал себя
борцом. Он позовет «к плодоносной земле, к шумным праздникам, к радостным
зрачкам людей, к мудрости каждой, самой незначительной вещи».
Глубочайшим образом люблю природу, силу человеческого духа и
настоящую человеческую мечту. А она никогда не бывает крикливой… Никогда! Чем
больше её любишь, тем глубже прячешь в сердце, тем сильнее её бережешь.
Паустовский Константин Георгиевич
Правда, у Батурина нет еще пролетарского понимания задач
революции. Смысл романа — утверждение необходимости включения интеллигента в
революционную работу как единственного пути, на котором преодолевается узость
кругозора мелкого человека. Несмотря на то что в этом романе излишне
подчеркнуты авантюрные мотивы, несмотря на то что писатель не смог дать
реалистическую трактовку эпизодам классовой борьбы в заслугу Паустовскому
необходимо поставить психологически убедительную трактовку тех изменений,
которые претерпевает большая и лучшая часть интеллигенции в условиях
победоносной борьбы пролетариата.
С значительно большей идейно-художественной зрелостью
написан П. «Кара-Бугаз», первоначально предназначавшийся для юношества и
выдвинувший П. в первые ряды советской литературы. В «Кара-Бугазе» со всей
силой выступает характерное для П. умение сочетать романтический пафос с
реалистическим изображением явлений действительности. Кара-Бугаз — залив
Каспийского моря, содержащий в себе сотни миллионов тонн мирабилита
(глауберовой соли), миллионы тонн брома, барита, серы, известняка, фосфоритов.
Эти колоссальные богатства, освоить которые была бессильна старая самодержавная
Россия, начинает широко разрабатывать пролетарское государство. В Кара-Бугазе
строится мощный комбинат, вовлекаются в строительство кочевники-туркмены,
страшная безводная пустыня превращается в цветущий сад.
П. создает ряд волнующих художественно выразительных
эпизодов; такова напрель сцена первого социалистического соревнования туркмен
при прорытии туннеля. «Кара-Бугаз» в изобилии включает в себя историч.
документы (донесения капитана Жеребцова), выдержки из речей, цифровые справки,
научные разъяснения и т. д.; вместе с тем П. далек от фактографического подхода
к действительности. В «Кара-Бугазе» органически соединились элементы
художественного очерка, литературы путешествий, драматически насыщенной новеллы
о гражданской войне, психологического эскиза. В повествование мимоходом
вкраплены сжатые и вместе с тем выпуклые портреты-характеристики.
Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна
из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и
желание борьбы во имя прекрасного будущего.
Паустовский Константин Георгиевич
Передавая своеобразный колорит пейзажа Туркменистана и
особенности культурно-бытовых черт его населения, Паустовский свободен от
дешевого эстетского экзотизма. В замечательной сказке Бекмета о Ленине
Паустовский дает образец художественного воссоздания творчества народных масс.
Отличительная особенность книги и в том, что она как бы обращена в будущее,
окрылена романтической целеустремленностью.
В повести «Судьба Шарля Лонсевиля» П. переходит от
изображения практики соц. строительства к такому показу прошлого, который не
только не уводит от современности, но еще ярче оттеняет собой ее
значительность. Действие повести развертывается в эпоху Николая I. П. не
случайно избирает своим героем революционера-республиканца Шарля Лонсевиля,
попавшего в Россию в плен после отступления наполеоновской армии: именно такой
человек способен был особенно остро почувствовать казарменную действительность
николаевской России. Положение подобного человека в России трагично, и лишь
смерть избавляет Лонсевиля от пожизненного заключения в Шлиссельбургской
крепости.
Рабской российской действительности противопоставляются
запретные воспоминания о грозных восстаниях крепостных рабочих. Повести «Судьба
Шарля Лонсевиля» свойственны лаконичный, строго вычерченный сюжет, вбирающий
исторические факты, лица, события, остро проведенные линии классовой борьбы,
яркие характеристики, взволнованный и мужественный язык.
Не будем говорить о любви, потому что мы до сих пор не
знаем, что это такое. Может быть это густой снег, падающий всю ночь, или зимние
ручьи, где плещется форель. Или это смех, и пение, и запах старой смолы перед
рассветом, когда догорают свечи и звезды прижимаются к стеклам, чтобы блестеть
в глазах. Кто знает? Может быть, это мужские слезы о том, чего некогда ожидало
сердце: о нежности, о ласке, несвязном шепоте среди лесных ночей. Может быть,
это возвращение детства. Кто знает? «Ручьи, где плещется форель»
Паустовский Константин Георгиевич
Автор большого количества очерков и новелл, Паустовский
заслужил высокую оценку своего творчества, данную виднейшими деятелями и
писателями нашей эпохи — Н. К. Крупской, М. Горьким, Р. Ролланом и др.
«Кара-Бугаз» и «Судьба Шарля Лонсевиля» переведены на немецкий, французский и
английский яз.
Константин Георгиевич Паустовский - фото
Константин Георгиевич Паустовский - цитаты Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Глубочайшим образом люблю природу, силу человеческого духа и настоящую человеческую мечту. А она никогда не бывает крикливой... Никогда! Достичь совершенства в своей работе, дойти до предела — большое счастье, но вместе с тем и опасность. Счастье даётся только знающим. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где её никогда не найдёт человек, обладающий скудными знаниями.
Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Романтическая настроенность не позволяет человеку быть лживым, невежественным, трусливым и жестоким. В романтике заключена облагораживающая сила. Количество просмотров: 6299
|