Жан Лафонтен - биография
Известный :
Писатель, Баснописец
Страна:
Франция
Категория:
Писатели
Знак зодиака:
Рак
Дата рождения: 8 Июля
1621г.
Дата cмерти: 13 Апреля
1695г. (73 года)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Жан Лафонте́н (фр. Jean de La Fontaine) — знаменитый
французский баснописец; род. в 1621 г. в Шато-Тьери, умер в 1695 г.
Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл
детство среди лесов и полей. Двадцати лет он поступил в братство ораторианцев
(Oratoire) для подготовки к духовному званию, но больше занимался философией и
поэзией.
В меду тонет больше мух, нежели в уксусе.
Лафонтен Жан
В 1647 г. отец Жан Лафонтена передал ему свою должность и
убедил его жениться на 15-тилетней девушке. Он очень легко отнесся к своим
новым обязанностям, как служебным, так и семейным, и вскоре уехал в Париж, где
прожил всю жизнь среди друзей, поклонников и поклонниц его таланта; о семье
своей он забывал целыми годами и лишь изредка, по настоянию друзей, ездил на
короткое время на родину.
Сохранилась его переписка с женой, которую он делал
поверенной своих многочисленных романтических приключений. На своих детей он
так мало обращал внимания, что, встретившись в одном доме со своим взрослым
сыном, не узнал его. В Париже Лафонтен имел блестящий успех; Фуке назначил ему
крупную пенсию, как плату за одно стихотворение в месяц; вся аристократия
покровительствовала ему, а он умел остаться независимым и изящно насмешливым,
даже среди льстивых панегириков, которыми он осыпал своих патронов.
Первые стихи, превратившие Жана Лафонтена из салонного стихотворца
в первоклассного поэта, написаны были им в 1661 г. и внушены были сочувствием к
печальной судьбе его друга Фуке. Это была «Элегия к нимфам Во» (Elégie
aux nymphes de Vaux), в которой он горячо заступался перед Людовиком XIV за
опального сановника. Жил он Париже сначала у герцогини Бульонской, потом, более
20 лет, в отеле мадам де Саблиер (m-me de la Sablière); когда последняя
умерла, и он вышел из её дома, он встретил своего знакомого д'Эрвара
(d'Hervart), который предложил ему поселиться у него. «Я как раз туда и
направлялся», гласил наивный ответ баснописца.
Из врагов наших часто следует бояться больше всего самых
малых.
Лафонтен Жан
В 1659—65 гг. Жан Лафонтен был деятельным членом кружка
«пяти друзей» — Мольера, Л., Буало, Расина и Шапелля, и сохранял со всеми
дружеские сношения и после разрыва между другими членами кружка. В числе его
друзей были также Кондэ, Ларошфуко, мадам де Севиньи и др.; только ко двору он
не имел доступа, так как Людовик XIV не любил легкомысленного, не признающего
никаких обязанностей поэта. Это замедлило избрание Лафонтена в академию, членом
которой он стал только в 1684 г. Под влиянием мадам де Саблиер Лафонтен, в
последние годы жизни, стал верующим, оставаясь, однако, легкомысленным и
рассеянным поэтом, для которого серьёзна была только его поэзия. Значение Жана
Лафонтена для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр,
заимствуя из древних авторов лишь внешнюю фабулу басен. Создание этого нового
жанра полу-лирических, полу-философских басен обусловливается индивидуальным
характером Лафонтена, искавшего свободной поэтической формы для отражения своей
артистической натуры.
Эти поиски не сразу увенчались успехом. Его первым
произведением была «Джоконда» (Joconde, 1666), легкомысленное и остроумное
подражание Ариосто; за этим последовал целый ряд «сказок», крайне скабрёзных. В
1668 г. появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа,
переложенные на стихи М. Лафонтеном» (Fables d’Esope, mises en vers par M. de
La Fontaine); 2 изд., заключавшее уже 11 книг, вышло в 1678 г., а 3-е, с
включением 12-й и последней книги — в 1694 г. Первые две книги носят более
дидактический характер; в остальных Жан Лафонтен все более становится
свободным, перемешивает нравоучение с передачей личного чувства и, вместо
иллюстрации, напр., той или другой этической истины, передает большей частью
какое-нибудь настроение.
Жан Лафонтен менее всего моралист и, во всяком случае,
мораль его не возвышенная; он учит трезвому взгляду на жизнь, уменью
пользоваться обстоятельствами и людьми, и постоянно рисует торжество ловких и
хитрых над простоватыми и добрыми; сентиментальности в нём абсолютно нет — его
герои те, кто умеет устроить свою судьбу. Но не в этой грубой, утилитарной
морали значение басен Жана Лафонтена Они велики своими художественными
достоинствами; автор создал в них «комедию в сто актов, перенеся на сцену весь
мир и все живые существа в их взаимных отношениях». Он понимал людей и природу;
воспроизводя нравы общества, он не громил их как проповедник, а отыскивал в них
забавное или трогательное. В противоположность своему веку, он видел в зверях
не механические существа, а живой мир, с богатой и разнообразной психологией. В
его баснях живёт вся природа. Под видом звериного царства он, конечно, рисует
человеческое, и рисует тонко и метко; но в то же время его звериные типы в
высшей степени выдержанны и художественны сами по себе.
Каждый льстец живет за счет того, кто его слушает.
Лафонтен Жан
Художественному значению басен Жана Лафонтена способствует
также красота поэтических вступлений и отступлений Лафонтена, его образный
язык, свободный стих, особое искусство передавать ритмом движения и чувства и
вообще удивительное богатство и разнообразие поэтической формы. Данью галантной
литературе стало прозаическое произведение Жана Лафонтена - повесть «Любовь
Психеи и Купидона» (Les amours de Psyché et de Cupidon), являющаяся
переработкой сказки Апулея об Амуре и Психее из его романа «Золотой осёл».
Жан Лафонтен - фото
Жан Лафонтен - цитаты Из врагов наших часто следует бояться больше всего самых малых.
В меду тонет больше мух, нежели в уксусе.
Знатные люди в большинстве своем — театральные маски.
Мы встречаем свою судьбу на пути, который избираем, чтобы уйти от нее.
Любовь, любовь, когда ты овладеваешь нами, можно сказать: прости, благоразумие!
Количество просмотров: 17384
Комментарии к биографии Жан Лафонтен Автор комментария: ученик Дата комментария: 2014-10-20 очень помогло Автор комментария: читатель Дата комментария: 2014-10-20 спасибо!
|