Микола Платонович Бажан - биография
Известный :
Переводчик, Поэт, Публицист, Общественный деятель
Страна:
Украина
Категория:
Писатели
Знак зодиака:
Весы
Дата рождения: 9 Октября
1904г.
Дата cмерти: 23 Ноября
1983г. (79 лет)
Биография добавлена: 1 Октября 2014г.
Микола (Николай) Платонович Бажан (укр. Микола Платонович Бажан; 1904 — 1983) — украинский советский поэт, переводчик, публицист и общественный деятель. Академик АН УССР (1951). Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской (1982) и двух Сталинских премий второй степени (1946, 1949). Член ВКП(б) с 1940 года.
Путь в литературу
Микола Бажан родился 26 сентября (9 октября) 1904 года в Каменце-Подольском (ныне в Хмельницкой области Украины) в семье военного топографа. В 1910 году отца перевели в Умань, где прошли детские годы будущего поэта. Здесь Бажан учился в кооперативном техникуме и параллельно в 1920—1921 годах занимался изучением авангардного сценического искусства в студии «Кийдрамте» под руководством Леся Курбаса. Пишет стихи, составившие рукописный сборник стихов «Контрасты настроения» (1920—1921).
В 1921 году переезжает в Киев, где учится в Кооперативном институте (1921—1923), а затем в Киевском институте внешних связей (1923—1925). В 1923 году по приглашению молодого писателя Михайля Семенко присоединяется к группировке панфутуристов, идет работать в редакцию газеты «Большевик». В этой газете в 1923 году опубликовано первое стихотворение Бажана «Руро-марш» и другие произведения в футуристическом духе.
Бажан принадлежал к изначальным сторонникам революции не столько из-за политических взглядов, сколько из-за своего авангардизма в искусстве. Ему казалось, что грандиозный социальный катаклизм даст новую жизнь Украине, освободит её творческие силы. В отличие от многих поэтов старшего поколения, Бажан сразу принял большевистский режим.
Период революционного романтизма
В 1925 году Бажан присоединяется к группировке Хвылевого. Вскоре выходит первый сборник стихов «17-й патруль» (1926), который органично вписывался в господствовавший тогда в большевистской поэзии пафос романтизации пролетариата и чекистов.
Начиная со сборника «Резная тень» (1927) Бажан все больше определяется как поэт барочной эстетики, неутомимого и многоярусного разворачивания темы, изобретательного и роскошного переплетения мотивов, органичного соединения брутального и патетического. Шедевром этого стиля является цикл «Здания» (1929), в котором Бажан проявляет себя как поэтический интерпретатор энергии человеческих дел, различных форм этих дел, в том числе эксцентричных.
В «Смерти Гамлета» (1932) он откровенно противопоставляет общечеловеческие символы гуманистической культуры как лживые ленинской безоглядности как истине (нравственно всё, что служит революции, и только это). В этом произведении поэт провозглашает анафему «абстрактному гуманизму», которая стала надоедливым лейтмотивом всей последующей партийной идеологии. Ещё сильнее эта тема звучит в «Трилогии страсти» (1933), поэт с ненавистью истребляет в себе всё, что мешает ему стать тем, чего требует время — бойцом централизованной классовой морали. Победа над гуманизмом в себе давалась нелегко. Тяжёлые сомнения, болезненные размышления души, загнанной в подземелье сознания, звучат в поэмах «Слепцы» (1931) и «Гетто в Умани» (1930).
Творчество сталинского периода
После 1933 года из под пера Бажана выходит преимущественно партийная патетика — изобретательная, мастерски выполненная, но вымученная, хотя и под маской искренности: поэмы «Бессмертие» (1937), «Мать» (1938), «Отцы и сыновья» (1939). Традицию барочного одописания, литературно близкую поэту, продолжает «Товарищ стоит в звездоносном Кремле» (1932).
Настоящий Бажан прорывается там, где поэту удается уклониться от прессинга политических императивов, пусть и внутренне усвоенных. Прежде всего в культурологических стихотворениях, обращении к духовному наследию народов СССР, интерпретации явлений мирового искусства, сциентизме — научной поэзии: поэма «Число» (1931).
Особенный период в жизни и творчестве Бажана — годы войны с немецко-фашистскими захватчиками. Произведения этих лет остро отражают беду народа, опасность, нависшую над ним, патриотический подъем, общесоветские формы которого вмещают и чисто национальные переживания: «Клятва» (1941), «Даниил Галицкий» (1942), «Сталинградская тетрадь» (1943).
В первые послевоенные годы Бажан создает «У Спасской башни» (1952), в борьбе против украинского национализма, громить не только произведения Грушевского, но и коллег-писателей, в том числе своего друга Ю. И. Яновского, развенчивать загнивающий империалистический Запад («Английские впечатления», 1949).
Поздний период
Бажан создает сборники «Мицкевич в Одессе» (1957), «Итальянские встречи» (1961). Цикл «Перед статуями Микеланджело» из последнего сборника заставляет вспомнить барочную резьбу его ранних «Зданий», но уже во всей зрелости мастера. Глубокий философский трагизм звучит в стихотворениях и поэмах сборника «Уманские воспоминания» (1972).
Оттепель дала возможность Бажану вспомнить о многих мрачных страницах прошлого. В своём выступлении на вечере памяти Миколы Кулиша он впервые открыто вспоминает о подвалах Октябрьского дворца в Киеве, где расстреливали писателей. О преступлениях прошлого, его репрессивной тяжести, но и об уроках нравственного, духовного противостояния им говорится в поэме «Полет сквозь бурю» (1964).
Вершиной творчества позднего Бажана стали восемь «Ночных концертов» из сборника «Знаки» (1978). Они ещё раз подтвердили его уникальную способность конгениального переживания и претворения в слове шедевров искусства, на этот раз музыкального.
В 1970-е годы Бажан обратил внимание на молодого поэта М. А. Фишбейна, который стал его литературным секретарём, а в дальнейшем — известным поэтом Украины.
Деятельность переводчика
Бажан — выдающийся мастер художественного перевода. Крупнейшим достижением является его перевод поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели (1935; премия Грузинской ССР, 1937). Среди мастерски выполненных Бажаном переводов — «Буря» Шекспира, произведения Данте, Гёте, Гейне, Гёльдерлина, Мицкевича. Особую роль для молодой украинской поэзии сыграли его переводы из Рильке. Также Бажан является автором перевода гимна СССР на украинский язык
Политическая и общественная деятельность
В 1941 году выступал с отчетным докладом на Всеукраинской конференции КП(б)У. В 1943—1948 годах заместитель Председателя Совета Министров Украинской ССР, советник представительства Украины в ООН. В 1946—1962 депутат ВС СССР. В 1953—1959 годах председатель СП Украинской ССР.
Редакторская деятельность
В 1957—1983 годах главный редактор Украинской Советской Энциклопедии. Под его руководством были изданы Украинские советские энциклопедии в 17-ти томах (1959—1965), в 12-ти томах (1977—1985), «История украинского искусства» в 6-ти томах (1966—1968; Государственная премия УССР, 1971), «Шевченковский словарь» (1976—1977).
Н. П. Бажан умер 23 ноября 1983 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
Награды и премии
- Ленинская премия (1982) — за стихотворный сборник «Знаки» (1979)
- Сталинская премия второй степени (1946) — за поэму «Даниил Галицкий» (1942), стихотворение «Клятва» (1941), сборник стихов «Сталинградская тетрадь» (1942)
- Сталинская премия второй степени (1949) — за сборник стихов «Английские впечатления» (1949)
- Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1965) — за поэму «Полёт сквозь бурю» (1964)
- Герой Социалистического Труда (1974)
- народный поэт Узбекистана (1974)
- заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1964)
- заслуженный деятель науки Украинской ССР (1966)
- пять орденов Ленина
- орден Октябрьской Революции
- орден Красного Знамени
- два ордена Трудового Красного Знамени
- медали
Семья
- Первая жена — Галина Симоновна Коваленко (1905—1989), актриса театра «Березиль», затем переводчица. Дочь — Майя.
- Вторая жена — Нина Владимировна Лауэр.
Увековечение памяти
В честь Н. П. Бажана назван проспект в Киеве, а также улицу в Хмельницком.
Поэтические сборники
- «Контрасты настроения» (1920—1921, опубликован в 1975).
- «17-й патруль» (1926).
- «Резная тень» (1927).
- «Здания» (1929).
- «Ямбы» (1940).
- «Клятва» (1941).
- «Сталинградская тетрадь» (1943).
- «В дни войны» (1945).
- «Английские впечатления» (1949).
- «У Спасской башни» (1952).
- «Мицкевич в Одессе» (1957).
- «Итальянские встречи» (1961).
- «Четыре рассказа о надежде. Вариации на тему Рильке» (1966).
- «Уманские воспоминания. Новеллы в стихах» (1972).
- «Знаки» (1978).
Поэмы
- «Разговор сердец» (1929).
- «Гетто в Умани» (1930).
- «Гофманова ночь» (1930).
- «Слепцы» (1931).
- «Число» (1931).
- «Смерть Гамлета» (1932).
- «Трилогия страсти» (1933).
- «И солнце такое прозрачное» (1934).
- «Бессмертие» (1937).
- «Мать» (1938).
- «Отцы и сыновья» (1939).
- «Даниил Галицкий» (1942).
- «Полет сквозь бурю» (1964).
- «Ночные размышления старого мастера» (1976).
Проза
- «А. П. Довженко» (1930)
- «Думы и воспоминания» (1982).
Киносценарии
- 1926 — Алим
- 1927 — Микола Джеря
- 1929 — Приключения полтинника
- 1930 — Студентка (с А. Я. Каплером); Кварталы предместья
- 1931 — Год рождения 1917; Марш шахтёров
Издание сочинений
- Твори в чотирьох томах. — Київ, 1974—1975.
- Твори в чотирьох томах. — Київ, 1984—1985.
- Избранные произведения в двух томах. — М., 1984.
Микола Платонович Бажан - фото
Микола Платонович Бажан - цитаты Дорого зустрічей і тиха путь прощань,
Людська дорого, — просто стелься,
Відбивши на холодних рельсах
Огні ночей і дотики світань! І серце в путь мене веде,
І я не йти — не можу… Іде по європах мара Достоєвського
І шкрябає пальцем в двоїсті серця. …О жовті черепи, — прикмети межові
На скорбних перехрестях війн…
Прикмети вірного маршруту —
Ці жовті черепи зіницями на схід.
Повз мертву голову забуту
Йдуть люди в радісний похід… Поволі родяться слова нічних нарад —
Про мсту і смерть шляхетству на Вкраїні
В холодноярській радяться святині
Козак, і гречкосій, і збіглий з військ солдат. Количество просмотров: 8360
|