Пьер Корнель - биография
Известный :
Писатель, Драматург
Страна:
Франция
Категория:
Писатели
Знак зодиака:
Близнецы
Дата рождения: 6 Июня
1606г.
Дата cмерти: 1 Октября
1684г. (78 лет)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Пьер Корнель (фр. Pierre Corneille; 6 июня 1606, Руан — 1
октября 1684, Париж) — знаменитый французский драматург, «отец французской
трагедии». Член Французской Академии (1647).
Сын руанского чиновника. Окончил коллеж иезуитов (1622; ныне
— лицей имени Корнеля). Лиценциат юриспруденции (1624). На протяжении четырёх
лет стажировался в качестве адвоката при Руанском парламенте. В (1628) получил
место прокурора, однако мало интересовался служебной карьерой.
Самые приятные удовольствия наши не лишены грусти.
Корнель Пьер
Последние годы жизни Корнель провёл очень уединённо и был в
крайне стеснённых обстоятельствах. Только благодаря хлопотам его друга Буало,
Корнелю была назначена маленькая пенсия.
Драматургия Корнеля (полный список пьес)
* «Алидор» (Alidor) (атрибуция неокончательная) (между 1626 и 1628)
* «Мелита» (Melite, 1629)
* «Клитандр» (Clitandre (1631)
* «Вдова» (La Veuve, 1632)
* «Галерея Дворца» (La Galerie du Palais, 1633)
* «Компаньонка» (La Suivante, 1634)
* «Королевская площадь» (La Place royale, 1634)
* «Медея» (Medee, 1635)
* «Комедия, сыгранная в саду Тюильри» (Comedie de Tuileries, в соавторстве с Г.
Кольте, П.Л’Этуалем, Ж. Ротру и Ф. де Буаробером) (1635)
* «Комическая иллюзия» (L’Illusion comique, 1636)
* «Сид» (Le Cid, 1636)
* «Гораций» (Horace, 1640)
* «Цинна» (Cinna, 1641)
* «Полиевкт» (Polyeucte, (1642)
* «Смерть Помпея» (La Mort de Pompee, 1644)
* «Лжец» (Le Menteur, 1644)
* «Родогуна» (Rodogune, 1644)
* «Теодора» (Theodore, 1646)
* «Ираклий» (Heraclius, 1647)
* «Андромеда» (Andromede, 1650)
* «Дон Санчо Арагонский» (Don Sanche d’Aragon, 1650)
* «Никомед» (Nicomede, 1651)
* «Пертарит» (Pertharite, 1652)
* «Эдип» (?dipe, 1659)
* «Золотое руно» (La Toison d’or, 1660)
* «Серторий» (Sertorius, 1662)
* «Софонисба» (Sophonisbe, 1663)
* «Отон» (Othon, 1664)
* «Агесилай» (Agesilas, 1666)
* «Аттила» (Attila, 1667)
* «Тит и Береника» (Tite et Berenice, 1670)
* «Психея» (Psyche) (в соавторстве с Мольером и Филиппом Кино) (1671)
* «Пульхерия» (Pulcherie, 1672)
* «Сурена» (Surena, 1674)
Первой пьесой Корнеля обычно считается комедия «Мелита»
(Melite, 1629), однако в 1946 г. была обнаружена анонимная рукопись выдержанной
в традициях «Астреи» Оноре д’Юрфе пасторальной пьесы «Алидор, или Безразличный»
(Alidor ou l’Indifferent, соч. между 1626 и 1628 г., опубл. в 2001 г.),
которую, возможно, следует считать подлинным дебютом великого драматурга (по
другим версиям, её автор — Жан Ротру).
Так со смертными судьба порой играет:
То вознесет их вверх, то в пропасть низвергает.
И так устроен мир, что в счастье иногда
Уже заключена великая беда.
Корнель Пьер
За «Мелитой» последовал ряд комедий, которыми Корнель создал
себе положение и расположил к себе Ришельё.
С 1635 г. Корнель пишет трагедии, сначала подражая Сенеке; к
числу этих первых, довольно слабых попыток принадлежит «Medee». Затем,
вдохновившись испанским театром, он написал «L’Illusion Comique» (1636) —
тяжеловесный фарс, главное лицо которого испанский матамор.
В конце 1636 г. появилась другая трагедия Корнеля,
составляющая эпоху в истории французского театра: это был «Сид», сразу
признанный шедевром; создалась даже пословица: «прекрасен как Сид» (beau comme
le Cid)».
Дарите исподволь - и цену дар удвоит:
То, как вы дарите, самих подарков стоит.
Корнель Пьер
Париж, а за ним вся Франция продолжали «смотреть на Сида
глазами Химены» даже после того, как парижская академия осудила эту трагедию, в
«Sentiments de l’Academie sur le Cid»: автор этой критики Шаплен находил выбор
сюжета трагедии неудачным, развязку — неудовлетворительной, стиль — лишённым
достоинства.
Апогей творчества Корнеля:
* «Horace» (1640),
* «Cinna» (1640),
* «Polyeucte».
Написанная в Руане трагедия «Гораций» была поставлена в
Париже в начале 1640 года, видимо, на сцене «Бургундского отеля». Премьера
трагедии не стала триумфом драматурга, но от спектакля к спектаклю успех пьесы
нарастал.
Включенная в репертуар театра «Комедии Франсез», трагедия
выдержала на этой сцене количество спектаклей, уступающее лишь «Сиду». В
основных ролях пьесы с блеском выступали такие прославленные актеры, как
мадемуазель Клерон, Рашель, Муне-Сюлли и другие.
Впервые издан «Гораций» был в январе 1641 году Огюстеном
Курбе.
На русский язык трагедия была переведена А. И. Чепяговым, А.
А. Жандром, А. А. Шаховским и П. А. Катениным в 1817 году, затем М. И. Чайковским
(1893), Л. И. Поливановым (1895), Н. Я. Рыковой (1956). Первый перевод
предназначался исключительно для сцены и издан не был (кроме 4-го действия
пьесы, переведенного П. А. Катениным и напечатанного в 1832 году).
Перевод этот ставился несколько раз как в Петербурге, так и
в Москве. Следует отметить октябрьскую постановку 1817 года, которая стала, по
овспоминаниям современников, «замечательным успехом» актеров.
Основные роли исполняли Е. С. Семенова (Камилла), М. И.
Вальберхова (Сабина), Я. Г. Брянский (Гораций). Упомянем также постановки 1819
года (Камилла — А. М. Колосова) и 1823 года (Гораций — Я. Г. Брянский, Камилла
— А. М. Колосова, Сабина — А. Д. Каратыгина).
К тому же времени относится женитьба Корнеля на Мари де
Ламприер (Marie de Lampriere), разгар его светской жизни, постоянные сношения с
отелем Рамбулье. Одна за другой появлялись его прекрасная комедия «Le Menteur»
и гораздо более слабые трагедии:
* «Pompee»,
* «Rodogune»,
* «Theodore, vierge et martyre»,
* «Heraclius».
В 1647 г. Корнель избран был членом французской академии
(кресло № 14). Появившиеся после того пьесы:
* «Andromede»,
* «Don Sanche d’Aragon»,
* «Nicomede»
принадлежат, за исключением последней, к более слабым его произведениям.
Начиная с 1651 г. Корнель поддался влиянию своих
друзей-иезуитов, пытавшихся отвлечь своего бывшего воспитанника от театра.
Корнель занялся религиозной поэзией, как бы во искупление своего светского
творчества прежних лет, и напечатал вскоре стихотворный перевод «Подражания
Иисусу Христу» («Imitation de Jesus Christ»).
Перевод этот имел огромный успех и выдержал за 20 лет 130
изданий. За ним последовало несколько других переводов, сделанных также под
влиянием иезуитов: панегирики Деве Марии, псалмы и т. д.
Значение Корнеля для французского театра заключается прежде
всего в создании национальной трагедии. До него театр был рабским подражанием
латинской драме Сенеки, и даже такие талантливые предшественники Корнеля, как
Арди, Гарнье, Жан Ротру и другие, не сумели сломить рамок условности,
превращавшей трагедию в мертвую, сухую декламацию.
Корнель первый оживил французскую драму, привив ей испанский
элемент движения и силы страсти; с другой стороны, он возобновил традиции
классической драмы в изображении страстей, глубоко человечных по своему
существу, но стоящих выше обыденной жизни по своей силе.
Про творчество Корнеля и его преемника Расина некоторые
критики говорили, что «Корнель рисует людей такими, как они должны были бы
быть, а Расин — такими, каковы они в действительности».
Корнель изображает идеальное человечество, героев с
непреклонной волей в исполнении самого сурового долга, и если это и придает
некоторую сухость его трагедиям, то она возмещается жизненностью трагических
конфликтов, изображаемых поэтом.
Корнель исходит из аристотелевского принципа, что трагедия
должна воспроизводить важные события, что в ней должны действовать сильные
люди, душевные конфликты которых приводит к роковым последствиям. Но вместе с
тем он помнит, что душу зрителя трогают только бедствия, вытекающие из
свойственных ему самому страстей.
Эти принципы Корнель излагает в своих теоретических
рассуждениях, то есть в предисловиях к трагедиям и в «Discours sur le poeme
dramatique», и воплощает в лучших своих трагедиях.
Все они проникнуты вечной борьбой долга и чувства, любовь
противопоставляется долгу по отношению к родителям, патриотизм — семейным
привязанностям, великодушие — внушениям государственной политики, преданность
религиозной идее — увлечениям личного чувства и т. д. Только в «Сиде» победа
остается на стороне любви, вносящей гармонию в разъединённые долгом души.
В «Horace» первенствующее значение и окончательная победа
принадлежат патриотизму; Корнель достигает высшего пафоса в изображении
римского гражданина, старика Горация, предпочитающего смерть сына его позору,
ставящего государство выше семьи.
В «Polyeucte» замечательна трагическая фигура мученика,
внезапно осенённого благодатью веры и находящего в ней силу стать выше земных
привязанностей.
Могучий стих Корнеля, по пластичности, выразительности и
силе — единственный в своём роде. Умение заключить в одной фразе, в одном
обороте речи отражение цельной человеческой души составляет характерную черту
Корнеля.
Знаменитое «Пусть бы умер!» (Qu’il mourut!)" старика
Горация, в ответ на вопрос, что мог сделать его сын, оказавшийся лицом к лицу с
тремя противниками; поразительный контраст между словами Горация: «Albe vous a
nomme — je ne vous connais plus» и ответом Куриация: «je vous connais encore» —
всё это и многое другое носит на себе печать истинной гениальности.
Пьесы Корнеля переведены на русский язык:
* Я. Б. Княжниным, «Сид» (СПб. 1779); «Смерть Помпея» (СПб. 1779); «Цинна или
Августово милосердие» (СПб. 1779); «Родогуна» (М. 1788);
* П. А. Катениным: «Сид» (СПб, 1822). Об этом переводе упоминает Пушкин в
первой главе «Евгения Онегина»: «Там наш Катенин воскресил// Корнеля гений
величавый» (строфа XVIII).
* Е. Барышевым, «Сид» (СПб. 1881) и «Родогонда» (СПб. 1881).
* Среди переводчиков XX века следует упомянуть Михаила Лозинского, выпустившего
свой перевод «Сида» в 1938 г.; Вс. Рождественского, Т. Гнедич, Ю. Корнеева, М.
Кудинова. Наиболее полное на сегодняшний день собрание пьес Корнеля на русском
языке было опубликовано издательством «Искусство» В его состав вошли: «Компаньонка»,
«Королевская площадь», «Иллюзия», «Сид», «Гораций», «Цинна», «Полиевкт»,
«Помпей», «Лжец», «Родогуна», «Ираклий», «Дон Санчо Арагонский», «Никомед»,
«Серторий» и «Сурена». (Корнель П. Театр. В 2-х т. Составление, статья и
комментарий А. Д. Михайлова. М.: 1984).
Пьер Корнель - фото
Пьер Корнель - цитаты Умение властвовать не черпается из книг.
Чем больше усилий, тем больше слава.
Сначала в силах мы сопротивляться страсти,
Пока она своей не показала власти. У брака и любви различные стремленья:
Брак ищет выгоды, любовь — расположенья. Давно замечено, что любопытство тоже
Сердца иные жжет и на любовь похоже.
Так, словно милостыню ей дает, и сраму
Ему не избежать, и он старался зря:
Хотел понравиться — и оскорбил, даря. Количество просмотров: 5644
|