Иван Александрович Ильин - биография
Известный :
Писатель, Философ, Публицист, Идеолог
Страна:
Россия
Категория:
Писатели, Наука
Знак зодиака:
Овен
Дата рождения: 9 Апреля
1882г.
Дата cмерти: 21 Декабря
1954г. (72 года)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Ильин Иван Александрович (1882–1954), русский философ и
правовед. Родился в Москве 16 (28) марта 1882. В 1906 окончил юридический
факультет Московского университета и был оставлен при университете для
подготовки к профессорскому званию.
В 1910–1912 стажировался в университетах Гейдельберга,
Фрейбурга, Берлина, Парижа, где слушал лекции крупнейших европейских философов
— Г. Риккерта, Г. Зиммеля, Э.Гуссерля и др. С 1912 преподавал в Московском
университете. В 1918 защитил диссертацию Философия Гегеля как учение о
конкретности Бога и человека.
Но дело прежде всего в том, чтобы мы сами верно поняли,
продумали и прочувствовали дух национал-социалистического движения.
Несправедливое очернение и оклеветание его мешает верному пониманию, грешит
против истины и вредит всему человечеству. Травля против него естественна,
когда она идет от коминтерна; и противоестественна, когда она идет из
небольшевистских стран.
(«Национал-социализм. Новый дух» 1933 г.)
Ильин Иван Александрович
В 1921 был избран председателем Московского психологического
общества. В 1922 вместе с большой группой деятелей культуры Ильин был выслан из
России. Участвовал в организации Русского научного института в Берлине, издавал
журнал «Русский колокол», опубликовал ряд книг: Религиозный смысл философии.
Три речи, 1925; О сопротивлении злу силою, 1925; Путь духовного обновления,
1935 и др.
После прихода к власти в Германии нацистов потерял работу, а
в 1938 эмигрировал в Швейцарию, где жил в пригороде Цюриха Цолликоне. Умер
Ильин в Цюрихе 21 декабря 1954.
Будучи крупным правоведом, учеником П. И. Новгородцева,
Ильин в своем фундаментальном исследовании Философия Гегеля как учение о
конкретности Бога и человека рассматривал гегелевское учение о праве и
государстве как элемент «целостной» метафизики немецкого философа.
В основе этой метафизики, по Ильину, лежал религиозный опыт,
который стал источником основной философской идеи Гегеля — идеи
«спекулятивно-конкретного» («все реальное подлежит закону спекулятивной
конкретности — вот содержание того кардинального опыта и той основной идеи,
которой посвящена вся философия Гегеля»).
Хотя Ильин никогда не был последовательным гегельянцем, он,
как и Гегель, был склонен подчеркивать единство правового и морального
сознания. В работе О сущности правосознания (1956) он определил «аксиомы
правосознания», лежащие в основе общественной и государственной жизни: «закон
духовного достоинства, закон автономии и закон взаимного признания».
Первый из них фиксирует духовно-личностный статус
гражданина, его неотъемлемое право на самоуважение, достоинство личности,
отстаивание собственной позиции (интеллектуальной, религиозной, нравственной,
эстетической). Второй момент отражает сложную диалектику свободы и
ответственности гражданина, который может сохранить собственную «автономность»
только в том случае, если является подлинным субъектом права и «внутренне
свободно» исполняет возложенные на него обществом и государством обязанности.
Что cделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в
Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе.
(«Национал-социализм. Новый дух» 1933 г.)
Ильин Иван Александрович
Третий принцип признает важнейшим условием гражданской жизни
взаимное уважение граждан и понимание ими безусловной ценности гражданских и
государственных институтов. Будучи сторонником монархии, Ильин в то же время
считал, что монархический идеал далеко не всегда может и должен быть воплощен в
жизнь.
Так, размышляя о перспективах развития России в
постсоветскую эпоху, он признавал целесообразным соединение в ее
государственной организации монархических, республиканских и аристократических
(элитарных) элементов. Отвергая любые формы антигосударственной, анархической
идеологии, Ильин подверг резкой критике моральный анархизм Л.Толстого в своей
работе О сопротивлении злу силою (1925). В религиозно-метафизических построениях
Ильина решающая роль отводится духовности (духу) в человеке и в обществе.
Уровень духовности определяет качество индивидуальной и
общественной жизни и в конечном счете зависит от волевых, творческих усилий
личностей. «Каждый из нас должен найти и утвердить в себе свое самое главное —
и никто другой заменить его в этом нахождении и утверждении не может.
Фашизм возник как реакция на большевизм, как концентрация
государственно-охранительных сил направо. Во время наступления левого хаоса и
левого тоталитаризма — это было явлением здоровым, необходимым и неизбежным.
Такая концентрация будет осуществляться и впредь, даже в самых демократических
государствах: в час национальной опасности здоровые силы народа будут всегда
концентрироваться в направлении охранительно-диктаториальном. Так было в
древнем Риме, так бывало в новой Европе, так будет и впредь.
(«О фашизме», 1948 г.)
Ильин Иван Александрович
Дух есть сила личного самоутверждения в человеке, — но не в
смысле инстинкта и не в смысле рационалистического осознания состояний своего
тела и своей души, а в смысле верного восприятия своей личностной самосути, в
ее предстоянии Богу и в ее достоинстве. Человек, не осознавший своего
предстояния и своего достоинства, не нашел своего духа».
Исключительное место в творчестве Ильина в период эмиграции
занимают его многочисленные статьи о России, ее прошлом, настоящем и будущем. 3
октября 2005 прах Ильина был перезахоронен в Донском монастыре в Москве.
Обширный архив корреспонденции и писем Ильина 26 мая 2006
был передан университетом штата Мичиган библиотеке Московского государственного
университета. Эти материалы были вывезены в США учеником Ильина профессором Н.
П. Полторацким в 1965 из Цюриха.
Иван Александрович Ильин - фото
Иван Александрович Ильин - цитаты Никогда не жалуйся на время, ибо ты для того и рожден, чтобы сделать его лучше.
Без свободы - гаснет дух; без духа - вырождается и гибнет свобода. О, если бы люди увидели и уразумели этот закон! Внешняя свобода дается человеку для того, чтобы он внутренне воспитал и освободил себя; политическая же свобода предполагает, что человек воспитал и освободил самого себя, и потому она дается ему для того, чтобы он мог воспитывать других к свободе. Внутренняя свобода есть способность духа самостоятельно увидеть верный закон, самостоятельно признать его авторитетную силу и самодеятельно осуществить его в жизни. Духу человека доступна свобода, и ему подобает свобода. Ибо дух есть сила самоопределения к лучшему. Количество просмотров: 7486
|