Борис Константинович Зайцев - биография
Известный :
Писатель, Переводчик, Литературный деятель
Страна:
Россия
Категория:
Писатели
Знак зодиака:
Водолей
Дата рождения: 10 Февраля
1881г.
Дата cмерти: 22 Января
1972г. (90 лет)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Зайцев Борис Константинович (1881–1972), русский прозаик,
драматург. Эмигрировал в 1922. Родился 29 января (10 февраля) 1881 в Орле.
Детство прошло в Калуге, где в 1898 Зайцев окончил реальное
училище. За участие в студенческих беспорядках был отчислен из Московского
технического училища, куда его определил отец, директор завода Ю.П.Гужона.
Учился в Горном институте в Петербурге и на юридическом факультете Московского
университета (не окончил). Дебютировал в 1901 рассказом В дороге, в 1906 вышли
Рассказы. Книга 1-я, принесшие автору известность. О своем творческом развитии
Зайцев писал в 1916: «Начал с повестей натуралистических; ко времени
выступления в печати – увлечение т.н. «импрессионизмом», затем выступает элемент
лирический и романтический. За последнее время чувствуется растущее тяготение к
реализму».
Вы ведь молодая Россия - главная наша надежда. Радостно
видеть, что связь существует между приходящими в жизнь и уходящими из нее,
связь душевно-культурная, это самое важное.
Зайцев Борис Константинович
Специфика литературной позиции Зайцева определялась его
промежуточным положением между участниками литературного объединения «Среда»,
твердо приверженного заветам русской реалистической классики, и явным
тяготением к символизму, которым во многом определялась и проблематика его
первых произведений, и их построение в форме, называемой автором «бессюжетным
рассказом-поэмой». В ранних сборниках Зайцева (Рассказы. Книга 2-я, 1909)
заметно влияние К.Гамсуна. Вместе с тем уже на начальном этапе творчества
ощутимо сильное воздействие Чехова, предопределяющее выбор героя: это
интеллигент, который всегда находится в разладе с окружающим прозаичным миром,
не расстался с мечтами об иной, истинно одухотворенной форме существования и
способен, вопреки своим тягостным будням, устремляться к недостижимому высокому
идеалу. Присутствие Чехова особенно заметно в драматургии Зайцева, где
выделяется пьеса Усадьба Ланиных (1914), ставшая режиссерским дебютом
Е.Б.Вахтангова.
В 1904 Зайцев впервые посетил Италию, подолгу жил там в годы
перед Первой мировой войной и считал эту страну своей второй духовной родиной.
Итальянские впечатления подсказали сюжеты нескольких его рассказов (сборник
Рафаэль, 1922, к которому примыкает цикл очерков Италия, печатавшихся с 1907) и
до конца жизни писателя продолжали питать его творчество.
Своим главным произведением русского периода Зайцев не раз
называл повесть Голубая звезда (1918), расцененную им как «прощание с прошлым».
Повесть воссоздает историю любви героя, мечтателя и искателя высшей духовной
правды, к девушке, которая напоминает тургеневских героинь. Фоном этой любви
становится интеллектуальная и художественная жизнь московской среды, которая в
предчувствии приближающихся грозных исторических событий пытается обрести для
себя прочные нравственные опоры и духовные ориентиры, однако уже чувствует, что
уходит весь ее устоявшийся быт и впереди полоса тяжелых потрясений. Этот мотив
присутствует и в сборнике рассказов, порою сближающихся со стихотворениями в
прозе, Улица св. Николая (1923), первой книге Зайцева, увидевшей свет после его
исхода из России.
Сколько раз все писали лунные ночи, а тут все свежо, богато,
сильно - и общий дух превосходен - и смерть, и вечность, и спиритуальность:
одним словом (...) высокая поэзия. (о рассказах Бунина)
Зайцев Борис Константинович
В годы Первой мировой войны Зайцев окончил Александровское
военное училище и сразу после Февральской революции был произведен в офицеры,
однако не попал на фронт и с августа 1917 по 1921 жил в своем калужском
поместье Притыкино. По возвращении в Москву был избран председателем
Московского отделения Всероссийского союза писателей, работал в Кооперативной
лавке писателей и в «Studio Italiano». Получив разрешение ввиду болезни уехать
за границу, Зайцев обосновался в Берлине, откуда переехал в Париж.
К этому времени он уже пережил сильное влияние религиозной
философии В.Соловьева и Н.Бердяева, которые, по его позднейшим свидетельствам,
пробили «пантеистическое одеяние юности» и дали сильный «толчок к вере». О
новом мироощущении Зайцева свидетельствуют написанные им в 1920-е годы
«житийные портреты» (Алексей Божий человек, Препродобный Сергий Радонежский,
оба 1925) и очерки о странствиях к святым местам (Афон, 1928, Валаам, 1936).
Такие же настроения преобладают и в романах, относящихся к
периоду эмиграции. Среди них выделяется Золотой узор (1926), где герои,
испытавшие на себе все ужасы недавнего лихолетья, приходят к мысли, что «Россия
несет кару искупления... Не надо жалеть о прошедшем. Столько грешного и
недостойного в нем».
Драмы есть, ужасы - да, но живем мы во имя прекрасного...
Зайцев Борис Константинович
Автобиографическая тетралогия Путешествие Глеба (1937–1953)
воссоздает детские и юношеские годы героя, совпавшие со временем надвигающегося
перелома в судьбах России. Проведя героя знакомыми путями, которые ведут от
земного к вечному, Зайцев обрывает повествование, когда оно достигло 1930-х
годов, а герой ощутил провиденциальный смысл, заключенный в совпадении его
имени с именем великомученика, особенно чтимого русской церковью. Часто
сопоставляемая в критике с Жизнью Арсеньева тетралогия Зайцева действительно
имеет общие черты с произведением И.А.Бунина, хотя в ней приглушено чувственное
начало, которое почти отсутствует даже в третьем томе – Юность (1950), где
рассказана история трудной любви Глеба и Элли (под этим именем изображена жена
Зайцева В.А.Орешникова; ей и В.Н.Буниной посвящены его Повесть о Вере, 1968, и
Другая Вера, 1969).
Обобщая опыт русской эмиграции в статье, приуроченной к
25-летию своего отъезда из Москвы, Зайцев выразил основную тему всего
созданного им после того, как он покинул родину: «Мы – капля России... как бы
нищи и бесправны ни были, никогда никому не уступим высших ценностей, которые
суть ценности духа». Этот мотив главенствует и в его публицистике (особенно
примечателен цикл статей в газете «Возрождение» осенью 1939 – весной 1940,
впоследствии изданный под общим заглавием Дни), и особенно в мемуарной прозе,
занимающей основное место в последний период творчества писателя. Книги
воспоминаний Зайцева Москва (1939) и Далекое (1965) содержат целостный и яркий
портрет предреволюционной эпохи, запечатленной в ее идейном брожении и в
богатстве ее духовной жизни. Зайцев проявил себя как истинный мастер
литературного портрета, нередко, как в главах о Бунине или о З.Гиппиус,
подводящего объективный итог сложным отношениям, которые связывали мемуариста с
этими людьми на протяжении десятков лет.
В эмиграции Зайцевым созданы также романизированные
биографии трех русских классиков: Жизнь Тургенева (1932), Жуковский (1951),
Чехов (1954), в которых предпринят опыт реконструкции духовного мира и
творческого процесса каждого из этих писателей.
Жизнь есть жизнь - борьба за свет, культуру, правду. Не себе
одному принадлежит человек.
Зайцев Борис Константинович
Зайцеву принадлежат переводы Ватека У.Бекфорда (1912), Ада
Данте (ритмической прозой, 1913–1918, опубликован в 1961), Искушения святого
Антония и Простого сердца Г.Флобера.
Умер Зайцев в Париже 22 января 1972.
Борис Константинович Зайцев - фото
Борис Константинович Зайцев - цитаты Вы ведь молодая Россия - главная наша надежда. Радостно видеть, что связь существует между приходящими в жизнь и уходящими из нее, связь душевно-культурная, это самое важное. Драмы есть, ужасы - да, но живем мы во имя прекрасного... Жизнь есть жизнь - борьба за свет, культуру, правду. Не себе одному принадлежит человек. Сколько раз все писали лунные ночи, а тут все свежо, богато, сильно - и общий дух превосходен - и смерть, и вечность, и спиритуальность: одним словом (...) высокая поэзия. (о рассказах Бунина) Количество просмотров: 8041
|