Сергей Донатович Довлатов - биография
Известный :
Писатель, Прозаик, Журналист
Страна:
Россия, СССР
Категория:
Писатели
Знак зодиака:
Дева
Дата рождения: 3 Сентября
1941г.
Дата cмерти: 24 Августа
1990г. (48 лет)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Довлатов Сергей Донатович (наст. фамилия – Мечик)
(1941–1990), родился 3 сентября 1941 в Уфе – прозаик, журналист, яркий
представитель третьей волны русской эмиграции. С 1944 жил в Ленинграде. Был
отчислен со второго курса Ленинградского университета. Оказавшись в армии,
служил охранником в лагерях Коми АССР.
После возвращения из армии работал корреспондентом в
многотиражной газете Ленинградского кораблестроительного института «За кадры
верфям», затем выехал в Эстонию, где сотрудничал в газетах «Советская Эстония»,
«Вечерний Таллин». Писал рецензии для журналов «Нева» и «Звезда». Произведения
Довлатова-прозаика не издавались в СССР. В 1978 эмигрировал в Вену, затем
переехал в США. Стал одним из создателей русскоязычной газеты «Новый
американец», тираж которой достигал 11 тысяч экземпляров, с 1980 по 1982 был ее
главным редактором.
У Бога добавки не просят.
Довлатов Сергей Донатович
В Америке проза Довлатова получила признание, публиковалась
в американских газетах и журналах. Он стал вторым после В.Набоковарусским
писателем, печатавшимся в журнале «Нью-Йоркер». Через пять дней после смерти
Довлатова в России была сдана в набор его книга Заповедник, ставшая первым
значительным произведения писателя, изданным на родине.
Основные произведения Довлатова: Зона (1964–1982), Невидимая
книга (1978), Соло на ундервуде: Записные книжки (1980), Компромисс (1981),
Заповедник (1983), Наши (1983), Марш одиноких(1985), Ремесло (1985), Чемодан
(1986), Иностранка (1986), Не только Бродский (1988).
В основе всех произведений Довлатова – факты и события из
биографии писателя. Зона –записки лагерного надзирателя, которым Довлатов
служил в армии. Компромисс – история эстонского периода жизни Довлатова, его
впечатления от работы журналистом. Заповедник– претворенный в горькое и
ироничное повествование опыт работы экскурсоводом в Пушкинских Горах. Наши –
семейный эпос Довлатовых. Чемодан – книга о вывезенном за границу житейском
скарбе, воспоминания о ленинградской юности. Ремесло – заметки «литературного
неудачника». Однако книги Довлатова не документальны, созданный в них жанр
писатель называл «псевдодокументалистикой».
Трудно выбрать между дураком и подлецом, особенно если
подлец — ещё и дурак.
Довлатов Сергей Донатович
Цель Довлатова не документальность, а «ощущение реальности»,
узнаваемости описанных ситуаций в творчески созданном выразительном
«документе». В своих новеллах Довлатов точно передает стиль жизни и
мироощущение поколения 1960-х годов, атмосферу богемных собраний на ленинградских
и московских кухнях, абсурд советской действительности, мытарства русских
эмигрантов в Америке. Свою позицию в литературе Довлатов определял как позицию
рассказчика, избегая называть себя писателем: «Рассказчик говорит о том, как
живут люди. Прозаик – о том, как должны жить люди. Писатель – о том, ради чего
живут люди».
Становясь рассказчиком, Довлатов порывает с обиходной
традицией, уклоняется от решения нравственно-этических задач, обязательных для
русского литератора. В одном из своих интервью он говорит: «Подобно философии,
русская литература брала на себя интеллектуальную трактовку окружающего мира…
И, подобно религии, она брала на себя духовное, нравственное воспитание народа.
Мне же всегда в литературе импонировало то, что является непосредственно
литературой, т.е. некоторое количество текста, который повергает нас либо в
печаль, либо вызывает ощущение радости».
Попытка навязать слову идейную функцию, по Довлатову,
оборачивается тем, что «слова громоздятся неосязаемые, как тень от пустой
бутылки». Для автора драгоценен сам процесс рассказывания – удовольствие от
«некоторого количества текста». Отсюда декларируемое Довлатовым предпочтение
литературы американской литературе русской, Фолкнера и Хемингуэя – Достоевскому
и Толстому. Опираясь на традицию американской литературы, Довлатов объединял
свои новеллы в циклы, в которых каждая отдельно взятая история, включаясь в
целое, оставалась самостоятельной. Циклы могли дополняться, видоизменяться,
расширяться, приобретать новые оттенки.
Любить публично — это скотство.
Довлатов Сергей Донатович
Нравственный смысл своих произведений Довлатов видел в
восстановлении нормы. «Я пытаюсь вызвать у читателя ощущение нормы. Одним из
серьезных ощущений, связанных с нашим временем, стало ощущение надвигающегося
абсурда, когда безумие становится более или менее нормальным явлением», –
говорил Довлатов в интервью американскому исследователю русской литературы
Джону Глэду. «Я шел и думал – мир охвачен безумием. Безумие становится нормой.
Норма вызывает ощущение чуда», – писал он в Заповеднике.
Изображая в своих произведениях случайное, произвольное и
нелепое, Довлатов касался абсурдных ситуаций не из любви к абсурду. При всей
нелепости окружающей действительности герой Довлатова не утрачивает чувства
нормального, естественного, гармоничного.
Писатель проделывает путь от усложненных крайностей,
противоречий к однозначной простоте. «Моя сознательная жизнь была дорогой к
вершинам банальности, – пишет он в Зоне. – Ценой огромных жертв я понял то, что
мне внушали с детства. Тысячу раз я слышал: главное в браке – общность духовных
интересов. Тысячу раз отвечал: путь к добродетели лежит через уродство.
Понадобилось двадцать лет, чтобы усвоить внушаемую мне банальность. Чтобы
сделать шаг от парадокса к трюизму».
Я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить…
читать.
Довлатов Сергей Донатович
Стремлением «восстановить норму» порожден стиль и язык
Довлатова. Довлатов – писатель-минималист, мастер сверхкороткой формы:
рассказа, бытовой зарисовки, анекдота, афоризма. Стилю Довлатова присущ
лаконизм, внимание к художественной детали, живая разговорная интонация.
Характеры героев, как правило, раскрываются в виртуозно построенных диалогах,
которые в прозе Довлатова преобладают над драматическими коллизиями. Довлатов
любил повторять: «Сложное в литературе доступнее простого».
В Зоне, Заповеднике, Чемодане автор пытается вернуть слову
утраченное им содержание. Ясность, простота довлатовского высказывания – плод
громадного мастерства, тщательной словесной выделки. Кропотливая работа
Довлатова над каждой, на первый взгляд банальной, фразой позволила эссеистам и
критикам П.Вайлю и А.Генису назвать его «трубадуром отточенной банальности».
Позиция рассказчика вела Довлатова и к уходу от оценочности.
Обладая беспощадным зрением, Довлатов избегал выносить
приговор своим героям, давать этическую оценку человеческим поступкам и
отношениям. В художественном мире Довлатова охранник и заключенный, злодей и
праведник уравнены в правах. Зло в художественной системе писателя порождено
общим трагическим течением жизни, ходом вещей: «Зло определяется конъюнктурой,
спросом, функцией его носителя. Кроме того, фактором случайности. Неудачным
стечением обстоятельств. И даже – плохим эстетическим вкусом» (Зона).
Не надо быть как все, потому что мы и есть как все…
Довлатов Сергей Донатович
Главная эмоция рассказчика – снисходительность: «По
отношению к друзьям мною владели сарказм, любовь и жалость. Но в первую очередь
– любовь», – пишет он в Ремесле.
В писательской манере Довлатова абсурдное и смешное,
трагическое и комическое, ирония и юмор тесно переплетены. По словам литературоведа
А.Арьева, художественная мысль Довлатова – «рассказать, как странно живут люди
– то печально смеясь, то смешно печалясь».
В первой книге – сборнике рассказов Зона – Довлатов
разворачивал впечатляющую картину мира, охваченного жестокостью, абсурдом и
насилием. «Мир, в который я попал, был ужасен. В этом мире дрались заточенными
рашпилями, ели собак, покрывали лица татуировкой и насиловали коз. В этом мире
убивали за пачку чая». Зона – записки тюремного надзирателя Алиханова, но,
говоря о лагере, Довлатов порывает с лагерной темой, изображая «не зону и
зеков, а жизнь и людей».
Желание командовать в посторонней для себя области — есть
тирания.
Довлатов Сергей Донатович
Зона писалась тогда (1964), когда только что были
опубликованы Колымские рассказы Шаламова и Один день Ивана Денисовича
Солженицына, однако Довлатов избежал соблазна эксплуатировать экзотический
жизненный материал. Акцент у Довлатова сделан не на воспроизведении чудовищных
подробностей армейского и зековского быта, а на выявлении обычных жизненных
пропорций добра и зла, горя и радости. Зона – модель мира, государства,
человеческих отношений.
В замкнутом пространстве усть-вымского лагпункта сгущаются,
концентрируются обычные для человека и жизни в целом парадоксы и противоречия.
В художественном мире Довлатова надзиратель – такая же жертва обстоятельств,
как и заключенный. В противовес идейным моделям «каторжник-страдалец, охранник-злодей»,
«полицейский-герой, преступник-исчадие ада» Довлатов вычерчивал единую,
уравнивающую шкалу: «По обе стороны запретки расстилался единый и бездушный
мир. Мы говорили на одном приблатненном языке. Распевали одинаковые
сентиментальные песни. Претерпевали одни и те же лишения… Мы были очень похожи
и даже – взаимозаменяемы. Почти любой заключенный годился на роль охранника.
Почти любой надзиратель заслуживал тюрьмы».
В другой книге Довлатова – Заповедник – всевозрастающий
абсурд подчеркнут символической многоплановостью названия. Пушкинский
заповедник, в который главный герой Алиханов приезжает на заработки, – клетка
для гения, эпицентр фальши, заповедник человеческих нравов, изолированная от
остального мира «зона культурных людей», Мекка ссыльного поэта, ныне
возведенного в кумиры и удостоившегося мемориала.
Гений — это бессмертный вариант простого человека.
Довлатов Сергей Донатович
Прототипом Алиханова в Заповеднике был избран Иосиф
Бродский, пытавшийся получить в Михайловском место библиотекаря. В то же время,
Алиханов – это и бывший надзиратель изЗоны, и сам Довлатов, переживающий
мучительный кризис, и – в более широком смысле – всякий опальный талант.
Своеобразное развитие получала в Заповеднике пушкинская тема. Безрадостный июнь
Алиханова уподоблен болдинской осени Пушкина: вокруг «минное поле жизни»,
впереди – ответственное решение, нелады с властями, опала, семейные горести.
Уравнивая в правах Пушкина и Алиханова, Довлатов напоминал о
человеческом смысле гениальной пушкинской поэзии, подчеркивал трагикомичность
ситуации – хранители пушкинского культа глухи к явлению живого таланта. Герою
Довлатова близко пушкинское «невмешательство в нравственность», стремление не
преодолевать, а осваивать жизнь.
Пушкин в восприятии Довлатова – «гениальный маленький
человек», который «высоко парил, но стал жертвой обычного земного чувства, дав
повод Булгарину заметить: «Великий был человек, а пропал, как заяц». Пафос
пушкинского творчества Довлатов видит в сочувствии движению жизни в целом: «Не
монархист, не заговорщик, не христианин – он был только поэтом, гением,
сочувствовал движению жизни в целом. Его литература выше нравственности. Она
побеждает нравственность и даже заменяет ее. Его литература сродни молитве,
природе…».
Гений противостоит не толпе. Гений противостоит заурядным
художникам. Причём как авторитарного, так и демократического направления.
Довлатов Сергей Донатович
В сборнике Компромисс, написанном об эстонском, журналистском
периоде своей жизни, Довлатов – герой и автор – выбирает между лживым, но
оптимистичным взглядом на мир и подлинной жизнью с ее абсурдом и ущербом.
Приукрашенные журналистские материалы Довлатова не имеют ничего общего с
действительностью, изображенной в комментариях к ним.
Довлатов уводит читателя за кулисы, показывая, что
скрывается за внешним благополучием газетных репортажей, обманчивым фасадом.
В Иностранке Довлатов начинает выступать как летописец
эмиграции, изображая эмигрантское существование в ироническом ключе. 108-я
улица Квинса, изображенная вИностранке, – галерея непроизвольных шаржей на
русских эмигрантов.
У гениев, конечно, есть соседи, как и у всех прочих, но
готовы ли вы признать, что ваш сосед — гений?
Довлатов Сергей Донатович
Ленинградской молодости писателя посвящен сборник Чемодан –
история человека, не состоявшегося ни в одной профессии. Каждый рассказ в
сборнике Чемодан – о важном жизненном событии, непростых обстоятельствах. Но во
всех этих серьезных, а подчас и драматичных, ситуациях автор «собирает
чемодан», который становится олицетворением его эмигрантской, кочевой жизни.
В Чемодане вновь проявляет себя довлатовский отказ от
глобализма: человеку дорога лишь та житейская мелочь, которую он способен
«носить с собой».
Умер Сергей Довлатов 24 августа 1990 в Нью-Йорке.
Сергей Донатович Довлатов - фото
Сергей Донатович Довлатов - цитаты Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов. В разговоре с женщиной есть один болезненный момент. Ты приводишь факты, доводы, аргументы. Ты взываешь к логике и здравому смыслу. И неожиданно обнаруживаешь, что ей противен сам звук твоего голоса. У Бога добавки не просят.
Трудно выбрать между дураком и подлецом, особенно если подлец — ещё и дурак.
Не так связывают любовь, дружба, уважение, как общая ненависть к чему-нибудь.
Количество просмотров: 7343
|