Навигация
Знаки зодиака
|
Чарльз Диккенс - биография
Известный :
Писатель, Критик, Романист
Страна:
Англия
Категория:
Писатели
Знак зодиака:
Водолей
Дата рождения: 7 Февраля
1812г.
Дата cмерти: 9 Июня
1870г. (58 лет)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Чарлз Диккенс (Charles Dickens) (1812-1870), один из самых
знаменитых англоязычных романистов, прославленный создатель ярких комических
характеров и социальный критик. Чарлз Джон Хаффам Диккенс родился 7 февраля
1812 в Лендпорте близ Портсмута. В 1805 году его отец, Джон Диккенс
(1785/1786-1851), младший сын дворецкого и экономки в Кру-Холле (графство
Стаффордшир), получил должность клерка в финансовом управлении морского
ведомства. В 1809 году он женился на Элизабет Барроу (1789-1863) и был назначен
на Портсмутскую Верфь. Чарлз был вторым из восьми детей. В 1816 году Джон
Диккенс был направлен в Чатэм (графство Кент). К 1821 году у него было уже
пятеро детей. Читать Чарлза научила мать, какое-то время он посещал начальную
школу, с девяти до двенадцати лет ходил в обычную школу. Не по годам развитый,
он с жадностью прочитал всю домашнюю библиотечку дешевых изданий.
В 1822 году Джон Диккенс был переведен в Лондон. Родители с
шестью детьми в страшной нужде ютились в Кемден-Тауне. Чарлз перестал ходить в
школу; ему приходилось относить в заклад серебряные ложки, распродавать
семейную библиотеку, служить мальчиком на побегушках. В двенадцать лет он начал
работать за шесть шиллингов в неделю на фабрике ваксы в Хангерфорд-Стерз на
Стрэнде. Он проработал там немногим более четырех месяцев, но это время
показалось ему мучительной, безнадежной вечностью и пробудило решимость
выбиться из бедности. 20 февраля 1824 его отец был арестован за долги и
заключен в тюрьму Маршалси. Получив небольшое наследство, он расплатился с
долгами и 28 мая того же года был освобожден. Около двух лет Чарлз посещал
частную школу под названием Академия Веллингтон-Хаус.
В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя
другого человека.
Диккенс Чарлз
Работая младшим клерком в одной из адвокатских контор, Чарлз
начал изучать стенографию, готовя себя к деятельности газетного репортера. К
ноябрю 1828 года он стал независимым репортером суда Докторс-Коммонз. К своему
восемнадцатилетию Диккенс получил читательский билет в Британский музей и
принялся усердно пополнять свое образование. В начале 1832 года он стал
репортером "Парламентского зеркала" ("The Mirror of
Parliament") и "Тру сан" ("The True Sun").
Двадцатилетний юноша быстро выделился среди сотни завсегдатаев репортерской
галереи палаты общин.
Любовь Диккенса к дочери управляющего банком, Марии Биднелл,
укрепила его честолюбивые стремления. Но семейство Биднеллов не питало
расположения к простому репортеру, отцу которого довелось сидеть в долговой
тюрьме. После поездки в Париж "для завершения образования" Мария
охладела к своему поклоннику. В течении предыдущего года он начал писать беллетристические
очерки о жизни и характерных типах Лондона. Первый из них появился в
"Мансли мэгэзин" ("The Monthly Magazine") в декабре 1832
года. Четыре следующих вышли в течение января - августа 1833 года, причем
последний был подписан псевдонимом Боз, прозвищем младшего брата Диккенса,
Мозеса. Теперь Диккенс был постоянным репортером "Морнинг кроникл"
("The Morning Chronicle"), газеты, публиковавшей репортажи о
значительных событиях во всей Англии.
В январе 1835 года Дж. Хогарт, издатель "Ивнинг
кроникл" ("The Evening Chronicle"), попросил Диккенса написать
ряд очерков о городской жизни. Литературные связи Хогарта - его тесть Дж.
Томсон был другом Роберта Бернса, а сам он - другом Вальтера Скотта и его
советчиком в юридических вопросах - произвели глубокое впечатление на
начинающего писателя. Ранней весной того же года он обручился с Кэтрин Хогарт.
7 февраля 1836 года, к двадцатичетырехлетию Диккенса, все его очерки, в т.ч.
несколько не публиковавшихся ранее произведений, вышли отдельным изданием под
названием "Очерки Боза" ("Sketches by Boz"). В очерках,
зачастую не до конца продуманных и несколько легкомысленных, уже виден талант
начинающего автора; в них затронуты почти все дальнейшие диккенсовские мотивы:
улицы Лондона, суды и адвокаты, тюрьмы, Рождество, парламент, политики, снобы,
сочувствие бедным и угнетенным.
Если бы не было дурных людей, не было бы хороших юристов.
Диккенс Чарлз
За этой публикацией последовало предложение Чапмана и Холла
написать повесть в двадцати выпусках к комическим гравюрам известного
карикатуриста Р. Сеймура. Диккенс возразил, что "Записки Нимрода",
темой которых служили приключения незадачливых лондонских спортсменов, уже
приелись; вместо этого он предложил написать о клубе чудаков и настоял, чтобы
не он комментировал иллюстрации Сеймура, а тот сделал гравюры к его текстам.
Издатели согласились, и 2 апреля был издан первый выпуск "Пиквикского
клуба". За два дня до этого Чарлз и Кэтрин поженились и обосновались в
холостяцкой квартире Диккенса. Вначале отклики были прохладными, да и продажа
не сулила больших надежд. Еще до появления второго выпуска покончил жизнь
самоубийством Сеймур, и вся затея оказалась под угрозой. Диккенс сам нашел
молодого художника Х. Н. Брауна, который стал известен под псевдонимом Физ.
Число читателей росло; к концу издания "Посмертных записок Пиквикского
клуба" (выходившего с марта 1836 по ноябрь 1837 года) каждый выпуск
расходился в количестве сорока тысяч экземпляров.
"Посмертные записки Пиквикского клуба" ("The
Posthumous Papers of the Pickwick Club") представляют собою запутанную
комическую эпопею. Ее герой, Сэмюел Пиквик, - это неунывающий Дон-Кихот, пухлый
и румяный, которого сопровождает ловкий слуга Сэм Уэллер, Санчо Панса из
лондонского простонародья. Свободно следующие один за другим эпизоды позволяют
Диккенсу представить ряд сцен из жизни Англии и использовать все виды юмора -
от грубого фарса до высокой комедии, обильно приправленной сатирой. Если
"Пиквик" и не обладает достаточно выраженным сюжетом, чтобы
называться романом, то он, несомненно, превосходит многие романы очарованием
веселости и радостным настроением, а сюжет в нем прослеживается не хуже, чем во
многих других произведениях того же неопределенного жанра.
Диккенс отказался от работы в "Кроникл" и принял
предложение Р. Бентли возглавить новый ежемесячник, "Альманах
Бентли". Первый номер журнала вышел в январе 1837 года, за несколько дней
до рождения первого ребенка Диккенса, Чарлза младшего. В февральском номере
появились первые главы "Оливера Твиста" ("Oliver Twist";
завершен в марте 1839 года), начатого писателем, когда "Пиквик" был
написан лишь наполовину. Еще не закончив "Оливера", Диккенс принялся
за "Николаса Никльби" ("Nicholas Nickleby"; апрель 1838 -
октябрь 1839), очередной серии в двадцати выпусках для Чапмана и Холла. В этот
период он написал также либретто комической оперы, два фарса и издал книгу о
жизни знаменитого клоуна Гримальди.
Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях,
поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая ... которая приковывает
человека к земле свинцовыми цепями
Диккенс Чарлз
От "Пиквика" Диккенс спустился в темный мир ужаса,
прослеживая в "Оливере Твисте" (1838) взросление сироты, - от
работного дома до преступных трущоб Лондона. Хотя дородный мистер Бамбл и даже
воровской притон Фейгина забавны, в романе преобладает зловещая, сатанинская
атмосфера. В "Николасе Никльби" (1839) перемешаны мрачность Оливера и
солнечный свет Пиквика. В марте 1837 года Диккенс переехал в четырехэтажный дом
по Даути-стрит, 48. Здесь родились его дочери Мэри и Кейт, и здесь же умерла
его свояченица, шестнадцатилетняя Мэри, к которой он был очень привязан. В этом
доме он впервые принял у себя Д. Форстера, театрального критика газеты
"Экзаминер", ставшего его другом на всю жизнь, советчиком по литературным
вопросам, душеприказчиком и первым биографом. Благодаря Форстеру Диккенс
познакомился с Браунингом, Теннисоном и другими писателями. В ноябре 1839 году
Диккенс взял в аренду сроком на двенадцать лет дом № 1 на Девоншир-Террас. С
ростом благосостояния и литературной известности укреплялось и положение
Диккенса в обществе. В 1837 году он был избран членом клуба "Гаррик",
в июне 1838 года - членом знаменитого клуба "Атенеум".
Возникавшие время от времени трения с Бентли заставили
Диккенса в феврале 1839 году отказаться от работы в "Альманахе". В
следующем году все его книги оказались сосредоточены в руках Чапмана и Холла,
при содействии которых он начал издавать трехпенсовый еженедельник "Часы
Мистера Хамфри", в котором были напечатаны "Лавка древностей"
(апрель 1840 - январь 1841) и "Барнаби Радж" (февраль - ноябрь 1841).
Затем, измученный обилием работы, Диккенс прекратил выпуск "Часов Мистера
Хамфри".
Хотя "Лавка древностей" ("The Old Curiosity
Shop"), выйдя в свет, покорила множество сердец, современные читатели, не
приемля сентиментальности романа, считают, что Диккенс позволил себе избыточный
пафос в описании безрадостных странствий и печально долгой смерти маленькой
Нелл. Вполне удачны гротескные элементы романа.
Есть моменты, когда невежество есть благо.
Диккенс Чарлз
В январе 1842 года супруги Диккенс отплыли в Бостон, где
многолюдная восторженная встреча положила начало триумфальной поездке писателя
через Новую Англию в Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон и дальше - вплоть до
Сент-Луиса. Но путешествие было омрачено растущим негодованием Диккенса по
поводу американского литературного пиратства и невозможности бороться с ним и -
на Юге - открыто враждебной реакцией на его неприятие рабства.
"Американские заметки" ("American Notes"), появившиеся в
ноябре 1842 года, в Англии были встречены теплыми похвалами и дружелюбной
критикой, но за океаном вызвали яростное раздражение. По поводу еще более
острой сатиры в следующем его романе, "Мартин Чезлвит" ("Martin
Chazzlewit", январь 1843 - июль 1844), Т. Карлейль заметил: "Янки
вскипели, как огромная бутыль содовой".
Первая из диккенсовских рождественских повестей,
"Рождественская песнь в прозе" ("A Christmas Carol", 1843),
также разоблачает эгоизм, в частности жажду прибыли, отраженную в концепции
"хозяйственного человека". Но зачастую от внимания читателя
ускользает то, что стремление Скруджа к обогащению ради самого обогащения
представляет собою полусерьезную-полукомическую параболу бездушной теории
беспрерывной конкуренции. Главная мысль повести - о необходимости великодушия и
любви - пронизывает и последовавшие за ней "Колокола" ("The
Chimes", 1844), "Сверчок за очагом" ("The Cricket on the
Hearth", 1845), а также менее удачные "Битва жизни" ("The
Battle of Life", 1846) и "Одержимый" ("The Haunted
Man", 1848).
В июле 1844 года вместе с детьми, Кэтрин и ее сестрой
Джорджиной Хогарт, которая теперь жила с ними, Диккенс отправился в Геную.
Вернувшись в Лондон в июле 1845 года, он погрузился в заботы по основанию и
изданию либеральной газеты "Дейли ньюс" ("The Daily News").
Издательские конфликты с ее владельцами вскоре заставили Диккенса отказаться от
этой работы. Разочарованный Диккенс решил, что с этого времени его оружием в
борьбе за реформы станут книги. В Лозанне он начал роман "Домби и
сын" ("Dombey and Son", октябрь 1846 - апрель 1848), сменив
издателей на Бредбери и Эванса. В мае 1846 года Диккенс опубликовал вторую
книгу путевых заметок, "Картинки из Италии". В 1847 и 1848 годах
Диккенс принимал участие как режиссер и актер в благотворительных любительских
спектаклях - "Всяк в своем нраве" Б. Джонсона и "Виндзорские
насмешницы" Шекспира.
Живой человек, лишенный разума, - страшнее, чем мертвец.
Диккенс Чарлз
В 1849 году Диккенс приступил к роману "Дэвид
Копперфилд" ("David Copperfield", май 1849 - ноябрь 1850),
который с самого начала имел огромный успех. Самый популярный из всех
диккенсовских романов, любимое детище самого автора, "Дэвид
Копперфилд" более других связан с биографией писателя. Было бы неверно
считать, что "Дэвид Копперфилд" всего лишь мозаика несколько
измененных и расставленных в другом порядке событий жизни писателя. Сквозная
тема романа - "непокорное сердце" юного Дэвида, причина всех его
ошибок, включая самую серьезную - несчастливый первый брак.
В 1850 году он начал издавать еженедельник ценою в два пенса
- "Домашнее чтение". В нем содержалось легкое чтение, различные
сведения и сообщения, стихи и рассказы, статьи о социальных, политических и
экономических реформах, публиковавшиеся без подписей. В числе авторов были
Элизабет Гаскелл, Гарриет Мартино, Дж. Мередит, У. Коллинз, Ч. Левер, Ч. Рид и
Э. Булвер-Литтон. "Домашнее чтение" сразу же стало популярным, его
продажа достигала, несмотря на эпизодические спады, сорока тысяч экземпляров в
неделю. В конце 1850 года Диккенс совместно с Булвер-Литтоном основали Гильдию
литературы и искусства для помощи нуждающимся литераторам. В качестве
пожертвования Литтон написал комедию "Мы не так плохи, как кажемся",
премьера которой в исполнении Диккенса с любительской труппой состоялась в
лондонском особняке герцога Девонширского в присутствии королевы Виктории. В
течение следующего года спектакли прошли по всей Англии и Шотландии. К этому
времени у Диккенса было восемь детей (один умер в младенчестве), а еще один,
последний ребенок, должен был вот-вот родиться. В конце 1851 года семья
Диккенса переехала в более вместительный дом на Тэвисток-сквер, и писатель
начал работу над "Холодным домом" ("Bleak House", март 1852
- сентябрь 1853).
В "Холодном доме" Диккенс достигает вершин как
сатирик и социальный критик, мощь писателя проявилась во всем своем мрачном
блеске. Хотя он не утратил чувства юмора, его суждения становятся более
горькими, а видение мира безрадостным. Роман - своеобразный микрокосм общества:
доминирует образ густого тумана вокруг Канцлерского суда, означающий
запутанность законных интересов, учреждений и старинных традиций; туман, за
которым скрывается алчность, сковывает великодушие и застилает зрение. Именно
из-за них, по мнению Диккенса, общество превратилось в гибельный хаос. Судебный
процесс "Джарндисы против Джарндисов" роковым образом приводит свои
жертвы, а это почти все герои романа, к краху, разорению, отчаянию.
Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех
великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит
книгопечатание.
Диккенс Чарлз
"Тяжелые времена" ("Hard Times", 1
апреля - 12 августа 1854) печатались выпусками в "Домашнем чтении",
чтобы поднять упавший тираж. Роман не был высоко оценен ни критиками, ни
широким кругом читателей. Яростное обличение индустриализма, небольшое число
милых и достоверных героев, гротескность сатиры романа выводили из равновесия
не только консерваторов и вполне удовлетворенных жизнью людей, но и тех, кто
хотел, чтобы книга заставляла лишь плакать и смеяться, а не мыслить.
Бездействие правительства, плохое управление, коррупция,
ставшая очевидной во время Крымской войны 1853-1856 годов, наряду с
безработицей, вспышками забастовок и голодными бунтами укрепили убежденность
Диккенса в необходимости радикальных реформ. Он вступил в Ассоциацию
административных реформ, а в "Домашнем чтении" продолжал писать
критические и сатирические статьи; во время полугодового пребывания в Париже он
наблюдал ажиотаж на биржевом рынке. Эти темы - помехи, создаваемые бюрократией,
и дикая спекуляция - он отразил в "Крошке Доррит" ("Little
Dorrit", декабрь 1855 - июнь 1857).
Лето 1857 года Диккенс провел в Гэдсхилле, в старинном доме,
которым любовался еще в детстве, а теперь смог приобрести. Его участие в
благотворительных представлениях "Замерзшей пучины" У. Коллинза
привело к кризису в семье. Годы неустанного труда писателя омрачались растущим
осознанием неудачи его брака. Во время занятий театром Диккенс полюбил молодую
актрису Эллен Тернан. Несмотря на клятвы мужа в верности, Кэтрин покинула его
дом. В мае 1858 года, после развода, Чарлз-младший остался с матерью, а остальные
дети - с отцом, на попечении Джорджины в качестве хозяйки дома. Диккенс с жаром
принялся за публичные чтения отрывков из своих книг перед восторженными
слушателями. Рассорившись с Брэдбери и Эвансом, занявшими сторону Кэтрин,
Диккенс вернулся к Чапману и Холлу. Прекратив выпускать "Домашнее
чтение", он весьма успешно начал издавать новый еженедельник "Круглый
год", печатая в нем "Повесть о двух городах" ("A Tale of
Two Cities", 30 апреля - 26 ноября 1859), а затем "Большие
надежды" ("Great Expectations", 1 декабря 1860 - 3 августа
1861). "Повесть о двух городах" нельзя отнести к лучшим книгам
Диккенса. В ее основе лежат скорее мелодраматические совпадения и
насильственные действия, нежели характеры героев. Но читателей никогда не
перестанет увлекать волнующий сюжет, блестящее карикатурное изображение
бесчеловечного и изысканного маркиза д`Эвремонда, мясорубка Французской
революции и жертвенный героизм Сидни Картона, приведший его на гильотину.
Кто когда - то был джентльменом, будет джентльменом всегда.
Диккенс Чарлз
В романе "Большие надежды" главный герой Пип
рассказывает историю о таинственном благодеянии, которое позволило ему уйти из
сельской кузницы своего зятя, Джо Гарджери, и получить подобающее джентльмену
образование в Лондоне. В образе Пипа Диккенс выставляет не только снобизм, но и
ложность мечты Пипа о роскошной жизни праздного "джентльмена".
Большие надежды Пипа принадлежат идеалу 19 века: тунеядство и изобилие за счет
полученного наследства и блестящая жизнь за счет чужого труда.
В 1860 году Диккенс продал дом на Тэвисток-сквер, и его
постоянным жилищем стал Гэдсхилл. Он с успехом читал свои произведения публично
по всей Англии и в Париже. Его последний законченный роман, "Наш общий
друг" ("Our Mutual Friend"), был напечатан в двадцати выпусках
(май 1864 - ноябрь 1865). В последнем завершенном романе писателя вновь
появляются и соединяются образы, выражавшие его осуждение социальной системы:
густой туман Холодного дома и огромная, давящая тюремная камера Крошки Доррит.
К ним Диккенс добавляет еще один, глубоко иронический образ лондонской свалки -
огромных куч мусора, создавших богатство Гармона. Это символически определяет
цель человеческой алчности как грязь и отбросы. Мир романа - всесильная власть
денег, преклонение перед богатством. Мошенники процветают: человек со значимой
фамилией Вениринг ( veneer - внешний лоск) покупает место в парламенте, а
высокопарный богач Подснеп - рупор мнения общества.
Здоровье писателя ухудшалось. Не обращая внимания на
угрожающие симптомы, он предпринял еще ряд утомительных публичных чтений, а
затем отправился в большое турне по Америке. Доходы от американской поездки
составили почти 20 000 фунтов, но путешествие роковым образом сказалось на его
здоровье. Диккенс бурно радовался заработанным деньгам, но не только они
побуждали его предпринять поездку; честолюбивая натура писателя требовала
восхищения и восторгов публики. После короткого летнего отдыха он начал новое турне.
Но в Ливерпуле в апреле 1869 года после 74 выступления его состояние
ухудшилось, после каждого чтения почти отнимались левая рука и нога.
Литература... обязана быть верной народу, обязана страстно и
ревностно ратовать за его прогресс, благоденствие и счастье.
Диккенс Чарлз
Несколько оправившись в тишине и покое Гэдсхилла, Диккенс
начал писать "Тайну Эдвина Друда" ("The Mystery of Edwin Drood"),
планируя двенадцать ежемесячных выпусков, и убедил своего врача разрешить ему
двенадцать прощальных выступлений в Лондоне. Они начались 11 января 1870 года;
последнее выступление состоялось 15 марта. "Эдвин Друд", первый
выпуск которого появился 31 марта, был написан лишь до половины.
8 июня 1870 года, после того как Диккенс весь день
проработал в шале в саду Гэдсхилла, его за ужином разбил удар, и на следующий
день около шести вечера он умер. На закрытой церемонии, состоявшейся 14 июня,
тело его было погребено в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства.
Чарльз Диккенс - фото
Чарльз Диккенс - цитаты В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека.
Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая ... которая приковывает человека к земле свинцовыми цепями.
Есть моменты, когда невежество есть благо.
Живой человек, лишенный разума, — страшнее, чем мертвец.
Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит книгопечатание.
Количество просмотров: 8460
|