Жорж Батай - биография
Известный :
Писатель, Философ
Страна:
Франция
Категория:
Писатели, Наука
Знак зодиака:
Дева
Дата рождения: 10 Сентября
1897г.
Дата cмерти: 9 Июля
1962г. (64 года)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Жорж Батай (родился 10 сентября 1897, Бийом, Овернь — умер 9
июля 1962, Париж) — знаменитый французский философ и писатель, стоявший у
истоков постмодернизма.
Французский писатель и философ, в 1940-1950 годы — один из
лидеров левых интеллектуалов во Франции, автор книг по проблемам философии,
религии, экономики; по характеристике М.Хайдеггера — "самый светлый ум во
Франции".
Литература — что это? Основа существования или ничто? Она
представляет собой ярко выраженную форму Зла — Зла, которое, по моему мнению,
обладает особой, высшей ценностью.
Батай Жорж
Родился 10 сентября 1897 в Бийоме. В 1901-1913 учился в лицее
в Реймсе. В 1914 принял католичество. В 1915 окончил колледж д’Эперней, в 1918
поступил в Эколь де Шарт в Париже, где в 1922 защитил дипломную работу
Рыцарский орден, стихотворная повесть 13 в. и получил квалификацию
архивиста-палеографа. В том же году поступил на службу в парижскую Национальную
библиотеку, где проработал до 1942. В начале 1920-х годов в Париже много
общался с Львом Шестовым; под его влиянием начал читать Достоевского,
Кьеркегора, Паскаля, Платона, принял участие в переводе на французский язык
книги Шестова Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше (1925). Кроме этих
мыслителей, его интересовали Ницше, Фрейд, де Сад, позже — Гегель и Маркс;
стержнем его концепции стало гегельянство, переосмысленное с позиций
ницшеанства и психоанализа. С середины 1920-х годов Батай публиковал статьи в
журналах "Аретуза" ("Aréthuse"),
"Документы" ("Documents"), специализировавшихся на
искусствоведении, археологии, этнографии. В 1931 познакомился с Борисом Суварином
и вступил в Демократический коммунистический кружок (распался в 1934). Тогда же
опубликовал ряд статей в журнале "Социальная критика" ("La
critique sociale"): Критика основ гегелевской диалектики (совместно с
Раймоном Кено, 1932; в статье проводилась мысль о необходимости обогащения
марксистской диалектики за счет включения в нее психоанализа Фрейда и
социологии Мосса и Дюркгейма); Проблема государства (1933) (против
революционного оптимизма, фашистского тоталитарного государства и диктатуры
социализма); Психологическая структура фашизма. Первым во Франции Батай
применил психоаналитические методы к анализу политических проблем.
С 1931 Батай участвовал в семинаре Александра Койре в Школе
высших исследований, а в 1934 — в семинаре Александра Кожева, где в
сотрудничестве с Р.Кено, Р.Ароном, М.Мерло-Понти, Эриком Вейлем, Андре Бретоном
и другими работал над переводом и комментариями к гегелевской Феноменологии
духа (семинар действовал до 1939). В 1935 принял участие в работе группы,
организованной Ж.Лаканом.
В 1935 стал одним из инициаторов движения "Контратака"
("Contre-Attaque"), объединившего левых интеллектуалов различных
творческих ориентаций, в том числе сюрреалистов. Основными лозунгами движения
были антинационализм, антикапитализм, антипарламентаризм, даже антидемократия,
а основной целью — замена мифов фашизма мифами моральной и сексуальной
революции. Основными источниками вдохновения "Контратаки" были
сочинения маркиза де Сада, Фурье, Ницше (движение распалось в 1936). Члены
движения принимали участие в уличных манифестациях, протестуя против действий
националистической организации "Аксьон франсез". В этот период Батая
и близких к нему членов движения обвинили в профашистских настроениях,
поскольку в одном из составленных ими документов "недипломатическая
грубость" Гитлера трактовалась как позитивная альтернатива
"слюнтяйства" политиков и дипломатов.
Реализм кажется мне просто ошибкой. Только насилие способно
преодолеть ту убогость, которой веет от реалистических опытов. Только смерть и
чувственное желание обладают энергией, от которой сжимается горло и
перехватывает дыхание. Только чрезмерность, присущая желанию и смерти,
позволяет достичь истины.
Батай Жорж
С 1936 Батай начал организацию тайного общества
"Асефаль" ("Acéphale") и одновременно журнала с тем
же названием. Первый номер журнала вышел в 1936, общество было создано в 1937
(его членами стали Клоссовски, Шави, Шенон и др.; одно из правил общества — не
подавать руки антисемитам). В том же году Батай стал одним из организаторов
социологического коллежа, одной из задач которого была разработка социологии
"священного", способной дополнить марксистский анализ исследованием
иррациональных фактов социальной жизни, изучением социального бытия в тех его
формах, в которых обнаруживается присутствие "священного". В тот же
период Батай организовал Общество коллективной психологии, нацеленное на
изучение роли психологических, в том числе бессознательных, факторов в
социальной жизни. На первый план для Батая выдвинулись проблемы смерти как
основы социальных отношений (смерть — "эмоциональный элемент, придающий
безусловное значение совместному существованию"), вины (в 1944 выходит в
свет его книга Виновный — Le coupable), греха, зла, внутреннего опыта (книга
Внутренний опыт — L’expérience intérieure - опубликована в 1943).
То, что жизнь не освещает своими лучами, — бедное безмолвие
смеха, сокрытое в интимных глубинах человека, — может быть — в редких случаях —
обнажено смертью.
Батай Жорж
В 1946 по инициативе Батая началось издание журнала
"Критика" ("Critique"), где он опубликовал статьи Моральный
смысл социологии, Тайна Сада, О рассказах жителей Хиросимы, Переход от
животного к человеку и рождение искусства, Коммунизм и сталинизм, Сад
(1740-1814) и др. В эти годы и позже им были написаны следующие работы: О Ницше
(Sur Nietzsche, 1945), Метод медитации ("Méthode de
méditation", 1947), Литература и зло (La littérature et le
mal, 1957, русский перевод — М., 1994), Эротизм ("L’érotisme,
1957") и др. В 1952 Батай был награжден орденом Почетного легиона.
Умер Батай в Париже 8 июля 1962.
Жорж Батай - фото
Жорж Батай - цитаты Когда ты в отчаянии, трудно остаться целым. Поэзия всегда в некотором смысле противоположна поэзии. Необходимость сбиться с пути, быть уничтоженным – это исключительно личная, давняя, неистовая и не дающая покоя истина, не имеющая ничего общего с тем, что мы называем реальностью. Существование людей крепко связано языком. Даже слово “тишина” производит шум. Количество просмотров: 6828
|