Виктор Петрович Астафьев - биография
Известный :
Писатель, Литературный деятель
Страна:
СССР, Россия
Категория:
Писатели
Знак зодиака:
Телец
Дата рождения: 1 Мая
1924г.
Дата cмерти: 29 Ноября
2001г. (77 лет)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Астафьев Виктор Петрович (1924–2001), русский писатель.
Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье
крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой
Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом,
получил тяжелое ранение.
Человек есть человек, и страсти его непоборимы.
Астафьев Виктор Петрович
Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным
рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был
опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая
книга Астафьева До будущей весны (1953).
В 1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В
это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и
Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом
А.Твардовским. Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к
«маленьким людям» – сибирским староверам (повесть Стародуб, 1959), детдомовцам
1930-х годов (повесть Кража, 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей,
которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности,
объединены им в цикл Последний поклон (1968–1975) – лирическое повествование о
народном характере.
В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две
важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская.
В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до
горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как
великая трагедия.
Так же как и смерть, загадка семьи не понятна, не разрешена.
Династии, общества, империи обращались в прах, если в них начинала рушится
семья.
Астафьев Виктор Петрович
В повести Пастух и пастушка (1971), жанр которой был
обозначен автором как «современная пастораль», рассказывается о безысходной
любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной.
В пьесе Прости меня (1980), действие которой происходит в военном лазарете,
Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях
1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести Так хочется жить
(1995) и в романе Прокляты и убиты (1995).
В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не
считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Вскоре
после публикации романа Прокляты и убиты Астафьев был награжден премией
«Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.
Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести
Царь-рыба (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев
обозначил как «повествование в рассказах». Сюжетной канвой Царь-рыбы стали
впечатления писателя от поездки по родному Красноярскому краю.
Прекрасная женщина частицами разбросана во многих женщинах,
плохая и хитрая живет постоянно во всех.
Астафьев Виктор Петрович
Документально-биографическая основа органично сочетается с
лирическими и публицистическими отступлениями от ровного развития сюжета. При
этом Астафьеву удается создать впечатление полной достоверности даже в тех
главах повести, где очевиден вымысел – например, в главах-легендах Царь-рыба и
Сон о белых горах. Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет
главную причину этого явления: духовное оскудение человека.
Астафьев не обошел в Царь-рыбе главный «камень преткновения»
деревенской прозы – противопоставление городского и деревенского человека,
отчего образ «не помнящего родства» Гоги Герцева получился одномерным, почти
карикатурным.
Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в
человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении
моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской
действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу
преступности. Эта мысль высказывается и в повести Печальный детектив (1987).
Любовь - это творчество. Всегда творчество. Мы любим в
других то, чего нет в нас, если нет этого и в других - выдумываем, внедряем.
Астафьев Виктор Петрович
Ее главный герой, милиционер Сошнин, пытается бороться с
преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя – а вместе с ним и автора
– ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и
немотивированных преступлений. Такой авторской позиции соответствует стилистика
повести: Печальному детективу более, чем другим произведениям Астафьева,
свойственна публицистичность.
В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между
различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли
ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой
мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране писатель
поселился в родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от городской суеты.
Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой»
Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели,
деятели культуры, политики и просто благодарные читатели.
Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в
них. Вот долдоним: дети - счастье, дети - радость, дети - свет в окошке! Но
дети - это еще и мука наша! Вечная наша тревога! Дети - это наш суд на миру,
наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу - все наголо
видать. Дети могут нами закрыться, мы ими - никогда.
Астафьев Виктор Петрович
Жанр миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев, он
назвал Затесями, символически связав свою работу со строительством дома. В 1996
Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию
фонда Альфреда Тепфера (ФРГ).
Умер Астафьев в с.Овсянка Красноярского края 29 ноября 2001,
похоронен там же.
Виктор Петрович Астафьев - фото
Виктор Петрович Астафьев - цитаты Любовь - это творчество. Всегда творчество. Мы любим в других то, чего нет в нас, если нет этого и в других - выдумываем, внедряем. Не надо бросать жен, не надо сиротить детей, не надо войны, ссор, зла, смерти. От тесной обуви, говорят, даже порок сердца случается. Прекрасная женщина частицами разбросана во многих женщинах, плохая и хитрая живет постоянно во всех. Так же как и смерть, загадка семьи не понятна, не разрешена. Династии, общества, империи обращались в прах, если в них начинала рушится семья. Количество просмотров: 8603
|