Александр Николаевич Скрябин - биография
Известный :
Музыкант, Композитор, Пианист, Деятель искусства
Страна:
Россия
Категория:
Музыка
Знак зодиака:
Козерог
Дата рождения: 6 Января
1872г.
Дата cмерти: 27 Апреля
1915г. (43 года)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Скрябин Александр Николаевич (1872–1915) - русский пианист и
композитор. Родился 25 декабря 1871 (6 января) 1872 в Москве.
Окончив Московскую консерваторию (где занимался, в
частности, у А.С.Аренского и С.И.Танеева), Скрябин начал давать концерты и
преподавать, однако вскоре сосредоточился на композиторской деятельности.
Основные достижения Скрябина связаны с инструментальными жанрами (фортепианными
и оркестровыми; в некоторых случаях – Третья симфония и Прометей – в партитуры
вводится партия хора).
Зависть - признание себя побежденным.
Скрябин Александр Николаевич
Мистическая философия Скрябина нашла отражение в его
музыкальном языке, особенно в новаторской гармонии, далеко выходящей за границы
традиционной тональности. Партитура его симфонической Поэмы огня (Прометей,
1909–1910) включает световую клавиатуру (Luce): лучи прожекторов разных цветов
должны сменяться на экране синхронно со сменами тем, тональностей, аккордов.
Последним произведением Скрябина стало т.н. Предварительное
действо для солистов, хора и оркестра – мистерия, которая, по замыслу автора,
должна была объединить человечество (осталась незавершенной).
Умер Скрябин в Москве 14 (27) апреля 1915.
Неотъемлемым качеством научного работника является
трудолюбие. Эксперимент требует подчас многократной проверки, что связано
обычно с огромным напряжением. "Без труда нет истинно великого",—
сказал Гёте — и был совершенно прав.
Скрябин Александр Николаевич
Музыкальное дарование, проявившееся у Скрябина очень рано,
он унаследовал от матери, которая была талантливой пианисткой. Ее одаренность
отмечали братья Антон и Николай Рубинштейны, Бородин, а также Чайковский.
Окончив Петербургскую консерваторию, Любовь Петровна Скрябина, урожденная
Щетинина, успешно концертировала в разных городах уже под фамилией мужа (в 1870
году дочь живописца фарфорового завода вышла замуж за студента Московского
университета Николая Александровича Скрябина).
Отец Скрябина после окончания юридического факультета
университета поступил в Петербургский институт восточных языков. Закончив его
он, будучи причислен к Министерству иностранных дел, находился на
дипломатической службе в Турции и других восточных странах, лишь изредка
приезжая в Россию.
Любовь Петровна умерла от туберкулеза в 1873 году, и
Александра воспитывать сестра отца.
Оптимист вовсе не тот, кто никогда не страдал, а тот, кто
пережил отчаяние и победил его.
Скрябин Александр Николаевич
С 1882 г. Саша стал брать уроки фортепианной игры у Г.
Конюса, ученика Московской консерватории, который впоследствии стал видным
теоретиком. Осенью этого же года Скрябин блестяще выдержал экзамен и поступил
во 2-й Московский кадетский корпус, утвердив за собой звание первого ученика. В
юном возрасте он уже принимает участие в открытом концерте в зале кадетского
корпуса, где устраивались музыкально-литературные вечера. Исполняя гавот Баха,
пианист несколько сбился, но не растерялся и продолжил игру, импровизируя в стиле
немецкого гения. Подобное самообладание и исполнительская воля будут присущи
музыканту и в зрелые годы.
В 1885 г. он начинает брать уроки фортепиано у выдающегося
педагога Н. Зверева, композиции — у С. Танеева.
В 1888 г. Скрябин поступил в Московскую консерваторию. В
консерватории начались регулярные концертные выступления Скрябина. Любимым его
композитором был Шопен, играл он также Листа, Бетховена, Шумана. Стремление
совершенствоваться в исполнительском мастерстве привело к первой серьезной
трагедии, наложившей отпечаток на всю жизнь Скрябина. Не посоветовавшись с
учителем, он переусердствовал в самостоятельных упражнениях и «переиграл» руку.
С большим трудом с помощью врачей удалось восстановить ее способности, но
прежняя виртуозность, конечно, была утрачена. Этот срыв повлиял на психику
композитора.
Сатана – Это дрожжи вселенной.
Скрябин Александр Николаевич
В 1892 г. Скрябин окончил консерваторию по классу
фортепиано, но композиторского диплома не получил, так как его отношения с
профессором А. Аренским, который тогда вел класс свободного сочинения, не
сложились. Поэтому в истории Московской консерватории он остался обладателем
Малой золотой медали. К этому времени молодой музыкант был уже автором многих
сочинений в разных жанрах. Но все же его тяготение к фортепианной и
симфонической музыке определяется достаточно ярко. Стилистику ранних
произведений Скрябина можно отнести к опытам позднего романтизма, наследующего
традициям Шопена. Однако уже в «постшопеновских» прелюдиях и этюдах
прослушиваются элементы гармонического языка гениального новатора.
1894 г. знаменует важную встречу в жизни Скрябина. Он
знакомится с известным меценатом М. П. Беляевым, сразу же безоговорочно
поверившим в талант молодого композитора, который к тому же покорил его своей
безупречной воспитанностью и изысканной манерой общения. С этого момента
сочинения Скрябина начинают публиковаться, а его симфонические творения — звучать
в программах Русских симфонических концертов.
С 1896 г. известность Скрябина как композитора становится
повсеместной. Происходят изменения и в личной жизни. Александр Николаевич
женился на Вере Ивановне Исакович, талантливой пианистке, с золотой медалью
окончившей Московскую консерваторию в 1897 г. В заграничной поездке 1897/98 г.
она выступала вместе с мужем в концертных программах, играя его произведения.
Ученый во всем должен быть абсолютно честен. Малейшее
отклонение от этого качества является, на мой взгляд, тягчайшим преступлением.
Скрябин Александр Николаевич
В возрасте двадцати шести лет Скрябин получил предложение
занять место профессора фортепианного класса Московской консерватории. Это
предложение композитор принял и проявил себя как способный педагог. Помимо
консерватории он преподавал игру на фортепиано в Екатерининском институте.
Многие из его учениц затем поступали к нему в консерваторский класс.
Но более всего Скрябин был сосредоточен на сочинении. 1900
г. и почти весь следующий прошел под знаком Первой симфонии — монументального
шестичастного произведения, в финале которого должен был звучать хор. Текст
финала написал сам композитор. Основная мысль заключалась в прославлении
искусства, его объединяющей миротворческой роли. Из Первой симфонии
произрастают главные темы зрелого и позднего периода творчества, тянутся нити к
грандиозному замыслу «Мистерии» — музыкально-религиозного действа, которому так
и не удалось осуществиться. За Первой симфонией последовала и Вторая.
Партитуру Третьей симфонии — «Божественной поэмы» — Скрябин
закончил в 1904 г.
Потрясает масштабность звучания симфонии: композитор использовал четверной
состав оркестра. В симфонии в полной мере раскрылось мастерство
Скрябина-драматурга. Трехчастное произведение демонстрирует четкую программу,
объединенную общим замыслом. Первая часть носит название «Борьба» («Борения»),
вторая — «Наслаждения», третья — «Божественная игра».
Важнейшее влияние на формирование Скрябина оказали
представители русского религиозно-философского ренессанса, в особенности В.
Соловьев и Вяч. Иванов. Символизм, с его центральной идеей теургии, или
жизнетворчества, окрашенный в мистические, даже апокалиптические тона, встретил
горячий отклик со стороны утонченного, стремившегося уйти от всякой обыденности
художника. Участвуя в кружке русского философа Сергея Николаевича Трубецкого,
друга В. Соловьева и последователя его учения, композитор одновременно
увлеченно знакомился с трудами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, изучал материалы
философского конгресса в Женеве. Кроме того, его интересовали восточные
религиозные учения и современная теософская литература, в частности «Тайная
доктрина» Е. П. Блаватской.
Его обширные познания, представляя особый род философской
эклектики, где самым важным оказывался опыт синтеза различных учений и
мировоззренческих позиций, давали композитору повод размышлять о своей
избранности, представлять себя центром и источником «нового учения», могущего
преобразить мир, вывести его на новый виток развития. Скрябин считал, что
художник, как микрокосм, может оказывать влияние на макрокосм государства и
даже всего мироздания.
С 1904 г. Скрябин выезжает за границу. До 1910 г. он живет и
гастролирует за рубежом, иногда возвращаясь в Россию. В его судьбе происходит
серьезнейший поворот. Композитор увлекся Татьяной Федоровной Шлецер. Александр
Николаевич страшно мучился возникшим положением, чувствуя, что совершает что-то
«ужасное». Вера Ивановна вынуждена была вместе с детьми уехать в Москву, где
возобновила концертную деятельность и начала преподавать в консерватории.
Согласия на развод, впрочем, она так и не дала и сохранила за собой фамилию мужа.
Татьяне Федоровне, таким образом, пришлось смириться с ролью незаконной жены
композитора.
В октябре 1905 г. родилась первая дочь от второго брака.
Скрябин пребывал в весьма неспокойном состоянии. Татьяна Федоровна внушала мужу
мысль о том, что за публикацию своих произведений в издательстве Беляева он
должен получать гораздо большие гонорары. Скрябин спровоцировал разрыв с
издательством,, окончательно произошедший в 1908 г. Попытки поместить рукописи
в другие издательства успеха не имели, и композитор вынужден был вернуться к
исполнительской деятельности. Он дал авторские концерты в Женеве, Брюсселе,
Льеже, Амстердаме.
Его консерваторский товарищ М. И. Альтшулер предложил
Скрябину выступить в концертах созданного им в США Русского симфонического
оркестра. По возвращении из Америки он поселился с семьей в Париже, где имел
возможность встретиться с русскими музыкантами: Римским-Корсаковым, Глазуновым,
Рахманиновым, Шаляпиным. Материальные трудности на некоторое время отступили,
Александр Николаевич был воодушевлен общением с друзьями.
В 1907 г. была закончена «Поэма экстаза», над которой
Скрябин достаточно долго работал. В 1908 г. он получил за это произведение
очередную Глинкинскую премию, одиннадцатую по счету. Премьера в России
состоялась в следующем году, в концерте петербургского Придворного оркестра.
Творческий гений Скрябина достиг своего наивысшего расцвета.
Следующим музыкальным откровением Скрябина стала «Поэма
огня» — «Прометей». Здесь, как и в «Поэме экстаза», композитор задействовал
огромный состав оркестра, добавив партию фортепиано и большой смешанный хор.
«Поэма огня» должна была сопровождаться светоэффектами при помощи световой
клавиатуры, когда зал погружался в сияние того или иного цвета. Полной
расшифровки партии этой световой клавиатуры не сохранилось.
Ориентиром здесь является таблица «цветослуха», то есть
соответствия цветов определенным тональностям. Кроме расширения
ассоциативно-зрительного спектра музыкального восприятия, в «Прометее» Скрябин
применил новый гармонический язык, не опирающийся на традиционную тональную
систему. Но наиболее революционным оказался в трактовке композитора сам образ
Прометея. От «Прометея» открывался прямой путь к «Мистерии».
Под знаком размышлений о небывалом музыкальном действе
проходит последнее пятилетие творческой жизни Скрябина. Все произведения,
написанные после «Прометея», вероятно, следует рассматривать как своеобразные
эскизы к «Мистерии».
Вернувшись в Россию, композитор поселяется в Москве, его
окружает тесный кружок скрябинистов, который составил потом Скрябинское
общество. Фортепианные и оркестровые произведения нового русского гения
повсеместно звучат в концертных программах. Очень много работая, Александр
Николаевич постоянно чувствует недомогание и переутомление.
В 1914 г. Скрябин посетил Лондон, где был исполнен его
«Прометей» и где композитор дал авторский концерт. В Лондоне впервые проявились
признаки заболевания, которое стало причиной столь ранней его смерти.
Превозмогая боль, причиняемую фурункулом на верхней губе, он блестяще выступил,
вызвав рукоплескания сдержанной английской публики. Концерты к тому же должны
были принести средства, необходимые для осуществления его главной идеи —
постановки «Мистерии». Скрябин мечтал купить в Индии землю для постройки храма,
который бы стал реальной «декорацией» его грандиозных творческих замыслов.
2 (15) апреля 1915 г. Скрябин дал последний концерт. Он
почувствовал себя плохо. Вновь, как и в Лондоне, началось воспаление на верхней
губе. Состояние резко ухудшалось. Не помогло и операционное вмешательство. Поднялась
высокая температура, началось общее заражение крови, и 14 (27) апреля утром
Александр Николаевич скончался.
Александр Николаевич Скрябин - фото
Александр Николаевич Скрябин - цитаты Не люблю я камерных ансамблей. Ансамбль сковывает игру исполнителя, затушёвывает его индивидуальность. Чтобы стать оптимистом в настоящем значении этого слова, нужно испытать отчаянье и победить его.
В жизни каждого человека весна бывает лишь раз. А как люди спешат отделаться от этого обмана, от этих дивних грез!
Иду сказать людям, что они сильны и могучи.
Я так счастлив, что если б я мог одну крупицу моего счастья сообщить целому миру, то жизнь показалась бы людям прекрасной. Количество просмотров: 10831
|