Клод Дебюсси - биография
Известный :
Музыкант, Композитор, Пианист, Деятель искусства
Страна:
Франция
Категория:
Музыка
Знак зодиака:
Лев
Дата рождения: 22 Августа
1862г.
Дата cмерти: 25 Марта
1918г. (55 лет)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Дебюсси Клод Ашиль (Debussy) (1862—1918) - французский
композитор. Ученик Э. Гиро. Основоположник музыкального импрессионизма.
Сочинениям присущи поэтичность, изящество и прихотливость мелодии,
колористичность гармонии, изысканность, зыбкость музыкальных образов.
Основа творчества — программная инструментальная музыка:
«Прелюдия к “Послеполуденному отдыху фавна”» (1894; по эклоге С. Малларме),
триптих «Ноктюрны» (1899), «Море» (3 симфонических эскиза, 1905), «Образы» (1912)
для оркестра. Опера «Пеллеас и Мелизанда» (1902), балеты (в том числе «Игры»,
1913), фортепианные произведения: «Бергамасская сюита» (1890), «Эстампы»
(1903), «Образы» (1-я серия — 1905, 2-я — 1907), 24 прелюдии (1-я тетрадь —
1910, 2-я — 1913) и др.
Мне кажется, что в нашей печальной классной комнате, где
учитель строг, “русские” открыли окно, выходящее на простор полей.
Дебюсси Ашиль-Клод
Родился в небогатой буржуазной семье без музыкальных
традиций. Рано проявив музыкальные способности, в 1872 поступил в Парижскую
консерваторию, где проучился до 1884; его педагогами были А. Лавиньяк
(сольфеджио), Э. Гиро (композиция), А. Мармонтель (фортепиано). В летние месяцы
1880—82 годов Дебюсси работал домашним пианистом Н. Ф. фон Мекк (см. МЕКК Карл
Федорович фон)(покровительницы П. И. Чайковского) и учителем музыки ее детей;
вместе с семьей фон Мекк путешествовал по Европе и провел некоторое время в
России, где проникся симпатией к музыке композиторов «Могучей кучки» (но не
Чайковского).
На окончание консерватории Дебюсси представил кантату
«Блудный сын» на библейский сюжет. Это произведение принесло ему Римскую премию
— почетную награду для молодых композиторов. В 1885—87 Дебюсси жил в Риме на
вилле Медичи; согласно регламенту премии, он должен был использовать это время
для сочинения крупных вокально-симфонических произведений, однако необходимость
ограничиваться традиционными формами тяготила его. Более важную роль в
творческом становлении Дебюсси сыграли поездки на вагнеровские торжества в Байрейте
(1888, 1889) и посещение парижской Всемирной выставки (1889), где он услышал
яванский гамелан .
Влияние Р. Вагнера ощутимо в кантате «Дева-избранница»
(1888) и в «Пяти стихотворениях Бодлера» для голоса и фортепиано (1887—89).
Другие романсы того же периода, прежде всего на слова П. Верлена («Забытые
ариетты», первая тетрадь «Галантных празднеств», 3 романса 1891 г.), выдержаны
в более оригинальном и прихотливом стиле; то же относится и к некоторым
фрагментам Струнного квартета соль минор (1893), который в целом все еще
относительно традиционен (в нем ощутимо влияние С. Франка и его школы). Начиная
с Квартета, Дебюсси широко использует фригийский и другие необычные для музыки
19 века лады, в том числе целотоновый лад . Раннему Дебюсси свойственна тенденция
к преодолению романтической гармонии 19 в. с ее напряженными тяготениями;
гармония Дебюсси — это прежде всего средство для создания атмосферы, в которой
непринужденно разворачиваются мелодические линии.
Никто не обращался к лучшему, что в нас есть, с большей
нежностью и большей глубиной (О Мусоргском).
Дебюсси Ашиль-Клод
Творческие устремления Дебюсси поначалу почти не встречали
сочувствия среди музыкантов; ближе по духу ему были поэты-символисты и
художники-импрессионисты. Как и лидер французских символистов С. Малларме,
Дебюсси предпочитал завуалированную выразительность; ему был близок принцип
поэтики символизма, сформулированный Малларме: «Не называть предмет прямо, а
вызывать его в представлении, пользуясь словами, которые лишь косвенно
указывают на него». Как и основоположник импрессионизма художник К. Моне,
Дебюсси стремился уловить и запечатлеть изменчивость красок окружающего мира.
Композитор призывал «искать дисциплины в свободе», а не в
академических правилах и устоявшихся формальных схемах. Первым произведением, в
котором его эстетические идеалы воплотились в полной мере, стал оркестровый
«Прелюд к «Послеполуденному отдыху фавна» (1894), созданный под впечатлением
поэтичной эклоги Малларме. Изысканность оркестровки и естественная пластика
развертывания тем, достигнутые в этой небольшой по объему пьесе, беспрецедентны
для европейской музыки.
В 1893 Дебюсси приступил к сочинению оперы по пьесе
драматурга М. Метерлинка «Пелеас и Мелисанда», которая привлекла его тонкой
игрой психологических нюансов и особого рода недосказанностью, характерной для
искусства символизма. Сюжет пьесы, сходный с сюжетом легенды о «Тристане и
Изольде», Дебюсси воплотил в форме, которая сохраняет некоторые важные элементы
вагнеровской музыкальной драмы (сквозное развитие, лейтмотивы, особая
значимость оркестра).
Вместе с тем музыка оперы отличается необычайной
сдержанностью в выражении чувств. В вокальных партиях господствует гибкий
речитативно-ариозный склад; лишь кульминационные моменты драмы отмечены
появлением эмоционально насыщенных мелодий широкого дыхания. «Пелеас» стал
новым и неповторимым словом в истории оперного искусства; другие оперные
замыслы Дебюсси (в том числе по рассказам любимого французскими символистами
Эдгара По «Черт на колокольне» и «Падение дома Эшеров») не были реализованы.
Работа над «Пелеасом и Мелисандой» растянулась на 9 лет;
среди других произведений этого периода выделяются «Песни Билитис» для голоса и
фортепиано (1898) и три «Ноктюрна» для оркестра: «Облака», «Празднества» и
«Сирены» (с женским хором, поющим без слов) (1899). Крайние части триптиха
«Ноктюрнов» — образцы утонченной импрессионистской звукописи, продолжающие и
развивающие достигнутое в «Послеполуденном отдыхе фавна»; средняя часть, в
соответствии со своим названием, характеризуется яркой, пышной полифонией,
воплощающей дионисийский дух народного праздника.
Следующий оркестровый триптих Дебюсси, «Море» (1905),
отличается подлинно симфоническим размахом. Это относится прежде всего к финалу
(«Разговор ветра с морем»), отдельные темы которого ассоциативно связаны с
темами 1-й части («Море от зари до полудня»); картина, воссозданная в средней
части («Игра волн»), многоцветна и калейдоскопически изменчива. В 1905—12
сочинялись «Образы» для оркестра — три произведения, в которых запечатлены
звуковые «образы» трех стран: Англии («Жиги»), Испании («Иберия») и Франции
(«Весенние хороводы»). Особенно удалась трехчастная сюита «Иберия», где
колоритным и веселым крайним частям («По улицам и дорогам» и «Утро праздничного
дня») противопоставлен непревзойденный по деликатности и изяществу «ноктюрн»
средней части («Ароматы ночи»). В оркестровых номерах к мистерии Габриэля
д"Аннунцио «Мученичество св. Себастьяна» (1911) дух античности
воссоздается с помощью модальных гармоний и суровой, экономной фактуры.
Одна из самых смелых партитур Дебюсси — одноактный балет
«Игры» (1913), написанный по заказу великого русского импресарио С. Дягилева; здесь
Дебюсси вплотную подошел к реализации своей давней мечты о постоянно
обновляющейся музыкальной форме, в рамках которой каждый отдельный момент
выступает как уникальная точка на оси времени, наполненная неповторимым
содержанием. Эта концепция музыкального времени была развита в творчестве П.
Булеза и других представителей послевоенного европейского авангарда, которые
видели в Дебюсси своего предтечу.
Дебюсси внес неоценимый вклад также в фортепианную и
камерно-вокальную музыку. Первые значительные фортепианные произведения Дебюсси
— «Бергамасская сюита» (в 4-х частях, 1890), сюита «Для фортепиано» (в 3-х
частях, 1901) — характеризуются сочетанием мягкого лиризма с ироничной, в духе
поэзии Верлена, стилизацией под рококо.
Более содержательными образцами «неоклассицизма» Дебюсси
явились маленькие вокальные циклы на слова французских поэтов Возрождения:
«Песни Франции» (1904), «Прогулка двух влюбленных» (1904—10), «Три баллады
Вийона» (1910). Разнообразен мир фортепианных миниатюр того же периода, собранных
в циклы «Эстампов» (3 пьесы, 1903), «Образов» (2 тетради по 3 пьесы, 1905,
1907), «Прелюдий» (2 тетради по 12 пьес, 1909—13); воспоминания об античности и
«галантном веке» соседствуют здесь с юмористическими жанровыми зарисовками,
поэтичными звуковыми пейзажами, виртуозными концертными пьесами. Открытия
Дебюсси в области фортепианного письма обобщены в 12 этюдах (1915), посвященных
памяти Ф. Шопена (см. ШОПЕН Фридерик). В некоторых этюдах, а также в вокальном
цикле «Три стихотворения Малларме» (1913) и сюите «По белому и черному» для
двух фортепиано (1915) ощутимо влияние молодого И. Стравинского (см.
СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович), который, в свою очередь, был многим обязан своему
старшему коллеге.
В сонатах для виолончели и фортепиано, флейты, альта и арфы
(обе 1915), скрипки и фортепиано (1917) Дебюсси возвращается к несколько
суховатому типу письма, напоминающему о традициях французской музыки 17—18
веков и вместе с тем предвосхищающему тот сдвиг в сторону неоклассицизма,
который наступил во французской музыке после Первой мировой войны. Дебюсси умер
от рака, не успев довести до конца запланированный цикл из 6 сонат для разных
составов.
Клод Дебюсси - фото
Клод Дебюсси - цитаты Если бы Бог не любил мою музыку, я бы её не писал…
Как Рихарда — я люблю Вагнера, а как Штрауса — я люблю Иоганна. — На вопрос «каково мнение о Рихарде Штраусе?»
Зачем зарабатывать одышку, строя симфонии? Давайте делать оперетты!
Не нужно слушать чьего-либо совета, только совет ветра, который напевает историю мира.
Я пытаюсь найти новые реальности... дураки называют это импрессионизмом.
Количество просмотров: 15205
|