Николай Александрович Львов - биография
Известный :
Писатель, Музыкант, Учёный, Изобретатель, Архитектор, График
Страна:
Россия
Категория:
Наука, Музыка, Писатели
Знак зодиака:
Телец
Дата рождения: 15 Марта
1751г.
Дата cмерти: 3 Января
1804г. (52 года)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Львов Николай Александрович (1751–1803/04), русский
писатель, музыковед, ученый и изобретатель, архитектор и график, один из
наиболее универсальных талантов русского «века Просвещения».
Родился в деревне Черенчицы (Новоторжский уезд, Тверская
губерния) 4 (15) марта 1751 в семье отставного прапорщика. Приехав в Петербург
(скорее всего, в 1769), вступил в бомбардирскую роту Измайловского полка, но
уже в начале 1770-х годов перешел на гражданскую службу. В 1771 поместил свои
первые стихотворные опыты в рукописном журнале «Труды четырех общинников».
Путешествовал по Западной Европе, побывав, в частности, во Франции и Италии
(1777; второй раз ездил в Италию в 1781). По возвращении в Петербург служил в Коллегии
иностранных дел, а с 1782 в Почтовом департаменте. Жил в Петербурге и своем
родовом имении Черенчицы-Никольское.
Новый театр из новейших театров полюбился мне столко, сколко
может понравится посредственная вещь между дурными.
Львов Николай Александрович
Долгие годы входил в поэтический кружок, членами которого
были также Г.Р.Державин, В.В.Капнист, И.И.Хемницер, И.И.Дмитриев и другие.
Писал эпиграммы, басни, кантаты, оды, элегии сатиры, поэмы (Русский 1791 год),
в том числе в жанре научной поэмы (Ботаническое путешествие на Дудорову гору
1792, мая 8-го). Со временем перешел от сентиментализма (Идиллия. Вечер 1780
года, ноября 8-го) к романтизму (Ночь в чухонской избе на пустыре, 1797).
Опубликовал сборник подстрочных переводов Анакреона (1794). Наиболее
исторически значительны те из его литературных произведений, что тематически
или постановочно связаны с музыкой (ода Музыка, 1780-е годы; неоконченная поэма
Добрыня, богатырская песня – опубликована посмертно в 1804).
Будучи одаренным музыкантом, душою домашних концертов и
спектаклей, Львов (по словам Державина) «особенно любил русское природное
стихотворство», т.е. крестьянскую песню. Песенный фольклор с пестрыми
вкраплениями народного арго составляет речевую основу его комической оперы
Ямщики на подставе (музыка Е.И.Фомина; 1787) – первой в России хоровой оперы.
Среди других текстов Львова, рассчитанных на музыкальное
исполнение, выделяется «героическое игрище» (или «ирои-комическая опера»)
Парисов суд (1796), сочетающее античную мифологию с чертами русской
«простонародной» пасторали. Большое значение для фольклористики имело изданное
им вместе с чешским композитором И.Прачем Собрание русских народных песен с их
голосами, положенными на музыку Иваном Прачем (1790), – в сопровождении
львовского трактата О русском народном пении, где автор впервые указал на
многоголосный характер русского пения. Мелодии этого сборника позднее нашли
отражение в творчестве ряда композиторов, включая Бетховена и
Н.А.Римского-Корсакова.
Во что труды употребить,
Писать желанье коль имею?
О Муза! тщись в том пособить,
Люблю тебя, сказать то смею,
Знать хочешь делать то на что?
Увидишь с слов начальных то.
Львов Николай Александрович
Публиковал также древние летописи (Летописец русский от
пришествия Рюрика до кончины царя Иоанна Васильевича, 1792; Подробная летопись
России до Полтавской баталии, 1798), тогда же задумал создать Словарь
художников и художеств, – который стал бы первой русской арт-энциклопедией, но
остался просто замыслом).
Зодчий-самоучка, внес большой вклад в архитектуру русского
классицизма. Базисный смысл со времени визитов Львова в Италию имело для него
творчество А.Палладио; в 1798 издал в собственном переводе и со своим
предисловием и примечаниями первый том Четырех книг об архитектуре. Стремился
распространить в своих постройках первозданный «вкус Палладиев», с его
гармоническим сочетанием красоты и практической пользы.
Среди его реализованных проектов – собор святого Иосифа в
Могилеве (1781–1797; разрушен в 1930-е годы), петербургский почтамт (1782–1789),
Невские ворота Петропавловской крепости (1784–1787), Троицкая церковь в селе
Александровском, ныне в черте Петербурга (Кулич и Пасха, 1785–1797),
Борисоглебский собор в Торжке (строил архитектор Ф.И.Буци; 1785–1796),
Екатерининская церковь-ротонда в городке Валдай (1793), усадьбы в Знаменском
(«Раек»), Арпачево, Митино-Василево, Премухине в Тверской области, Воронове и
Введенском в Московской области (все – 1780–1790-е годы; сохранились лишь более
или менее крупные фрагменты былых ансамблей). К 1789–1804 относятся жилые и
хозяйственные постройки, а также семейная усыпальница в Никольском-Черенчицах.
Часто выделяясь – подобно Невским воротам или «Куличу и Пасхе» (храмовая
ротонда с пирамидальной колокольней) – оригинальной выразительностью композиции
и силуэта, архитектурные идеи Львова имели в то же время и большое
типообразующее значение, прежде всего в усадебной архитектуре. К тому же он
постоянно сочетал свои сооружения с новаторскими инженерными разработками
(такова, в частности, система водоснабжения в Торжке, оформленная
ротондой-колодцем на Торговой площади, 1802).
В письме хоть лучше ты, как Цицерон, в сто крат.
В словах же навсегда останься Гарпократ.
Львов Николай Александрович
Не раз выступал и как паркостроитель: изложил принципы
устройства пейзажного парка с элементами регулярной планировки в многочисленных
пометках и рисунках на полях книги К.Гиршфельда о садоводстве (экземпляр в
собрании Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина), а также в альбоме с
проектами парка в московской усадьбе своего покровителя канцлера А.А.Безбородко
(1797–1799).
Открыв в 1786 в районе Валдайской возвышенности и города
Боровичи залежи каменного угля, активно способствовал его разработкам, попутно
исследуя новые возможности его отопительного и промышленного применения (для
получения корабельной смолы, серы, кокса и «каменного картона», т.е. толя). В
1795 опубликовал трактат Русская пиростатика, или употребление испытанных уже
воздушных печей и каминов с собственноручно награвированными чертежами новых
отопительно-вентиляционных устройств (первую работу такого рода в России), а в
1799 – сочинение О пользе и употреблении русского земляного угля.
Глагол таинственный небес!
Тебя лишь сердце разумеет;
Событию твоих чудес
Едва рассудок верить смеет.
Музыка властная! пролей
Твой бальзам сладкий и священный
На дни мои уединенны,
На пламенных моих друзей.
Львов Николай Александрович
В тот же период изобрел способ возведения зданий из утрамбованной
земли, укрепленной известковым раствором, и учредил школу землебитного
строительства в Никольском. Примером такого рода здания явилась резиденция
приора Мальтийского ордена (Приорат) в Гатчине (1798–1799). С 1799 центром его
экспериментов была Тюфелева дача близ подмосковного (в то время) Симонова
монастыря, ставшая своеобразным технологическим институтом. В 1803 предпринял
краеведческое путешествие в южнорусские губернии, в Крым и на Кавказ.
Умер Львов в Москве 22 декабря 1803 (3 января 1804).
Николай Александрович Львов - фото
Николай Александрович Львов - цитаты В письме хоть лучше ты, как Цицерон, в сто крат.
В словах же навсегда останься Гарпократ. Во что труды употребить,
Писать желанье коль имею?
О Муза! тщись в том пособить,
Люблю тебя, сказать то смею,
Знать хочешь делать то на что?
Увидишь с слов начальных то. Глагол таинственный небес!
Тебя лишь сердце разумеет;
Событию твоих чудес
Едва рассудок верить смеет.
Музыка властная! пролей
Твой бальзам сладкий и священный
На дни мои уединенны,
На пламенных моих друзей. Новый театр из новейших театров полюбился мне столко, сколко может понравится посредственная вещь между дурными. Количество просмотров: 6789
|