Иван Антонович Ефремов - биография
Известный :
Писатель, Учёный, Палеонтолог
Страна:
Россия, СССР
Категория:
Наука, Писатели
Знак зодиака:
Овен
Дата рождения: 22 Апреля
1908г.
Дата cмерти: 5 Октября
1972г. (64 года)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Ефремов Иван Антонович (1907–1972), русский писатель,
ученый-палеонтолог. Доктор биологических наук (1940), основатель тафономии —
палеонтологической науки, изучающей закономерности процессов естественного
захоронения организмов (кн. Тафономия и географическая летопись, 1950;
Государственная премия СССР, 1952).
Родился 9 (22) апреля 1907 в дер. Вырица, ныне Ленинградской
обл. Вырос на юге у моря (Херсон и др.), с 1921 — в Петрограде, где окончил
Мореходные классы, плавал матросом на Охотском и Каспийском морях.
Большинство людей не понимает, что великое многообразие и
красочность мира будут служить им крепчайшей душевной поддержкой на протяжении
всей жизни.
(Лезвие бритвы)
Ефремов Иван Антонович
В 1935 окончил Ленинградский горный институт. Первые
научно-фантастические и приключенческие новеллы Ефремова, привлекшие внимание
А. Н. Толстого «правдоподобностью необычайного», вошли в сборники его рассказов
Встреча над Тускаророй, Пять румбов (оба 1944), Белый рог (1945), Алмазная
труба (1946). В них, как и в первой научно-фантастической повести Звездные
корабли (1948), проявилось характерное для творчества Ефремова стремление не
только, следуя законам жанра, выстроить занимательный сюжет и пробудить интерес
к тайнам природы, но и концептуально осмыслить естественно-биологические и
исторические процессы.
С 1925 как палеонтолог-любитель участвовал в научных
экспедициях (Закавказье, Средняя Азия, Якутия, Восточная Сибирь, Дальний
Восток);
в 1946–1949 руководил тремя экспедициями в Гоби, чему
посвящена художественно-документальная кн. Дорога ветров (1956). Вскоре ставший
одним из ведущих представителей отечественной научной фантастики 20 в., Ефремов
предложил в своих произведениях как многочисленные научные гипотезы (что
особенно роднит его с мировым классиком жанра — Ж.Верном), так и
социокультурные схемы развития древних цивилизаций (один из примеров — дилогия
Великая дуга: повести На краю Ойкумены,
Женщины знают как хрупка жизнь, как близка смерть, а мужчины
мечтают о бессмертии и убивают без конца по всякому поводу. Таково древнее
противоречие, оно неразрешимо.
(Таис Афинская)
Ефремов Иван Антонович
1949, и Путешествие Баурджеда, 1953, воссоздающие наивные
представления древних греков и египтян об окружающем мире и предлагающие
размышления о первоосновах человеческой культуры).
Убежденный приверженец, в русле гуманистических упований его
поколения, неизбежного наступления «золотого века» всеобщего равенства,
благоденствия и мира с помощью радикального преобразования общественного
устройства, Ефремов в 1957 выпускает научно-фантастический роман-утопию
Туманность Андромеды, где изображено будущее коммунистическое государство
планетарного масштаба.
Истоком его явится Земля — цитадель разума, в
неопросветительском духе исключающего корысть, войны, угнетение человека
человеком. Предвосхищая технократический бум 1960-х годов, Ефремов в качестве
главных героев романа («движителей» прогресса) выдвигает освоителей Космоса —
астронавтов и физиков, которых подпитывают научными изысканиями и творческим
горением ученые-историки и люди искусства.
Надо опорочить прежнее чтобы утвердить новое. Таковы, к
сожалению, люди…
(Таис Афинская)
Ефремов Иван Антонович
Роман развивает утопию Великого Кольца — содружества
цивилизаций Вселенной, внутри которой, как предвещал К. Э. Циолковский и его
учитель Н. Ф. Федоров, существует содружество цивилизаций, в гуманистической
ауре которого каждый человек достигает свободного и универсального
самораскрытия.
Огромный успех в России и за рубежом романа, уловившего
новую волну общественного интереса к межпланетным контактам и проблеме единства
Вселенной, способствовал возникновению близкой к нему по теме повести Cor
Serpentis (Сердце змеи, 1959), вошедшей в сб. Юрта Ворона (1960) и
рассказывающей, в полемике с концепцией «борьбы миров» (Г. Уэллс), об
органическом, обусловленном генетическим единством контакте землян с
инопланетянами, утверждая общность законов развития всей Галактики и — в традициях
антикизирующего, «языческого» просветительства — возможность ее объединения на
основах взаимно признаваемых разума, любви и красоты.
Отчетливы переклички этого произведения с романом Ефремова
Таис Афинская (1972), насыщенном многочисленными историко-культурными реалиями
и фактами. Здесь также проводится характерная для Ефремова идея равенства всех
людей в сфере духа, а образцом гармонической личности выступает прославленная
гетера.
Под звездами не рыдают — под ними живут.
(Таис Афинская)
Ефремов Иван Антонович
В «романе приключений» Лезвие бритвы (1962)
социально-философские размышления писателя аккумулируются в определенную
концепцию эволюции человеческой цивилизации, для которой автор считает
необходимым — во избежание исторических катастроф — следовать единственному в
своей оптимальности магистральному узкому (подобному лезвию бритвы) пути.
Своеобразным коррективом радужных перспектив Туманности
Андромеды (а также социально-критическим обличением и предостережением)
прочитывается социальная антиутопия Ефремова Час быка (1968), в которой жизнь
на далекой планете Торманс, некогда заселенной землянами, построена по законам
процветающей и всесильной бесчеловечной олигархии.
Умер Ефремов в Москве 5 октября 1972.
- Я не отдам своего богатства чувств, как бы они ни
заставляли меня страдать. Страдание, если оно не выше сил, ведет к пониманию,
понимание - к любви так замыкается круг.
(Туманность Андромеды)
Ефремов Иван Антонович
Иван Антонович Ефремов - фото
Иван Антонович Ефремов - цитаты Мир раздираем великим множеством великих и малых противоречий, решение которых не под силу человеку, некоммунистически воспитанному... Если человечество не поймет этого и не станет бесповоротно на путь создания высшего коммунистического общества, не сумеет решительно перевоспитать себя — тогда оно будет ввергнуто в такие пучины голода и истребления, о которых мир еще не слыхивал... Для меня вопрос стоит так: либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо не будет никого, а будут песок и пыль на мёртвой планете.
Большинство людей не понимает, что великое многообразие и красочность мира будут служить им крепчайшей душевной поддержкой на протяжении всей жизни. Три кита современной нашей общественной жизни: зависть, болтовня во всех ее видах и покупка бесчисленных вещей. Хотел бы знать, как это оценят наши потомки! Женщины знают как хрупка жизнь, как близка смерть, а мужчины мечтают о бессмертии и убивают без конца по всякому поводу. Таково древнее противоречие, оно неразрешимо.
Надо опорочить прежнее чтобы утвердить новое. Таковы, к сожалению, люди…
Количество просмотров: 7496
|