Ия Сергеевна Саввина биография

 
 

Навигация

Знаки зодиака

Знаки зодиака Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева Весы Скорпион Стрелец Козерог Водолей Рыбы
Ия Сергеевна  Саввина

Ия Сергеевна Саввина - биография

Известный : Актриса, Народный артист

Страна: СССР, Россия

Категория: Кино и театр

Знак зодиака: Рыбы

Дата рождения: 2 Марта 1936г.

Дата cмерти: 27 Августа 2011г. (75 лет)

Биография добавлена: 10 Сентября 2013г.

Ия Сергеевна Саввина — советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1976), народная артистка СССР (1990).

Ия Саввина родилась 2 марта 1936 года, в Воронеже. Все ее родственники по маме жили недалеко от Калача знаменитого, Воронежская губерния. Тетки все из церковно-приходской школы, с четырьмя классами. Маму ее дядя Ваня заставил уже взрослой пойти на рабочий факультет, хотя она этого и стеснялась. Она единственная, кто закончила первый выпуск Воронежского мединститута, была гениальным врачом. Была одним единственным врачом во время войны в деревне. Была, потому что ее карьера как доктора закончилась. Она жива, живет в Опалихе, ей 93 года. Зовут Вера Ивановна. Фамилия у нее тоже уникальная - Кутепова. Ия — Саввина по отцу, а у мамы фамилия – Кутепова.

Профессия и учителя

Ия Саввина закончила в 1958 году факультет журналистики МГУ. Диплом журналистский, а театрального образования нет. Был момент, когда могли выгнать за профнепригодность. Ия в этом деле с сорок шестого года, если иметь в виду художественную самодеятельность и потом студенческий театр, и так далее. У неё не было театральной школы никакой, и встречались люди, которые её учили. Общение с ними само учило. Начиная с Игоря Константиновича Липского, о котором никто никогда не вспомнит, актера вахтанговского театра. Он был режиссером кружка художественной самодеятельности. Такая умница, такая прелесть.

Потом пришел Ролан Антонович Быков «Такую любовь» ставить. Сказал тогда своей жене: «Все хорошо, все расходится, вот только героини нет. Ну, нет героини. Взял какую-то там беленькую девчонку маленькую». Тем не менее, у них вроде все складывалось, а когда они вышли на сцену, Ию Саввинову не было слышно в первом ряду, даже при пустом зале. Тогда Ролан Антонович, человек необыкновенного дарования, фантазии невероятной сказал: «Иечка, нужен посыл, посыл в зрительный зал». Это осталось у актрисы на всю жизнь. Посыл этот стоит дорого при давлении девяносто на шестьдесят. Когда она уходила со сцены с Раскольниковым в «Соне Мармеладовой», было сто восемьдесят на сто двадцать. Вот чем оборачивался этот посыл.

На дне рождения Быкова появился один единственный и незаменимый Алексей Владимирович Баталов. Умница, человек который помогал Саввинвой так, как никто, уж не говоря о Хейфице. Хейфиц научил их на всю жизнь беречь артиста, беречь его нервы. Они начинают репетировать, он говорит: «Всё, всё, всё, остальное на площадке». Интеллигентность, деликатность, внимание, юмор, когда нужно. Всё было необыкновенно.

Андрей Николаевич Москвин – это гений операторского искусства. Для Ии Сергеевны после Москвина главный человек на съемочной площадке это оператор, а не режиссер. Пусть не обижаются режиссеры. Москвин умел вовремя поднять настроение человеку как никто. Когда ничего не получалось, когда и у неё все из рук валилось, он говорил: «Стоп, пошли». Он водил актнису в свою операторскую обитель и заваривал свой москвинский необыкновенный чай, и они с ним вместе его пили.

Это все Быков. Саввинова ничего не умела тогда практически. Он вылепил Лиду Матесову. Кончаловский говорил: «Если бы не Ия, не было бы Аси» (имеется в виду фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», режиссёр Андрей Кончаловский – прим. ред.). А Ия говорит: «Если бы не Кончаловский, не было бы фильма, не было бы Аси». Так и с Быковым получилось. Впервые услышала она сценарий от Быкова. Это, пожалуй, лет 5 до того было, как Кончаловский стал снимать. Быков сказал: «Вот тебе надо сыграть эту роль и можешь больше ничего не играть». Потом никак не мог подобрать Кончаловский артистку. Тогда пришел в картотеку, где фотокарточки все. Рассматривает фотокарточки, и ему говорят: «Попробуйте Саввину». - «Саввину, даму с собачкой? Вы что, с ума сошли?». И потом говорит: «Вот это лицо мне нужно. Такая беленькая косточка». Все хохотали: «Посмотрите, что там написано на обратной стороне». Тогда он пригласил её поговорить и решил проверить, есть ли хоть капля мозгов или нет. Он сказал, что хочет снимать не артистов, что поедет и будет искать, и что, он хочет, чтобы героиня была не актриса. «Если я не найду, Вы согласитесь потом попробоваться?». – Саввинова отвечает: «Конечно. Я Вам от всей души желаю, чтобы Вы нашли». – «И Вы не обидитесь?». - «А почему мне обижаться, у Вас есть свое видение, замечательно».

Им очень трудно было найти, чтобы была и хромая, и беременная, и еще сюжет весь тащила бы на себе. Ему было очень трудно найти, и он обратился к ней. Ия пришла, он привез мужиков и баб, которых он отобрал, и заставил с ними разговаривать. На другой день Саввинова сказала, уходя: «Пробоваться не буду, сниматься не буду». - «Ты с ума сошла, почему?». - «Я не могу, я не могу с ними работать. Я уже вся в коросте актерской какой-то, а это живые люди. Я никак не смонтируюсь с ними». - «Нет, нет, нет, я пробую Вас».

Рассказывает сама Ия Сергеевна: он просто насильно приехал к 9 утра. Я жила тогда на Фрунзенской набережной. Взял меня за шиворот, посадил в машину и привез на площадку - и попробовались. Это было очень трудно. Не знаю, получилось или не получилось, но я старалась. Ни в коем случае нельзя было подражать им. Надо было их ощутить, вобрать в себя, потому что когда человек кому-нибудь начинает подражать, это дохлый номер. Это уже провал, это уже не правда. Я ни в коем случае им не подражала, этим замечательным людям, а пыталась впитать. Может быть, мне помогло то, что я все-таки деревенская. Родилась я в Воронеже, а школу заканчивала в 100 километрах, и все мои родственники по маме (отцовских я не знаю), все крестьяне с Верхнего Мамона, с Дона. Может не я, а гены сработали за меня. Это наслаждение было работать.

Я получила письмо с очень хорошими словами о «Даме с собачкой» после фильма. Когда увидела подпись «Раневская», я не поверила сдвоим глазам, просто обомлела. Мы не были знакомы. Она нашла адрес и нашла возможность, и желание появилось у нее написать мне о «Даме с собачкой». Вот такой это был человек. Увиделись мы впервые у Анисимовой-Вульф, у нашего режиссера. Она дружила с ее матерью. Когда репетировали «Странную миссис Сэвидж», мы познакомились и подружились.

Один забавный эпизод помню. Мы уезжали куда-то на гастроли или на концерты, я уже не помню. Тогда с продуктами было неважно, особенно с кофе. Нашего советского растворимого кофе было достать невозможно, а Фаине Георгиевне подкидывали из ресторана архитекторов. И она говорит: «Обязательно завтра заезжайте, я вам дам кофе. Мне привезут кофе, потому что я заядлая кофейница, а кофе нет». – «Нет, нет». Мы продолжаем разговаривать, и вдруг она помрачнела, а я уже собиралась уходить. Думаю: «Что такое?». Может быть, плохо себя почувствовала.

На другой день звонок: «Хоть Вы меня и очень обидели, но за кофе Вы все равно приезжайте». Я тогда водила машину, и я бросаюсь, приезжаю. «Фаина Георгиевна, как я Вас обидела, что я сказала?». – «Вы назвали меня дурой». – «В страшном сне мне не приснится, чтобы Вам такое сказать». Вы знаете, когда напрягаешься, то вдруг выскакивает что-то, вспоминаешь. Я вспомнила и стала смеяться. Она говорит: «Вы еще смеетесь?». Я говорю: «Фаина Георгиевна, я не помню, что Вы сказали, а я ответила, я не такая дура, как выгляжу». Она пропустила и получилось: «Я не такая дура как Вы». Вы можете себе представить, что после этого она позвонила и сказала приезжать за кофе, если она такое вдруг услышала! - «Я не только старая маразматичка, но еще и глухая. Сколько же дней теперь я буду обзванивать всех знакомых, которым я на Вас нажаловалась?».

Подружились мы, когда стали вместе работать. Я ее часто навещала, она звонила: «Вы как спите, девочка?». Я говорю: «Плохо, Фаина Георгиевна». - «А я считаю до 16 миллиардов, и так как со счетом у меня было всегда плохо, я считаю так: один миллиард, два миллиарда…»

Вера Петровна Марецкая говорила: «Все хорошо, но понимаешь, Иечка, ты играешь воскрешение Лазаря. Ты сминаешь, а нужно подать это, подать». Я всю ночь не спала, думала над всем этим. Потом пришла в театр, нашла ее, разрыдалась и попросила прощения, потому что поняла, что она права. Подать от души что-то совершенно не значит, что это наигрыш. Это же все равно тот же посыл, о котором я забыла после работы с Быковым. Эти люди тоже мои учителя, я их никогда не забуду. Не говоря уже о Фаине Георгиевне Раневской. Она сказала так: «Сниматься в плохих фильмах, девочка моя, это все равно что плевать в вечность. Я делала это всю жизнь, и что? Деньги прожиты, а позор тянется». Потом она сказала еще великую вещь, которой я следую по возможности почти всегда. «Артист имеет право не играть, - говорила она, - если он сломал себе голову или ноги, все остальное не важно. Он должен быть на сцене».

Театр Моссовета

Юрия Александровича Завадского не стало, и пригласил меня к себе Олег Николаевич Ефремов. И пошла я не в театр, а к Ефремову, потому что это не просто талантливый человек, это человек - строитель. Все знают, что он сделал из «Современника» и потом надорвался, поднимая МХАТ. Очень многое сделал и во МХАТе. Как-то после репетиции одного спектакля, где у меня была функциональная роль, сцена с Невинным Славочкой, он всех отпустил. Меня оставил и говорит: «Что, стыдно произносить текст?». Я говорю: «Стыдно». Он захохотал и говорит: «Дура, чем хуже текст, тем наглее надо его произносить». Как ни странно, на другой день попыталась это сделать, и сцена стала получаться.

Ефремов – человек такой мощи внутренней, что он мог бы быть и директором завода, и членом правительства, и даже президентом, если бы стезя у него была в этом направления, по мощи своего внутреннего дарования, характера».

Юрий Георгиевич Богатырёв говорил: «Да не люблю я играть, не люблю репетировать». Для него это была жизнь, и он расходовал все на полную катушку. И вот сердце не выдержало, разорвалось, как разорвалось оно у Николая Дмитриевича Мордвинова.

Мой муж называл его «Ийкин гастрольный муж». Мы были дружны. Мы завтракали вместе, обедали вместе, ужинали вместе, телевизор, ничего не понимая, в той же Японии смотрели вместе. Ему доставляло наслаждение сказать людям что-нибудь хорошее. Он с раннего утра садился к телевизору и если кого-то видел, тут же звонил. Ему хотелось сказать приятное обязательно.

Ушел Леонид Алексеевич Филатов, и прекратили эту передачу «Чтобы помнили». Наоборот, в память о нем нужно было бы продолжать эту передачу. Одну из первых посвятить Лене Филатову. А кто же о нем сделает что-то, о человеке, который был так болен и при этом хотел помнить тех, кто ушел. Тогда я очень много говорила о Юре Богатырёве. Когда мы снимались с ним в «Открытой книге», он играл моего мужа и был вегетарианцем. Он по действию должен залезть в кастрюлю с борщом, доставать оттуда кость с мясом и есть. Он говорит: «Вы мне дайте яблочко, я яблочко сюда положу». Я говорю: «Я тебе дам яблочко, а то не видно, яблочко ты жуешь или кость гложешь». После этого он пристрастился к мясу и всю жизнь упрекал меня, что я нарушила его вегетарианский образ жизни. Какой же он был замечательный, Юрочка.

Любовь Петровна Орлова при вселенской славе вселенской скромности человек. Она спасла мне горло. Сначала был узелок, потом образовалась папиллома. Когда она услышала, как я разговариваю, тут же позвонила, поехала сама к министру здравоохранения и устроила меня к лучшему специалисту не только в Москве, но вообще у нас, а может быть и за рубежом. Был такой Павел Антонович Демидов в 4-ом управлении. Она спасла мне голос. Ведь все же видели, все слышали, как я разговариваю, но никому в голову не пришло. Вот это Любовь Петровна. Казалось бы, чему она меня научила? Она научила, не уча, тому, как люди должны быть внимательны друг к другу, как надо по возможности помогать тем, кто нуждается в помощи. Это тоже имеет отношение к искусству. Мое глубочайшее убеждение, что злой человек не может быть хорошим артистом.

Еще о Ии Саввинвой:

Дама с собачкой, доктор Калинникова, Ася Клячина - это все знаменитые героини Ии Саввиной. У нее все складывалось достаточно удачно, она работала с признанными кинорежиссерами - Иосифом Хейфицем, Александром Миттом, Сергеем Юткевичем, Александром Зархи.

Много лет Ия Савина играла на сцене МХАТа имени Чехова под руководством Олега Ефремова. Теперь выходит на подмостки под суровым взглядом Олега Табакова. Недавно Ия Сергеевна получила театральную премию "Хрустальная Турандот" за спектакль "Рождественские грезы" по пьесе Надежды Птушкиной "Пока она умирала". Саввина наградой довольна. Кроме того, считает актриса, статуэтку из горного хрусталя можно использовать и в целях самообороны.

Сейчас Ия Савина мало снимается в кино, потому что не очень доверяет режиссерам нового поколения, зато театральной работы у нее достаточно. Современная литература ей не интересна, и никаким Пелевиным ее не заманишь. При этом актриса категорически утверждает, что последнее время желает читать одни детективы и ничего другого. На предложения написать что-нибудь автобиографическое отвечает отказом, ссылается на лень. Хотя… "Ну, может быть, настанет такой момент, когда у меня наберется побольше хорошей злости, и я начну писать".

Признание и награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (22 июня 2006) — за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность.

Орден Дружбы (14 февраля 1996) — за большой личный вклад в развитие отечественного искусства.

Государственная премия СССР (1983) — за роль Натальи Илиничны в фильме «Частная жизнь».

Государственная премия РСФСР (1990) — за главную роль в фильме «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж».

Лауреат театральной премии «Хрустальная Турандот».

Роли в театре

Студенческий театр МГУ

«Машенька» (1955)
«Такая любовь» Павла Когоута (1958)
«Как пришить старушку»

Театр имени Моссовета

\"Нора\" Г.Ибсена (1960) - Нора
\"Ленинградский проспект\" (И.Шток) - Маша
\"Совесть\" (Д.Павлова) - Валя
\"Странная миссис Сэвидж\" Д.Патрика (1965) - Фэрри
\"Петербургские сновидения\" (по Федору Михайловичу Достоевскому) - Соня Мармеладова
\"Аплодисменты\" (А.Штейн) (1967) - Гусарова
\"Поезда расходятся\" (И.Ольшанский, Н.Руднева) - Люся
\"Поющие пески\" (М.Штейн) - Марютка
\"Возможны варианты\" (В.Азерников) - Галина Аркадьевна
\"Турбаза\" (Э.Радзинский) - Саша Душечкина
\"День приезда - день отъезда\" (В.Черных) - Ольга
\"Дом на песке\" (Р.Ибрагимбеков) - Сестра Эльдара

МХАТ

"Чайка" (Антон Чехов) - Полина Андреевна
\"Дядя Ваня\" (А.Чехов) - Войницкая
\"Серебряная свадьба\" (А.Мишарин) - Калерия Федоровна
\"Дачники\" (Максим Горький) - Марина Львовна
\"Утиная охота\" (А.Вампилов) - Валерия
\"Обратная связь\" (А.Гельман) - Вязникова
\"Так победим\" (М.Шатров) - Варвара Михайловна
\"Эльдорадо\" (А.Соколова) - Она
\"Перламутровая Зинаида\" (М.Рощин) - Лиззи.

Радиоспектакли

1981 — «Чайка» А. П. Чехов. Режиссёр: Олег Ефремов — Полина Андреевна

Роли в кино

1960 — Дама с собачкой — Анна Сергеевна
1960 — Кроткая — Кроткая
1962 — Грешница — Ксения
1965 — Звонят, откройте дверь — мать Гены
1966 — В городе С. — дама с собачкой
1967 — Анна Каренина — Долли
1967 — История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж («Асино счастье») — Ася Клячина
1968 — Трембита — Василина (озвучка)
1968 — Служили два товарища — Саша
1969 — Сюжет для небольшого рассказа — Мария Павловна Чехова
1971 — Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина — Вера Федоровна Комиссаржевская
1971 — Месяц август — Соня
1972 — Красно солнышко
1973 — Каждый день доктора Калинниковой — Калинникова
1973 — Облака
1973 — Последний подвиг Камо
1973 — Следствие ведут знатоки. Побег — Мария Багрова
1974 — Романс о влюблённых — мать Татьяны
1975 — Венька — охотник за шпионами
1975 — Дневник директора школы — завуч Валентина Федоровна
1975 — Маяковский смеётся — Зоя Берёзкина
1976 — Спроси себя
1977 — Марка страны Гонделупы — мама Пети
1977 — Нос — проститутка с Невского
1977 — Смятение чувств — Нина Дмитриевна
1978 — Чужая — Вера Дмитриевна
1979 — Открытая книга — Татьяна Власенкова
197? — Доктор Жуков, на выезд! ТВ
1979 — Гараж — Аникеева
1980 — Узнай меня
1980 — Три года — Нина
1981 — Наше призвание — Маргарита Анатольевна
1981 — Три года
1982 — Слёзы капали — Ирина
1982 — Частная жизнь — Наталья Ильинична (роль удостоена Госпремии СССР)
1984 — Продлись, продлись, очарованье — Анна Константиновна Шарыгина
1986 — Я - вожатый форпоста - Маргарита Анатольевна
1987 — Запомните меня такой
1991 — Сюжет для двух рассказов
1993 — Троцкий
1998 — Чехов и Ко — Наталья Владимировна
2000 — Два товарища
2004 — Место под солнцем — бабушка Оли
2007 — Слушая тишину

Озвучивание мультфильма

Роль Пятачка в мультфильмах о Винни-Пухе (1969—1972).

Ия Саввина скончалась 27 августа 2011 года, на 76-м году жизни. Гражданаская панихида состоялась в МХТ имени Чехова, где собрались поклонники таланта Саввиной и коллеги по цеху, и завершилась долгой овацией в честь "актрисы без единой фальшивой ноты". Позднее в храме Воскресения Словущего прошло отпевание. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве, рядом с захоронением поэтессы Беллы Ахатовны Ахмадулиной.

Рекомендуемый контент:

Количество просмотров: 5734

© 2012-2019 PersonBio.com - Биографии знаменитых и известных людей.