Николай Фёдорович Погодин - биография
Известный :
Сценарист, Драматург, Деятель искусства
Страна:
СССР
Категория:
Писатели, Искусство
Знак зодиака:
Скорпион
Дата рождения: 16 Ноября
1900г.
Дата cмерти: 19 Сентября
1962г. (61 год)
Биография добавлена: 20 Июня 2013г.
Николай Федорович Погодин (наст. фам. Стукалов) (1900-62) - русский драматург. Пьесы на производственные темы, в т. ч. «Аристократы» (постановка 1934), посвященные «перековке» человека на Беломорско-Балтийском канале.
Трилогия о В. И. Ленине: «Человек с ружьем» (постановка 1937), «Кремлевские куранты» (постановка 1942, в новой редакции 1956), «Третья патетическая» (1958). Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1941, 1951).
Николай Погодин родился в крестьянской семье. Детство провел с матерью, занимавшейся шитьем по донским станицам. Работал в переплетных и слесарных мастерских. С 20 лет начал писать.
А н г л и ч а н и н (Г.Уэллс): Вы мечтатель, мистер Ленин. Перед вами огромная, плоская, замерзающая страна, скорее с азиатским, чем с европейским, населением, страна, испускающая смертельный крик... а вы мечтаете дать ей электричество. Вы странный мечтатель, мистер Ленин!
Л е н и н: Приезжайте к нам через десять лет.
А н г л и ч а н и н: Но будете ли вы через десять лет?
Л е н и н (весело): Будем. Не верите? Приезжайте и увидите, что будем. Я мечтатель. Мне кажется, что вообще мы - навеки.
Погодин Николай Фёдорович
Погодин работал разъездным корреспондентом в газете "Молот", затем в "Правде" в качестве корреспондента-очеркиста и фельетониста. Много ездил по заводам, новостройкам, деревням. В результате этих поездок им написан ряд очерков и рассказов. Творчество Николая Погодина тесно связано с реконструктивным периодом революции и выражает собою новые тенденции в развитии советской драматургии. В восстановительный период советские драматурги обычно строили драматический конфликт на борьбе "своих" и "чужих" — белогвардейцев, вредителей, кулаков, разоблачением которых исчерпывалось содержание драматического действия. Творческая деятельность пролетариата на строительстве, как правило, оставалась в тени. Погодин обратился к новой проблематике реконструктивного периода: "пафос освоения новых заводов", конкретная практика социалистического строительства — таково содержание его пьес.
В "Темпе" Николаем Погодиным изображен процесс постройки Сталинградского тракторного завода, в "Поэме о топоре" показана борьба за выработку нержавеющей и кислотоупорной стали на Златоустовском заводе, в "Снеге" — трудности и успехи советской научной экспедиции, в "Моем друге" — постройка и освоение нового завода, в "После бала" — колхозное строительство, новые люди современной деревни, в "Аристократах" — переделка, "перековка" человека на, стройке Беломорского канала.
Различные перипетии "будничной, каждодневной" борьбы за дело социализма, успехи и неудачи в процессе строительства, становятся драматическими узлами погодинских пьес. Николай Погодин выдвинул новый образ "положительного героя". Его герои — "обыкновенные" люди нашей эпохи, для которых самый героизм стал будничным явлением. Эти люди (Степан и Анна в "Поэме о топоре", Гай — в "Моем друге" и пр.) полнокровны и оптимистичны, они приобрели конкретную индивидуальную характеристику. Они движимы не абстрактным революционным пафосом: интересы социализма становятся их личными интересами, дело, которому они служат, судьба страны, стройка, колхоз волнуют, тревожат и радуют их.
Погодин показывает социализм, который входит в быт, внедряется в самые отдаленные закоулки жизни, социализм, который реализуется ежедневно в тысяче "мелких" повседневных дел. Начав литературную деятельность в качестве очеркиста, Николай Погодин многое от очерка перенес и в свою драматургию. Ряд достоинств погодинских пьес: актуальность и публицистическая заостренность затрагиваемых тем, многообразие событий и ситуаций, выхваченных из самой гущи действительности. С очерковыми традициями связан и ряд отрицательных сторон погодинской драматургии, характеризующих по преимуществу его ранние пьесы: эмпиризм, фактографичность, боязнь "выдумки" (см. предисловие к "Темпу"), небрежность и "газетность" языка. Композиция погодинских пьес отличается множественностью сцен и эпизодов, зачастую мало связанных между собой; но в процессе своего творческого развития Погодин постепенно освобождается от композиционной рыхлости и неорганизованности, от случайности, необязательности отдельных эпизодов для развития сценического образа. Так, в "Моем друге" мы уже встречаем более полновесный, внутренне организованный образ Гая, в "После бала" — более стройную и строгую композицию.
Для Николая Погодина характерен юмор - несколько грубоватый, но добродушный, сердечный юмор дружеского подшучивания, юмор большого содружества людей, занятых одним делом. В юморе Погодина часто нет меры. Снисходительная усмешка подчас проявляется там, где следовало бы ожидать серьезного осуждения. Так, в "Темпе" например российская азиатская манера работать (так называемая "шапками закидаем", "что русскому здорово, то немцу смерть") встречает в авторе лишь добродушно-снисходительное отношение. В "Моем друге" неуместна снисходительность к Гаю, который обманывал "руководящее лицо", выманивая у него деньги под ложным предлогом, хотя эти деньги и шли на строительство. Порой образ у Погодина теряет ту серьезность и глубину, с которой он задуман автором. В связи с этим следует отметить, что отрицательные персонажи наименее удаются ему. Вредитель в "Темпе", белогвардеец в "Поэме о топоре", мещанка-интеллигентка в "После бала" — все это фигуры, лишенные тех живых и ярких красок, которыми наделены положительные герои. Зато положительные герои — настоящая удача Погодина. Это — живые люди, живые потому, что они социалистически деятельны.
В последней пьесе — "Аристократы" — автор показывает бандитов, убийц, вредителей — людей умных, способных, энергичных, талантливых, но действующих в ложном направлении. Труд, социалистическая деятельность дают правильное развитие их дарованиям и спасают их для социализма. Это уменье показать человека и его деятельность в их взаимосвязи — важные достоинства Николая Погодина. Творчество Погодина является значительным явлением в советском искусстве, свидетельствуя о тех положительных тенденциях современной драматургии, которые диктуются действительностью.
Признание и награды Николая Погодина :
Труд всегда должен идти впереди таланта, ибо талант - это тот же труд, возведенный в степень.
Погодин Николай Фёдорович
- Сталинская премия 1941 (за пьесы, посвященные В. И. Ленину) - Сталинская премия 1941 (за сценарий фильма «Кубанские казаки») - Звание Заслуженный деятель искусств РСФСР (1949). - Ленинская премия СССР 1959 (за сценарий фильма «Первый эшелон») - Орден Ленина (дважды)
Творчество:
- Пьесы для театра - «Поэма о топоре» (1930) - «Мой друг» (1932) - «После бала» (1934) - «Аристократы» (1934) - «Человек с ружьем» (1937) - «Кремлёвские куранты» (1940) - «Когда ломаются копья» (1953) - «Сонет Петрарки» (1956) - «Третья патетическая» (1958) - «Маленькая студентка» (1958) - «Голубая рапсодия» (1961)
Романы:
- «Янтарное ожерелье» (1960)
Сценарии Николая Погодина для фильмов:
- 1936 — Заключённые - 1938 — Человек с ружьём - 1947 — Свет над Россией - 1947 — Три встречи - 1949 — Кубанские казаки - 1952 — Джамбул - 1953 — Вихри враждебные - 1955 — Первый эшелон - 1957 — Борец и клоун - 1963 — Полустанок
Николай Фёдорович Погодин - цитаты Труд всегда должен идти впереди таланта, ибо талант - это тот же труд, возведенный в степень. Молодость не имеет понятия о старости, но старость знает молодость наизусть.
До глубоких лет живет молодость в человеке ненасытным желанием повториться.
О таких людях ... принято говорить, что они никакие, как-будто эти люди действительно не наделены никакими определенными качествами. Между тем быть никаким - тоже качество, и к тому же весьма определенное...
... к гомеопатам шли люди с тяжелыми, старыми, неизлечимыми болезнями или такими же тяжелыми, старыми, неизлечимо-навязчивыми идеями насчет своих болезней.
Количество просмотров: 6631
|