Густав Малер - биография
Известный :
Композитор, Дирижёр
Страна:
Австрия
Категория:
Музыка
Знак зодиака:
Рак
Дата рождения: 7 Июля
1860г.
Дата cмерти: 18 Мая
1911г. (50 лет)
Биография добавлена: 13 Мая 2013г.
Густав Малер (Mahler) (1860-1911) — австрийский композитор, дирижер,
оперный режиссер. С 1880 года был дирижером различных оперных театров Австро-Венгрии,
в том числе в 1897-1907-х годах — Венской придворной оперы; с 1907 — в США. С
1897 неоднократно выступал в России. В музыке Малера проявились тенденции
позднего романтизма и черты экспрессионизма, обусловленные трагическим
осознанием социальных противоречий эпохи. 10 симфоний, симфонии для солистов и оркестра
«Песнь о Земле» (1908), вокальные циклы, в том числе для голоса с оркестром
(«Песни об умерших детях», 1904).
Главное в том, чтобы не считать людское мнение путеводной
звездой, а идти по жизни своей дорогой и работать целеустремленно, не унывая от
неудач и не соблазняясь аплодисментами.
Малер Густав
Начало карьеры дирижера и композитора
Густав Малер родился 7 июля 1860 года, в Калиште, в Богемии,
в Австро-Венгрии, ныне Чехия. Мальчик начал учиться игре на фортепиано и теории
в Иглау (ныне Йиглава, Чехия), куда его семья переехала вскоре после его
рождения. В 1875-1878-х годах он занимался в консерватории венского Общества
друзей музыки, где среди его педагогов были Ю. Эпштейн (фортепиано), Р. Фукс
(гармония), Ф. Кренн (композиция). В 1878-1880-х годах посещал лекции на
философском факультете Венского университета и работал над кантатой «Жалобная
песнь»; ее музыкальный язык, хотя и отмеченный влияниями опер Карла Мария фон
Вебера и Рихарда Вагнера, уже стал нести на себе печать малеровской
индивидуальности.
В 1880-1883-х годах Малер работал оперным дирижером в
Бад-Халле, Любляне и Оломоуце, а в 1883-1885-х гг. — вторым дирижером оперного
театра в Касселе. Кассельские годы были отмечены трениями с руководством театра
и несчастной любовью к одной из певиц. Любовная драма Малера нашла свое
отражение в его первом шедевре — вокальном цикле «Песни странствующего
подмастерья» (на собственные слова композитора). Музыкальный материал этих
песен несколько лет спустя вошел в Первую симфонию.
Если то, что композитор намеревается сказать, он способен
сказать словами, ему не следует утруждать себя попытками сказать это в музыке.
Малер Густав
В оперных театрах Европы
В начале 1885 году Густав Малер был назначен вторым
дирижером Городского театра в Лейпциге. Через несколько месяцев он ушел из
кассельского театра и до вступления в новую должность (июль 1886) работал в пражском
Немецком театре, где дирижировал операми Кристоф Виллибальда Глюка, Вольфганга
Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена и Вильгельма Рихарда Вагнера. В Лейпциге репертуар
Малера поначалу ограничивался менее серьезными позициями, однако в январе 1887
он, заменив заболевшего венгерского дирижера Артура Никиша, принял на себя
руководство исполнением вагнеровского «Кольца нибелунга». Вскоре Густав
завершил неоконченную комическую оперу Вебера «Три Пинто». Ее премьера в 1888,
восторженно встреченная публикой и критикой, сделала молодого композитора
знаменитым. Тогда же у Малера завязался роман с женой внука К. М. Вебера. Не
без влияния семьи Вебер Малер открыл для себя сборник немецкой народной поэзии
«Волшебный рог мальчика», составленный и изданный в начале 19 века Людвигом
Ахимом фон Арнимом и Клеменсом Брентано и служивший источником вдохновения едва
ли не для всех австро-немецких романтиков. Почти все вокальные произведения
Малера, созданные до начала 1900-х годов, были написаны на стихи из этого
сборника.
В мае 1888 года Г. Малер из-за разногласий с коллегами
покинул лейпцигский театр. По аналогичной причине он вскоре был отстранен от
работы в Праге, куда его пригласили ставить «Три Пинто» и популярную в то время
оперу Петера фон Корнелиуса «Багдадский цирюльник». Вскоре, однако, дирижер
получил назначение на более почетную должность музыкального директора будапештской
Королевской оперы. Под руководством Малера будапештский театр вступил в полосу
художественных и финансовых успехов. Тем не менее ситуация зависимости от
административного директора (интенданта) становилась для Малера невыносимой, и
в 1891 году он в очередной раз сменил место работы, став первым дирижером
Городского театра в Гамбурге. Гамбургский период жизни Малера продлился до
1897. Несмотря на большую нагрузку и частые конфликты с интендантом театра Б.
Поллини, Малер находил время и силы для сочинения музыки; во время летних
каникул в Зальцкаммергуте он завершил Вторую и Третью симфонии.
Симфония должна походить на Вселенную. В ней должно быть
все.
Малер Густав
1895 год, начало которого было омрачено самоубийством
младшего брата Малера, завершился успешной премьерой Второй симфонии в Берлине.
Имя Малера — теперь уже стало не только как дирижера, но и композитора, —
приобрело европейскую известность; перед ним открылась перспектива возглавить
венскую Придворную оперу. Единственным препятствием оставалось его еврейское
происхождение. Весной 1897 Малер принял католичество и несколько месяцев спустя
был назначен капельмейстером этого погрязшего в рутине и интригах, но тем не
менее самого блестящего театра Австро-Венгрии.
Венская опера. Майернигге
Десятилетие работы Густава Малера в Вене стало эпохой
расцвета Придворной оперы. За это время он дирижировал 63 различными операми
(чаще других — «Свадьбой Фигаро» Моцарта). Особенно плодотворными оказались
1903 по 1907 годы, когда в постановках опер под руководством Малера участвовал
выдающийся художник-сценограф А. Роллер. В 1901 Малер построил себе виллу в
Майернигге в Каринтии и каждое лето проводил на ней, сочиняя музыку. В 1902 он женился
на Альме Шиндлер (1879-1964), дочери венского художника и скульптора Эмиля
Якоба Шиндлера. Этот союз не был безоблачным (в 1910 напряженность в семейных
отношениях побудила Малера даже обратиться за консультацией к врачу-психиатру и
психологу Зигмунду Фрейду); тем не менее обретенная стабильность благотворно
сказалась на его творчестве. В Майернигге были написаны симфонии с Пятой по
Восьмую и вокальный цикл «Песни об умерших детях» на слова немецкого
поэта-романтика Фридрих Рюккерта в 1904 г. Этим произведением Малер словно
предугадал трагическое событие собственной жизни: в 1907 его старшая дочь
умерла от скарлатины. Тогда же у Малера была диагностирована тяжелая болезнь сердца
(впоследствии именно она стала причиной его смерти).
Традиция - это лень
Малер Густав
Последние годы жизни
В Вене Малер был окружен молодыми композиторами
«радикального» направления — такими, как А. фон Цемлински, Арнольд Шенберг, Альбан
Берг, Антон фон Веберн. Он всячески поощрял и поддерживал их творчество. Что
касается стремления Малера сделать собственную музыку достоянием широкой
публики, то оно вызывало активное противодействие части венской музыкальной
элиты. Антисемитская пресса вела против Малера яростную кампанию, которая в
конечном счете вынудила его уйти из Придворной оперы. В 1907 году он был
назначен дирижером нью-йоркской Метрополитен-опера (дебютировал в начале 1908 спектаклем
«Тристан и Изольда»), а в 1909 — Нью-Йоркского Филармонического оркестра. В
Нью-Йорке Г. Малер провел свои последние зимы. На летние месяцы он возвращался
в Европу, где выступал как дирижер и писал музыку. В 1909 Малер завершил вокальную
симфонию на стихи средневековых китайских поэтов; он не решился присвоить ей
порядковый номер девять (оказавшийся роковым для Бетховена и Брукнера) и назвал
ее «Песнь о земле». Впрочем, вскоре он написал чисто инструментальную Девятую
симфонию и начал работать над Десятой, но успел завершить только ее первую
часть.
Если полагаете, что аудитория заскучала, то продолжайте
медленнее, а не быстрее.
Малер Густав
Вклад Малера в оперное искусство
Самые значительные достижения Густава Малера-дирижера были
связаны с оперным театром; между тем творческие интересы Малера-композитора
ограничивались жанрами симфонии, песни и вокального цикла. Уже в ранней
«Жалобной песни» обнаруживаются такие характерные приемы зрелого малеровского
стиля, как сочетание оркестров на сцене и за сценой, сближение трагических и
жанрово-бытовых моментов, широкое использование народно-песенного тематизма,
трактовка тонального плана как одного из важнейших элементов
музыкально-драматургической «фабулы» произведения. Этот последний прием
использован и в цикле «Песни странствующего подмастерья», тональный план
которого отражает эволюцию душевного состояния героя от горестных размышлений,
через умиротворенное единение с природой, к отчаянию и трагической
отрешенности. Для большинства симфоний Малера характерен «открытый» тональный
план, когда произведение завершается не в той тональности, в которой оно
начиналось; тем самым подчеркивается преобладание повествовательного начала над
конструктивным, предполагающим внутреннюю цельность формы.
Под влиянием «Волшебного рога мальчика»
В 1890-е годы Малер находился под сильным влиянием
«Волшебного рога мальчика». Трогательные, иногда иронично-наивные стихи этого
сборника вдохновили его на ряд песен для голоса или двух голосов с оркестром.
Вокальные части на тексты из «Волшебного рога» фигурируют во Второй, Третьей и
Четвертой симфониях, проясняя концепцию каждой симфонии и красноречиво
«досказывая» то, что композитор не считал возможным выразить средствами чисто
инструментальной музыки. В первых четырех симфониях Малера важную роль играет элемент
юмора, пародии, гротеска; многие их темы наделены нарочито инфантильным
обликом. Если Первая и Четвертая симфонии построены по традиционной
четырехчастной схеме, то Вторая симфония пятичастна (между скерцо и хоровым
финалом в ней помещена песня «Изначальный свет» из «Волшебного рога»), а Третья
шестичастна, причем первая часть по объему равна всем остальным, вместе взятым.
Стилистическая и жанровая пестрота первых частей симфоний «снимается» в
финалах, наделенных значительным философским смыслом (музыковед Пауль Беккер,
имея в виду эту особенность симфонических циклов Малера, назвал их «симфониями
финала» — в противоположность симфониям венских классиков, где центр тяжести
обычно приходится на первую часть). Финал Первой симфонии (известной также под
неофициальным названием «Титан») — большое романтическое сонатное аллегро;
финал Второй — торжественный духовный гимн; финал Третьей — возвышенное адажио с
«божественными длиннотами»; финал Четвертой — идиллическая песня о райской
жизни на слова из «Волшебного рога».
Малеровские симфонии
Пятая, Шестая и Седьмая симфонии чисто инструментальны. В
пятичастной Пятой симфонии подчеркнуто героическое начало; она открывается
траурным маршем и завершается торжественным апофеозом. Предпоследняя часть этой
симфонии (Adagietto), играющая роль лирического интермеццо перед финалом, часто
исполняется как отдельная концертная пьеса. Четырехчастная Шестая симфония
глубоко трагична; кульминация ее финала выразительно рисует гибель
подразумеваемого «героя». В пятичастной Седьмой симфонии наиболее интересны три
средние части, образный строй которых ассоциируется с ночью и тьмой; насыщенная
конфликтами первая часть симфонии несколько тяжеловесна, а оптимизм непомерно
растянутого финала оборачивается помпезностью и напыщенностью.
Самая монументальная из всех симфоний Малера — Восьмая,
предназначенная для большого ансамбля солистов, трех хоров и огромного
оркестра. Ее первая часть, католический духовный гимн Veni Creator Spiritus
(«Приди, Дух животворящий»), служит развернутым вступлением ко второй, главной
части, где использован текст последней сцены «Фауста» Иоганна Вольфганга Гете.
В этой части объединены жанровые признаки кантаты, оратории, вокального цикла,
хоровой симфонии в духе Ф. Листа и инструментальной симфонии. После Восьмой
симфонии, обращенной к большим массам слушателей, Малер создал одно из своих
самых интимных произведений — «Песнь о земле». В ней также сочетаются признаки
разных жанров — вокального цикла (в шести частях «Песни о земле» солируют
попеременно тенор и контральто или баритон) и «симфонии финала». Проявившаяся в
«Песни о земле» тенденция к разреженному оркестровому письму с частыми соло
деревянных духовых обусловлена интересом позднего Малера к Иоганну Себастьяну
Баху. В последней части цикла, «Прощание», господствует настроение покорности и
смирения; оно же определяет пафос медленного финала четырехчастной Девятой
симфонии. По распространенному мнению, последняя, наряду с Шестой, является
самой многозначной и содержательной из всех оркестровых драм Малера.
Малер и мировая музыка
Творчество Малера — связующее звено между романтизмом и
экспрессионизмом. Внушительные масштабы его симфоний, грандиозный размах их
кульминаций, характерный венский жанровый облик многих малеровских тем — все
это давало основание считать Малера наследником Антона Брукнера. С другой
стороны, пристрастие Малера к экзальтированно-изломанным мелодическим линиям,
тонально неопределенным последованиям альтерированных гармоний, наложениям
разнородных слоев фактуры, чрезвычайно густому контрапункту, напряженным тембрам
инструментов, играющих в крайне высоких регистрах, существенно повлияло на
Арнольда Шенберга и Альбана Берга. Различные аспекты творчества Малера были
восприняты и другими крупными композиторами 20 века, в том числе Дмитрием
Дмитриевичем Шостаковичем, Эдвардом Бенджамином Бриттеном, Альфредом
Гарриевичем Шнитке.
Густав Малер - цитаты Главное в том, чтобы не считать людское мнение путеводной звездой, а идти по жизни своей дорогой и работать целеустремленно, не унывая от неудач и не соблазняясь аплодисментами. Если то, что композитор намеревается сказать, он способен сказать словами, ему не следует утруждать себя попытками сказать это в музыке. Симфония должна походить на Вселенную. В ней должно быть все. Традиция - это лень. Если полагаете, что аудитория заскучала, то продолжайте медленнее, а не быстрее. Количество просмотров: 7848
|