Лев Александрович Кулиджанов - биография
Известный :
Кинорежиссер, Сценарист, Педагог
Страна:
СССР, Россия
Категория:
Кино и театр
Знак зодиака:
Рыбы
Дата рождения: 19 Марта
1924г.
Дата cмерти: 17 Февраля
2002г. (77 лет)
Биография добавлена: 26 Апреля 2013г.
Лев Александрович Кулиджанов — российский кинорежиссер,
Герой Социалистического Труда (1984), народный артист СССР (1976), первый
секретарь Союза кинематографистов СССР (1965-1986).
Лев Кулиджанов родился 19 марта 1924 года, в Тбилиси.
Окончил ВГИК (мастерская Сергея Аполлинариевича Герасимова) в 1955 и тогда же
дебютировал короткометражным фильмом «Дамы» (совместно с Г. Б. Оганисяном, по
рассказу Антона Павловича Чехова). Затем Кулиджанов вместе с Я. А. Сегелем снял
две ленты — «Это начиналось так» (1956) о жизни первых целинников и «Дом, в
котором я живу» (1957, Кулиджанов сыграл также одну из ролей), прослеживая
довоенные и послевоенные судьбы жителей одного московского двора.
В этих работах проявился интерес Льва Кулиджанова не только
к современности, неизменно взаимосвязанным общественным и личным событиям, но и
к образу бытования, жизни простых людей, их душевным тревогам и надеждам,
обычным человеческим чувствам. Возвращение на экран близкого и понятного по
своим переживаниям человека, являющегося неповторимой индивидуальностью вне
зависимости от занимаемого положения в обществе, соответствовало и устремлениям
самого Кулиджанова.
Продолжив самостоятельную режиссерскую деятельность, Лев
Кулиджанов добился в «Отчем доме» (1959) и в лучшей своей картине «Когда
деревья были большими» (1961) редкостной душевности, лиризма, искренности,
теплоты, человечности интонации в рассказе о тех, кого принято называть
«маленькими людьми». Даже такая маргинальная по социальным меркам личность, как
пьяница Кузьма Иорданов в убедительном исполнении Юрия Никулина, или же кроткая
девушка Наташа, готовая с радостью принять его за своего отца (удивительно
светлая и чистая героиня И. И. Гулая), заслуживают истинного сочувствия и
любви.
Можно считать закономерным последующее обращение режиссера к
миру Достоевского, хотя его экранизация «Преступления и наказания» (1970,
Государственная премия РСФСР, 1971) удивила кинематографическим
экспрессионизмом, подчас жесткостью и остротой изобразительного ряда. Тяга к
внешней выразительности и парадоксальности сопоставлений на основе реальных
событий истории и запечатленной хроники века привела Кулиджанова (несмотря на
его общественные и партийные посты) к осложнениям при работе над документальным
фильмом «Звездная минута» (1972, выпуск 1975) о первом в мире полете Юрия
Гагарина в космос. А грандиозный проект «ХХ век» в середине 1980-х годов был
осуществлен режиссером лишь частично.
Стремление Льва Кулиджанова очеловечить и драматизировать
образы политических вождей — Ленина в «Синей тетради» (1964, по Э. Г.
Казакевичу) и Карла Маркса в телесериале «Карл Маркс. Молодые годы» (1980,
Ленинская премия, 1982) — обернулось полууспехом в художественном плане, а с
идеологической точки зрения режиссер был вынужден идти на компромиссы и
уступки, поневоле идеализируя эти неоднозначные исторические персоны.
Два последних фильма Кулиджанова — «Умирать не страшно»
(1991) и «Незабудки» (1994) — знаменуют для режиссера возвращение к себе, к
своей манере 1950-х годов, доверительной по отношению к индивидуальным судьбам
простых людей, только более драматизированной, не обходящей вниманием губительные
изломы сталинской эпохи. Однако нельзя не отметить, что с возрастом Лев
Кулиджанов утратил раскрепощенность, естественность и ясность режиссерского
письма.
Количество просмотров: 5224
|