Алексей Кондратьевич Саврасов - биография
Известный :
Художник, Пейзажист
Страна:
Россия
Категория:
Искусство
Знак зодиака:
Близнецы
Дата рождения: 24 Мая
1830г.
Дата cмерти: 8 Октября
1897г. (67 лет)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Саврасов Алексей Кондратьевич - (1830–1897), художник,
выдающийся пейзажист, основоположник символистского «пейзажа настроения» в
русской живописи. Родился в Москве 12 (24) мая 1830 в семье мелкого купца.
Подростком писал пейзажные картинки на продажу.
В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и
зодчества, окончил его в 1854. В 1862 и 1867 побывал во Франции, посетил ряд
других западноевропейских стран; особое впечатления на него произвели горные
виды Швейцарии. В 1870–1875 совершал ежегодные творческие поездки на Волгу. Был
одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870). Жил в Москве.
Лови всегда весну, не просыпай солнечных восходов, раннего
утра. Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой. Пиши ее так,
чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно. В
этом - главное. В поэзии. А поэзию природы ты угадаешь тогда, когда полюбишь ее
всем своим сердцем. У тебя и глаза-то будут смотреть по-другому, когда любовь
их раскроет. Они станут большие, зоркие, всевидящие. У тебя и глаза-то будут
смотреть по-другому, когда любовь их раскроет. Они станут большие, зоркие,
всевидящие.
Саврасов Алексей Кондратьевич
Раннее творчество Саврасова (Вид на Кремль от Крымского
моста в ненастную погоду, 1851; Вид в окрестностях Ораниенбаума, 1854; обе
работы – в Третьяковской галерее, Москва) пребывает целиком в рамках
романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким
«кулисным» контрастам переднего и заднего планов. Постепенно художник приходит
к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям (Пейзаж
с рекой и рыбаком, 1859, Латвийский художественный музей, Рига).
Первоочередное значение в его образах получает влажная
почва, прописанная с тонким пониманием ее фактуры, и световоздушная среда,
органично объединяющая пространственные планы (Лосиный остров в Сокольниках,
1869, там же; Лунная ночь. Болото, 1870, Историко-художественный музей,
Серпухов). Изначально свойственная Саврасову «виньеточная» манера рисунка,
сразу выделяющая главные, наиболее запоминающиеся свойства натурного мотива,
перерастает в высокое мастерство поэтических обобщений-символов.
На Волге в 1871 мастер создает этюды к ряду лучших своих
работ (Печерский монастырь под Нижним Новгородом, Художественный музей, Нижний
Новгород), в том числе к знаменитой картине Грачи прилетели (Третьяковская галерея),
ставшей самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом
России. Этюдная работа над Грачами шла в марте, в селе Молвитино (ныне
Сусанино) Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на березках,
серо-голубое, блеклое небо, темные избы и старая церквушка на фоне стылых
дальних лугов, – все это сплавилось в образе удивительно проникновенном и
лирическом. Именно тут «настроение» – как особое созерцательное пространство, в
котором идет диалог картины со зрителем, – окончательно превратилось в
необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал
И.Н.Крамской, заметив (в письме Ф.А.Васильеву, 1871) о других пейзажах на
выставке: «все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в
„Грачах"».
Художник - это, брат, труд, сам труд. Еще неизвестно, кому
труднее - крючнику или художнику.
Саврасов Алексей Кондратьевич
Незримо-зримая «душа», особое символико-поэтическое
настроение животворит и последующие вещи мастера, в том числе его замечательные
московские мотивы, покоряющие своей безыскусной простотой (Дворик, 1870-е годы)
либо контрастом бытовой скудости переднего плана с величавыми далями (Сухарева
башня, 1872, Исторический музей, Москва; Вид на Московский Кремль. Весна, 1873,
Русский музей, Петербург). Виртуозна по передаче почвенной влаги и световой
игры облаков картина Проселок (1873, Третьяковская галерея).
Помимо картин авторитету Саврасова способствует и его
плодотворная педагогическая детельность: в 1857 он вел пейзажный класс в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества; среди его учеников были
К.А.Коровин и И.И.Левитан.
Черты символизма в искусстве Саврасова быстро нарастают,
придавая натуре свойства ностальгического видения (Могила на Волге, 1874,
Алтайский краевой музей, Барнаул; многие из поздних весенних и зимних
пейзажей). Однако в поздний период мастер уходит с большой художественной
сцены: страдая алкоголизмом и житейски опустившись, он прозябает в основном за
счет копий с прежних своих работ, в том числе Грачей.
Умер Саврасов в Москве 26 сентября (8 октября) 1897.
Алексей Кондратьевич Саврасов - фото
Алексей Кондратьевич Саврасов - цитаты Лови всегда весну, не просыпай солнечных восходов, раннего утра. Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой. Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно. В этом - главное. В поэзии. А поэзию природы ты угадаешь тогда, когда полюбишь ее всем своим сердцем. У тебя и глаза-то будут смотреть по-другому, когда любовь их раскроет. Они станут большие, зоркие, всевидящие. У тебя и глаза-то будут смотреть по-другому, когда любовь их раскроет. Они станут большие, зоркие, всевидящие. Художник - это, брат, труд, сам труд. Еще неизвестно, кому труднее - крючнику или художнику. Количество просмотров: 7653
|