Игорь Матвеевич Костолевский - биография
Известный :
Актер, Народный артист
Страна:
СССР, Россия
Категория:
Кино и театр
Знак зодиака:
Дева
Дата рождения: 10 Сентября
1948г. (76 лет)
Биография добавлена: 9 Апреля 2013г.
Игорь Костолевский родился 10 сентября 1948 года в Москве.
Родители Игоря не имели отношения к искусству. Отец работал
в Министерстве внешней торговли и был специалист по лесу. Решение стать актером
не сразу пришло к Игорю. По окончании школы он поступил в Московский
строительный институт. Проучившись два года и поняв, что это не его,
Костолевский в 1969 году бросил учебу и поступил в ГИТИС на курс Андрея
Александровича Гончарова. От родителей свое решение он поначалу скрыл. Поэтому
когда родители узнали об этом, то испытали настоящий шок.
Спустя год начинающий актер дебютировал в кино. Он снялся в
семейной драме Бориса Ниренбурга «Семья, как семья», где главные роли исполняли
замечательные и популярные в то время актеры Людмила Целиковская и Александр
Граве. Вместе с Игорем Костолевским в этой картине дебютировал и Сергей
Проханов.
Стремительный взлет
В 1973 году Игорь Костолевский окончил ГИТИС и был принят в
театр имени Маяковского. Вскоре состоялась и первая «звездная» роль актера в
кино. Он был приглашен на одну из главных ролей в историко-романтическую драму Владимира
Мотыля «Звезда пленительного счастья». Картина снималась специально к 150-лению
восстания декабристов. Однако исторические события явились для режиссера лишь
поводом для исследования человеческих взаимоотношений. В результате получилась
необыкновенно тонкая и пронзительная мелодрама, сдобренная небольшой порцией
прекрасного юмора. Картина имела большой успех у зрителей, чему способствовала
блистательная игра актеров: Олега Стриженова, Алексея Баталова, Ирины Купченко,
Натальи Бондарчук и конечно Игоря Костолевского.
Режиссеры, увидев в Костолевском идеальный тип
романтического героя, стали часто приглашать актера на различные роли. В 1976
году он снялся разу в нескольких картинах, среди которых наиболее заметной
является психологическая драма Павла Любимова «Весенний призыв». Игорь
Костолевкий сыграл молодого призывника, попавшего на полгода в армии в учебку.
Здесь его герой, московский интеллигент сталкивается с сержантом Карпенко (Александр
Фатюшин). Сержант, пытающийся распоряжаться не только внешним видом солдат, но
и их судьбами, встречает открытое сопротивление безусого новобранца и постигает
необходимые для себя нравственные уроки… Во всех ролях Костолевского
чувствовалась необыкновенная интеллигентность и достоинство. Даже роль
комсомольского вожака Евгения Столетова в телесериале Игоря Шатрова «И это все
о нем» была сыграна актером с присущим ему изяществом. Не случайно именно эта
работа принесла ему негласный статус секс-символа отечественного кинематографа.
Среди других работ Игоря Костолевкого в 70-е годы стоит
также отметить роли учителя астрономии Марина Миррою в мелодраме «Безымянная
звезда» (восхитительный дуэт с Анастасией Вертинской) и одного из пайщиков
кооператива в веселой комедии Эльдара Рязанова «Гараж». Наконец в 1980 году на
экраны вышел легендарный политический детектив «Тегеран-43», где актер сыграл
роль советского разведчика Андрея Бородина. К этому времени Костолевский был
уже признанной «звездой» отечественного кинематографа.
Работа в театре
Ранняя популярность губила многих подающих надежды актеров.
В театре Маяковского, где работал Игорь Костолевский, против этого находилось
действенное средство. Молодых баловней судьбы отправляли в массовку. Но И.
Костолевский никогда не страдал «звездной болезнью». Он, похоже, даже тяготился
репутацией звезды. Его обуревали иные желания и страсти. Каждая театральная
роль 70-80-х годов была для Игоря Костолевского шансом преодолеть земную,
плотскую недостаточность своих киногероев. Первые роли Костолевского в театре,
так же как и в кино, были лирико-романтической направленности. Позже в его
репертуаре появились и острохарактерные, и комедийные, и драматические
персонажи. Особенно сильной работой актера стала роль Треплева в спектакле
«Чайка», который ставил Александр Вилькин.
Первый брак
В 1981 году Игорь Костолевский был приглашен на главную роль
в лирическую комедию «Отпуск за свой счет». В этом фильме актер сыграл инженера
Юрия, работающего проектировщиком-испытателем автобусов. Герой Костолевского –
ловелас, который кружит головы красивым девушкам. Вот и очередная его «жертва»,
бросая все, едет за своим любимым в Венгрию. А он не очень-то и обращает на нее
внимание.
На съемках фильма Костолевский познакомился с актрисой
Еленой Романовой. Тогда же вспыхнул их роман.
«Наш роман начался сразу, и все три летних месяца съемок мы
не разлучались, - рассказывает Елена. – Костолевскому было тридцать три года,
он был не женат. Меня поразило, что его экранный образ совершенно на него не
похож. В жизни Игорь оказался серьезным, надежным, очень заботливым, тем более
что был старше меня на десять лет…» Вскоре они сыграли свадьбу, а чуть позже у
актерской четы родился сын Алексей. «Игорь отцом был замечательным, помогал во
всем», - признается Елена Романова. Однако им приходилось нелегко, прежде
всего, из-за трудного материального положения и тяжелой болезни сына (у Алеши
был обнаружен астматический бронхит).
Пришлось Елене столкнуться и с другой трудностью. Оказалось,
быть женой популярного, всеми обожаемого актера очень нелегко. Фанатки мужа
просто одолевали своего любимца звонками по телефону. Порой они переходили все
границы. Елене приходилось выслушивать и такие звонки: «Вы знаете, что у Вашего
мужа есть ребенок на стороне?» Или: «Я беременна от Игоря Костолевкого и
собираюсь рожать». Но Елена всегда старалась не ревновать. С самого начала они
договорились, что будут доверять друг другу. Тем более она и сама видела, каких
нервов стоила Игорю его популярность.
Кино и театр. 80-е – 90-е
Игорю Костолевскому приходилось играть не только
положительных романтических героев, но и отрицательные роли. Правда и его
антигерои были необыкновенно привлекательны. Так в 1981 году он снялся в
главной роли в детективе «Ошибка Тони Вендиса». Актер сыграл теннисиста
Вендиса, замышляющего убийство собственной жены.
Надо сказать, что режиссеры зачастую использовали один и тот
же имидж актера. Так в середине 80-х Игорь Костолевкий снялся в большом
количестве различных мелодрам, упрочивших его имидж секс-символа: «Прости»,
«Законный брак», «Ночные шепоты» и других. Фильмы были неплохие, но ничего
нового актеру не приносили.
Тем временем в театре он играл совершенно другие роли. «Он
сдирал клеймо кинозвезды вместе с кожей безжалостно и мужественно, мучительно
пробиваясь к сути актерского творчества и к разгадкам смысла человеческого
существования. Сыграв Георга IV в «Кине IV» Григория Горина (Театр имени
Маяковского, режиссер Татьяна Ахрамкова) и Подколесина в «Женитьбе» Николая
Гоголя (Театр на Покровке, режиссер Сергей Арцибашев), Костолевский доказал
свое владение тайнописью искусства, которое позволяет прикасаться к радости и
проклятию человеческого бытия». Нередко Игорь Костолевский играл на сцене
вместе со своей женой. Елена Романова рассказывает: «Играть на сцене с Игорем
было нелегко. По натуре самоед, он и меня не оставлял в покое: «Ты здесь
наигрываешь!»
Театру имени Маяковского актер отдал всю свою жизнь. С
1990-х годов Костолевский параллельно играл и на сценах других театров, в
частности, в спектакле «Орестея» Питера Штайна (1994, роль Аполлона).
Новая любовь
К концу 90-х отношения Елены и Игоря дали трещину. Все чаще
бывали размолвки. Тут то в жизни Костолевского и возникла французская актриса
Консуэло де Авиланд. Они познакомились, когда Игорь Костолевский гастролировал
со спектаклем «Орестея» в Норвегии. Консуэло ради любимого приехала в Москву, а
затем с гастролями отправилась в Новосибирск. Вместе с Костолевским они играли
в спектакле «Татьяна Репина».
Вскоре Игорь и Елена развелись, а в 2001 году Костолевский
женился на своей новой возлюбленной. Причем это актер старался не афишировать
перед прессой. В настоящее время Игорь Костолевский не общается с бывшей женой,
но помогает сыну Алексею, который учится в МГИМО на факультете международного
права. О своей новой избраннице актер говорит, что Консуэло – потрясающая жена:
она пишет книги, влюблена в Россию…
Последние работы в кино
С конца 90-х Игорь Костолевский стал редко сниматься в кино.
От некоторых ролей актеру пришлось отказаться. Актер рассказывает: «…я
отказался от роли у достаточно хорошего режиссера, мне предложили сыграть…
какого-то депутата Государственной думы, который рвется в президенты. Какого-то
морального урода. Я не хочу в это лезть, я про все это мало что знаю, и мне
как-то играть в этом не хочется». В последнее время ему вообще нередко предлагали
отрицательные роли. «Да я готов играть и негодяев, но если б это были негодяи…
если б там была какая-то психологическая подоплека под этим. Это вообще очень
интересно, я играл такие роли. Но когда это только лишь голые схемы, только для
того чтобы иметь в титрах имя Костолевского, и чтобы из-за этого пошел зритель
(вы его всегда видели положительным героем, а здесь он будет отрицательным!) –
это для меня лично мало».
В 2004 году прославленный актер снялся сразу в двух сериалах
– «Шпионские игры» и «Усадьба». Игорь Матвеевич рассказывает: «Когда-то в
фильме «Тегеран-43» я сыграл разведчика, меня с детства привлекал жанр
детектива, ужасно нравилось читать подобные книжки. Поэтому, когда в «Шпионских
играх» предложили роль разведчика, который поначалу вообще невыездной, а потом
волею судьбы оказывается в Америке и попадает там в разные ситуации, идея очень
понравилась». Совершенно противоположная роль досталась актеру в «Усадьбе».
Игорь Костолевский сыграл спившегося актера Бимова, ставшего бомжом. «В «Усадьбе»
мне впервые за долгое время действительно понравился сценарий, его автор –
Алексей Тимм. А когда еще узнал, с какими артистами предстоит работать… Но в
первую очередь согласился из-за характера: саму роль бомжа, которым стал актер,
мне как артисту очень интересно играть, я всегда любил острохарактерные
комедийные роли и в театре их играл – мой творческий путь у Гончарова начинался
на выпускном курсе спектаклем "Свои люди – сочтемся", где я был
пьяницей Рисположенским. Но дело не в том, пьяница или бомж. Дело в том, что
это не чернуха, а трагикомедия, история такая даже романтическая», -
рассказывает актер.
Игорь Костолевский продолжает активно работать и в театре –
по 12-13 спектаклей за месяц. Спектакли с его участием неизменно имеют большой
успех у зрителей. Среди его последних работ - роль Плюшкина в новой постановке
«Мертвых душ».
Еще об Игоре Костолевском
В отличие от большинства актеров, которые чуть ли не с
детства мечтали посвятить себя искусству, у Игоря такой мечты не было. В школе
он отдавал предпочтение точным наукам, однако на стандартный вопрос «кем хочешь
быть после окончания школы» определенного ответа не имел.
После окончания восьми классов Игорь Костолевский пошел в
вечернюю школу. Закончив ее, поступил в Московский инженерно-строительный
институт (МИСИ), хотя с тем же успехом это мог быть и горный, и авиационный, и
любой другой столичный вуз. Проучился в нем всего лишь два курса, а с третьего
решил податься в артисты. Причем этот его выбор был неожиданным для всех: и для
родителей, и для друзей-сокурсников, которые никогда не замечали за ним
особенной тяги к искусству.
Костолевский художественному слову не учился, в любительских
кружках не участвовал, театром и кино особенно не увлекался. Чем же было
вызвано такое решение? Как объяснил позднее сам актер, толкнула его на этот шаг
любовь. Он тогда встречался с девушкой, которая большое значение придавала
гуманитарному образованию и считала, что ее поклонник обязательно должен его
иметь. «Ты на Есенина похож - тебя в актеры обязательно примут», - уверяла она
его.
Однако оптимистические прогнозы девушки в тот год не
сбылись. Когда Игорь Костолевский пришел показываться в Школу-МХАТ, он
волновался так сильно, что едва не разделся перед членами комиссии до трусов.
Дело в том, что, несмотря на теплую погоду, он был тепло одет и раздевался до
тех пор, пока один из преподавателей не остановил его возгласом: «Вы же не в
баню пришли, молодой человек!: Костолевский бросился одеваться в обратном
порядке, а затем медленно попятился к дверям. «Вы уже уходите?» - вновь
удивленно спросил его тот же преподаватель. И.Костолевский вернулся и с ходу
стал читать стихотворение, которое до этого повторял про себя раз сто: «Дай,
Джим, на счастье лапу мне…» Но читал его так плохо, что комиссия забраковала
абитуриента и посоветовала приходить на следующий год.
Игорь Костолевский так и поступил, только в следующем году
подал документы во все театральные вузы одновременно. И произошло чудо - он
всюду был принят. В конце концов Костолевский остановил свой выбор на ГИТИСе,
где режиссер Андрей Гончаров набирал смешанный актерско-режиссерский курс.
Судьба свела ее с Игорем Костолевским в 1981 году на
Калининском проспекте, у стоянки такси. Вот как она сама вспоминает об этом:
«Имя Костолевского меня мало беспокоило. Просто талантливый актер, думала я. И
вот однажды, это был май, настроение премьерное, я решила остановить такси.
Стал накрапывать дождик, я жутко боялась простудиться - первый спектакль,
центральная роль, и у кого! - у Андрея Александровича Миронова (в его постанове
«Бешеные деньги»). Поднимаю руку (впереди меня двое мужчин), один
поворачивается и довольно резко заявляет: «Если вы на такси - будете за нами».
Вижу - Костолевский. Я отвечаю: «Не к лицу популярному актеру быть таким
невежливым». Он мне начинает объяснять, что ему в театр - работать. «А я тоже в
театр!» - парировала я. Выяснили, что я играю у Миронова, а у Игоря там
работает друг, второй режиссер, и он Игорю даже обо мне рассказывал. Но подошли
сразу две машины, разговор оборвался, и мы разъехались…
Впечатления на меня он тогда не произвел. Я только мельком
подумала: какой, видимо, избалованный человек, не может даму в такси пропустить.
А на следующий день ко мне вдруг подошел тот самый режиссер и тихо осведомился:
«Лен, ты случаем не лошадь?» Я прямо-таки обомлела: «В каком смысле?!» - «По гороскопу,
- успокоил он меня. - Не волнуйся… Но это хорошо, что ты не лошадь».
Я потом поняла, что это Игорь Костолевский таким образом
наводил обо мне справки. Кто-то ему наворожил - все, что угодно, только не
лошадь! Вот он и интересовался… Наконец у меня премьера! Выхожу на сцену -
волнение жуткое. Вдруг со второго ряда дикий хохот. А смеется Игорь громко,
заразительно. Но у меня-то - первая роль. Ах, думаю, невоспитанный человек! И
про такси вспомнила, и слова роли чуть не забыла. Но собралась, спектакль
отыграла. А в конце получаю от него огромный букет…
А потом Игорь Костолевский оказался на высоте - такого
напора в сочетании с обаянием, деликатностью и заботой я еще не встречала. Если
бы он предстал суперменом, как в «Тегеране-43», или благополучным хлыщом, как в
«Гараже», я бы никогда не сделала выбор в его пользу. Но, оказывается, за
«лихим» имиджем стоял Человек. Ранимый, неуверенный в себе и очень добрый. Моя
позиция, что я никогда не выйду за актера, сильно пошатнулась. Боже мой, думала
я, неужели бывают мужчины, сочетающие столько достоинств, находясь в
привилегированном положении. Он же купался в славе и поклонении. Но не оставлял
меня вниманием и заботой, вникая даже в творческие проблемы. А когда мы уехали
на гастроли в Новосибирск - не поверите, Костолевский прислал мне туда
кипятильник! Мне кажется, этот кипятильник решил все!...
После моего возвращения с гастролей мы вместе с Игорем стали
сниматься в фильме «Отпуск за свой счет» (телефильм режиссера Виктора Титова,
1981 год). И он несколько раз, как бы невзначай, обронил: «Вот поженимся,
будешь мне суп варить…» Я про себя думала: «О, ужас, я совсем не умею готовить
суп!» Мы два раза подходили к загсу, но разворачивались и возвращались обратно.
Я никак не могла решиться. Но на третий раз…»
Молодые сыграли свадьбу в 1983 году. Вскоре на свет появился
мальчик, которого назвали Алексеем».
Количество просмотров: 5421
|