Григорий Михайлович Козинцев - биография
Известный :
Режиссер, Сценарист, Педагог, Народный артист
Страна:
Россия, СССР
Категория:
Кино и театр
Знак зодиака:
Овен
Дата рождения: 22 Марта
1905г.
Дата cмерти: 11 Мая
1973г. (68 лет)
Биография добавлена: 8 Апреля 2013г.
Григорий Михайлович Козинцев (1905-73) - российский
кинорежиссер, народный артист СССР (1964). Фильмы: «Шинель» (1926), трилогия о
Максиме (1935-39) — все совместно с Л. З. Траубергом; «Гамлет» (1964), «Король
Лир» (1971) и др. Профессор ВГИКа (с 1941). Книги «Пространство трагедии»
(1973) и др. Ленинская премия (1965), Государственная премия СССР (1941, 1948).
Григорий Козинцев родился в Киеве 22 марта 1905; умер 17 мая
1973 в Ленинграде.
Искусство не только отражает мир, — оно его населяет.
Козинцев Григорий Михайлович
В 1919-20 Козинцев учился в киевской школе живописи, работал
в театре Соловцова, театре «Арлекин»; затем учился в Петроградской академии
художеств. В 1921 совместно с Л. З. Траубергом организовал Фабрику
эксцентрического актера (ФЭКС) — театральную школу, сочетавшую обучение актеров
с постановкой спектаклей и воспитавшую ряд замечательных актеров и режиссеров
кино (Я. Жеймо, Е. А. Кузьмина, С. А. Герасимов, О. П. Жаков и др.).
С 1924 Григорий Козинцев начал работать в кино (до 1945 все
фильмы ставил совместно с Траубергом). В картинах «Похождения Октябрины»
(1924), «Мишки против Юденича» (1925), «Чертово колесо» (1926) большое значение
имел формальный эксперимент и свободное сочетание разных, по преимуществу
«низких» жанров. Несомненным шедевром явилась экранизация повести Н. В. Гоголя
«Шинель» (1926), с удивительной выразительностью рассказавшая об одиночестве
«маленького» человека в мире казенного Петербурга. В костюмно-историческом «С.
В. Д.» (1927) удалось найти интересный подход к сюжету о декабристах. «Новый
Вавилон» (1929) с редким по тем временам эпическим размахом воспроизводил
события Парижской Коммуны.
С первой звуковой картиной «Одна» (1931) — о молодой
учительнице, отправленной на работу в глухое сибирское село, — в творчестве
Григория Козинцева и Трауберга начался новый период. В трилогии о Максиме —
«Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона»
(1939, Государственная премия СССР, 1941), сделанной в жанре
историко-революционной эпопеи, режиссеры отдали дань официальному искусству,
что не помешало им сделать эти ленты зрелищными, во многом новаторскими. После
этого Козинцев некоторое время работал в театрах, осуществляя постановки
«Короля Лира» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлета» (1954). С 1944 вел
режиссерскую мастерскую во ВГИКе (с 1960 — профессор).
После войны Григорий Козинцев, обратившись к популярному
тогда биографическому жанру, поставил фильмы «Пирогов» (1947, Государственная
премия СССР, 1948) и «Белинский» (1953). Его «Дон-Кихот» (1957, Почетный диплом
на Международном кинофестивале в Ванкувере, 1958) стал классическим образцом
экранизации.
В 1962 Григорий Козинцев выпустил книгу «Наш современник Вильям
Шекспира», ставшую теоретической подготовкой к двум его выдающимся
шекспировским экранизациям: «Гамлет» (1964, Ленинская премия 1965, специальная
премия Международного кинофестиваля в Венеции, 1964) и «Король Лир» (1970),
подчеркивали непреходящую актуальность великих трагедий. Козинцев нашел в своих
шекспировских лентах интересные пластические решения, сочетающие тонкую
стилизацию с исторической достоверностью. Повествование велось в драматичной,
но реалистической манере, а черно-белая пленка придавала изображению оттенок
благородного аскетизма. Козинцевские Гамлет (И. М. Смоктуновский) и король Лир
(Ю. Ярвет) с их рефлективностью и напряженной работой души были без
преувеличения современными героями.
В 1965-71 Григорий Козинцев руководил режиссерской
мастерской при «Ленфильме». Написал историко-теоретические монографии:
«Глубокий экран» (1971) и «Пространство трагедии» (опубликована посмертно,
1973).
Количество просмотров: 5988
|