Василий Осипович Ключевский - биография
Известный :
Историк, Академик
Страна:
Россия
Категория:
Наука
Знак зодиака:
Водолей
Дата рождения: 28 Января
1841г.
Дата cмерти: 25 Мая
1911г. (70 лет)
Биография добавлена: 7 Апреля 2013г.
Василий Осипович Ключевский (1841-1911) — российский историк,
академик (1900), почетный академик (1908) Петербургской АН. Труды: «Курс
русской истории» (ч. 1-5, 1904-22), «Боярская дума Древней Руси» (1882), по
истории крепостного права, сословий, финансов, историографии.
Василий Осипович Ключевский родился 28 января (16 января по старому
стилю) 1841 года, в селе Вознесенское Пензенской губернии. Его отец был
сельским священником Пензенской епархии. Учился в пензенском духовном училище и
пензенской духовной семинарии. В 1861 году, преодолев трудные материальные
обстоятельства, поступил на историко-филологический факультет Московского университета,
где слушал Н. М. Леонтьева; Ф. М. Буслаева; Г.А. Иванова; К.Н. Победоносцева;
юриста, историка и философа Бориса Николаевича Чичерина и историка Сергея
Михайловича Соловьева. Под влиянием особенно двух последних ученых определились
и собственные научные интересы Василия Осиповича.
Жалоба, что нас не понимают, чаще всего происходит от того,
что мы не понимаем людей.
Ключевский Василий Осипович
В лекциях Чичерина его пленяла стройность и цельность
научных построений; в лекциях Соловьева он познал, по собственным его словам,
«какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать
себя в обладании цельным взглядом на научный предмет.»
Кандидатская диссертация В.О. Ключевского был написана на
тему: «Сказания иностранцев о Московском государстве». Оставленный при
университете, Василий выбрал для специального научного исследования обширный рукописный
материал житий древнерусских святых, в котором надеялся найти «самый обильный и
свежий источник для изучения участия монастырей в колонизации Северо-Восточной
Руси». Упорный труд над колоссальным, рассеянным по многим книгохранилищам,
рукописным материалом не оправдал первоначальных надежд Ключевского.
Результатом этого труда была магистерская диссертация: «Древнерусские жития
святых как исторический источник» (М., 1871), посвященная формальной стороне
житийной литературы, ее источников, образцов, приемов и форм.
Крупный успех составляется из множества предусмотренных
и обдуманных мелочей.
Ключевский Василий Осипович
Мастерское, истинно научное исследование одного из
крупнейших источников нашей древней церковной истории выдержано в духе того
строго-критического направления, которое в церковно-исторической науке середины
прошлого столетия далеко еще не было господствующим. Для самого автора
пристальное изучение житийной литературы имело и то значение, что из нее он
извлек много блещущих, как алмаз, крупиц живого исторического изображения,
которыми Ключевский с неподражаемым искусством воспользовался в характеристиках
разных сторон древнерусской жизни.
Занятия магистерской диссертацией вовлекли Ключевского в
круг разнообразных тем по истории церкви и русской религиозной мысли, и на эти
темы появился ряд самостоятельных статей и рецензий; из них наиболее крупные:
«Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря», «Псковские споры»,
«Содействие церкви успехам русского гражданского порядка и права», «Значение
преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства», «Западное
влияние и церковный раскол в России ХVII века».
Со времен Ордина-Нащокина у русского престола не становился
другой такой сильный ум; после Сперанского, не знаю, появится ли третий.
Ключевский Василий Осипович
В 1871 году Василий Ключевский был избран на кафедру русской
истории в Московской духовной академии, которую занимал до 1906 года; в
следующем году начал преподавать в Александровском военном училище и на высших
женских курсах. В сентябре 1879 г. он был избран доцентом Московского
университета, в 1882 г. – экстраординарным, в 1885 г. – ординарным профессором.
В 1893 – 1895 годах, по поручению императора Александра III, читал курс русской
истории великому князю Георгию Александровичу; в Абас-Тумане с 1900 по 1911 г.
преподавал в училище живописи, ваяния и зодчества; в 1893 – 1905 годах был
председателем Общества Истории и Древностей при Московском университете. В 1901
году был избран ординарным академиком, в 1908 г. – почетным академиком разряда
изящной словесности Академии Наук; в 1905 г. участвовал в комиссии о печати под
председательством Дмитрия Фомича Кобеко и в особом совещании (в Петергофе) об
основных законах; в 1906 г. избран членом государственного совета от Академии
Наук и университетов, но отказался от этого звания.
Самое умное в жизни — всё-таки смерть, ибо только она
исправляет все ошибки и глупости жизни.
Ключевский Василий Осипович
С первых же прочитанных им курсов за Василием Осиповичем
Ключевским утвердилась слава блестящего и оригинального лектора, захватывавшего
внимание аудитории силой научного анализа, даром яркого и выпуклого изображения
древнего быта и исторических деталей. Глубокая начитанность в первоисточниках
давала обильный материал художественному таланту историка, любившему из
подлинных выражений и образов источника создавать меткие, сжатые картины и
характеристики.
В 1882 году вышла отдельной книгой печатавшаяся сначала в
«Русской Мысли» докторская диссертация Ключевского, знаменитая «Боярская Дума
древней Руси». В этом своем центральном труде специальную тему о боярской думе,
«маховом колесе» древнерусской администрации, В.О. Ключевский связал с
важнейшими вопросами социально-экономической и политической истории Руси до
конца XVII века, выразив таким образом, то цельное и глубоко продуманное
понимание этой истории, которое легло в основание его общего курса русской
истории и специальных его исследований. Ряд капитальных вопросов древнерусской
истории – образование городовых волостей вокруг торговых центров великого
водного пути, происхождение и сущность удельного порядка в северо-восточной
Руси, состав и политическая роль московского боярства, московское самодержавие,
бюрократический механизм Московского государства XVI – XVII веков, – получил в
«Боярской Думе» такое решение, которое отчасти стало общепризнанным, отчасти
послужило необходимой основой разысканий последующих историков. Напечатанные
затем (в 1885 и 1886 годах) в «Русской Мысли» статьи «Происхождение крепостного
права в России» и «Подушная подать и отмена холопства в России» дали сильный и
плодотворный толчок полемике о происхождении крестьянского прикрепления в
древней Руси.
Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.
Ключевский Василий Осипович
Основная мысль Ключевского, что причин и оснований этого
прикрепления надо искать не в указах московского правительства, а в сложной
сети экономических отношений крестьянина-порядчика к землевладельцу, постепенно
приближавшей положение крестьянства к холопству, встретила сочувствие и
признание со стороны большинства последующих исследователей и резко
отрицательное отношение со стороны юриста Василия Ивановича Сергеевича и
некоторых его последователей. Сам Ключевский в полемику, порожденную его
статьями, не вмешивался.
В связи с исследованием экономического положения московского
крестьянства появилась его статья: «Русский рубль XVI – XVIII веков, в его
отношении к нынешнему» («Чтения московского общества истории и древностей»,
1884). Статьями «О составе представительства на земских соборах древней Руси»
(«Русская Мысль» 1890, 1891, 1892 годов), давшими совершенно новую постановку
вопросу о происхождении земских соборов XVI века в связи с реформами Ивана
Грозного, закончился цикл крупнейших исследований Ключевского по вопросам
политического и социального строя древней Руси («Опыты и исследования». Первый
сборник статей. М., 1912).
Спорт становится любимым предметом размышления и скоро
станет единственным методом мышления.
Ключевский Василий Осипович
Талант и темперамент историка-художника направлял
Ключевского и на темы из истории духовной жизни русского общества и его
выдающихся представителей. К этой области относится ряд блестящих статей и речей
о Сергее Михайловиче Соловьеве, Александре Сергеевиче Пушкине, Михаиле Юрьевиче
Лермонтове, Иване Никитиче Болтине, Николае Ивановиче Новикове, Денисе
Ивановиче Фонвизине, Екатерине II, Петре Великом (собраны в 2-м Сборнике статей
Ключевского, «Очерки и речи», М., 1912).
В 1899 году Василий Ключевский издал «Краткое пособие по
Русской истории» как «частное издание для слушателей автора», а в 1904 г.
приступил к изданию полного курса, уже давно получившего широкое
распространение в литографированных студенческих изданиях. Всего вышло 4 тома,
доведенных до времени Екатерины II.
Откровенность — вовсе не доверчивость, а только дурная
привычка размышлять вслух.
Ключевский Василий Осипович
Как в монографических своих исследованиях так и в «Курсе»
Ключевский дал свое строго субъективное понимание русского исторического
процесса, совершенно устраняя обзор и критику литературы предмета, ни с кем не
вступая в полемику. Подходя к изучению общего хода русской истории с точки
зрения историка-социолога и находя общенаучный интерес этого изучения «местной
истории» в раскрытии «явлений, обнаруживающих разностороннюю гибкость
человеческого общества, его способность применяться к данным условиям»,
усматривая основное условие, направлявшее смену главных форм нашего общежития,
в своеобразном отношении населения к природе страны, Ключевский выдвигал на
первый план историю политического социально-экономического быта. Он
оговаривался при этом, что полагает в основу курса факты политические и
экономические по их чисто методологическому значению в историческом изучении, а
не по их действительному значению в существе исторического процесса.
«Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся
лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого
развития». И на страницах «Курса» художественный талант Ключевского выразился в
ряде блестящих характеристик исторических деятелей и в обрисовке идейной
стороны многих исторических моментов, выступающих перед читателем во всей своей
жизненной цельности.
Кто смеется, тот не злится, потому что смеяться — значит
прощать.
Ключевский Василий Осипович
Из специальных курсов Ключевского напечатана уже по смерти
его «История сословий в России» (М., 1913). Получил распространение в
литографированном издании его курс «Терминология русской истории». Всестороннюю
оценку научной и преподавательской деятельности Ключевского смотрите в сборнике
«Ключевский, характеристики и воспоминания» (М., 1912). Общество Истории и
Древностей при Московском университете посвятило памяти Ключевского 1-ю книгу
своих «Чтений» за 1914 г. Здесь были напечатаны речи ближайших учеников и
сотрудников Ключевского, материалы для биографии и полный список его трудов.
Василий Осипович Ключевский скончался 25 мая (12 мая по
старому стилю) 1911 года, в Москве.
Василий Осипович Ключевский - цитаты Бесплодность полицейских мер обнаруживала всегдашний прием плохих правительств — пресекая следствия зла, усиливать его причины.
Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости, как от всего можно одуреть, даже от собственного ума.
Дружба обыкновенно служит переходом от простого знакомства к вражде.
Есть люди, главное достоинство которых в том, что они молчат.
Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности.
Количество просмотров: 8212
Комментарии к биографии Василий Осипович Ключевский Автор комментария: BOBO Дата комментария: 2016-03-19 Все супер!!!
|