Элем Германович Климов - биография
Известный :
Кинорежиссер, Народный артист
Страна:
СССР
Категория:
Кино и театр
Знак зодиака:
Рак
Дата рождения: 9 Июля
1933г.
Дата cмерти: 26 Октября
2003г. (70 лет)
Биография добавлена: 4 Апреля 2013г.
Элем Германович Климов (1933-2003) — российский
кинорежиссер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). Родился 9 июля 1933, в
Сталинграде. Скончался 27 октября 2003, в Москве.
В жанре комедии
Элем Климов окончил в 1957 Московский авиационный институт,
в 1964 — ВГИК (мастерская Ефима Львовича Дзигана). Уже в студенческой работе
«Жених» (1960) Элем проявил себя как мастер эксцентрики, что с блеском
подтвердил и в первом профессиональном фильме «Добро пожаловать, или
Посторонним вход воспрещен» (1964), сатирической комедии, в которой остроумно и
зло высмеивался советский бюрократизм, проникший даже в сферу воспитания детей
в пионерском лагере. Однако приемы гротеска и подчас пародийного вывертывания
наизнанку заштампованных общественных ритуалов и идеологизированных норм
советской морали пока еще не вызвали у властей такого резкого раздражения, как
следующая работа «Похождения зубного врача» (1965). В ней наряду с
эксцентрическими, порой провокационными моментами (например, ернически
переосмысленные сцены из «Октября» С. М. Эйзенштейна) вполне в духе автора
теории «монтажа аттракционов», ощутимо звучала уже трагикомическая, печальная
интонация, что заставляло воспринимать фильм не в качестве повода для смеха, а
как своеобразную притчу о ненужности таланта в унифицированном обществе.
«Агония»
Проект своего рода исторического лубка о пришествии во
власть неграмотного сибирского мужика Григория Распутина, предложенный Иваном
Пырьевым, тогдашним директором «Мосфильма», который (сам в прошлом комедиограф)
как раз ценил склонность Климова к фарсу, должен был в какой-то степени спасти
молодого режиссера от гнева более высоких инстанций. Но по иронии судьбы именно
этот замысел оказался не только самым долговременным, но и многострадальным.
Двадцатилетняя — от возникновения идеи до выхода картины «Агония» (1974-81,
премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Венеции, 1982) в официальный
прокат в 1985 — история борьбы Элема Климова за отстаивание своего взгляда на
эпоху крушения русской империи в целом и, в частности, убийство Распутина
заслуживает уважения. Хотя трудно не признать, что вынужденная трансформация
манеры подачи материала (от фарсово-эксцентрической, как в первых вариантах
сценария, до формы историко-хроникальной драмы в окончательной версии)
действительно расширила и углубила подход к неоднозначным событиям российской
истории.
С другой стороны, неизбежные (пусть и незначительные)
уступки цензуре в трактовке предреволюционных веяний в российском обществе
привели к тому, что парадоксально трагикомическая история возвышения «порочного
старца», новоявленного Гришки Самозванца, была несколько смикширована при
помощи обильного включения хроники и сцен, снятых под документальное кино.
Вульгарный пароксизм и оккультная истерия агонизирующего строя разрешаются в
оптимистически-трагедийном пафосе эпизодов, провозглашающих о неминуемости
революции. И если на промежуточной стадии (например, в режиссерском сценарии
1973) этот крутой перелом в жизни нации был запечатлен в ряде ярких образных
моментов, то в последней редакции 1981 неотвратимая поступь Великого Октября
демонстрировалась благодаря более привычному ходу кинолетописи, смонтированной
под трагически-бравурную музыку (вместо часто используемого Дмитрия Шостаковича
— не менее нервно звучащий Альфред Шнитке).
На переломе
Трудные обстоятельства творчества, тяжелая личная потеря
(гибель в 1979 в автокатастрофе жены, режиссера Ларисы Шепитько), а также сама
атмосфера советского общества застойных лет все явственнее определили более
трагическое мироощущение, свойственное Элему Климову в последующий период.
Документальная лента «Лариса» (1980, специальный приз на Международном
кинофестивале в Мангейме, 1981), осуществленная взамен Шепитько картина
«Прощание» (1982, выпуск — 1984, по «Прощанию с Матерой» В. Г. Распутина) и
прежде всего «Иди и смотри» (1985, главный приз и премия ФИПРЕССИ на
Международном кинофестивале в Москве), еще один давний и сделанный опять же на
упорном сопротивлении властям проект, ранее называвшийся «Убейте Гитлера», —
все эти работы свидетельствуют уже о мрачном, безысходном, апокалиптическом
взгляде режиссера.
Перемена участи, случившаяся с рядом деятелей советского
кино, находившихся в глухой оппозиции к режиму, поначалу была внешне
благосклонной и к Климову, ставшему в 1986 на историческом (теперь этот
историзм решительно оспаривается) V съезде Союза кинематографистов СССР его
первым секретарем и пробывшему на этом посту до 1989.
В этот период режиссер начал подготовку к реализации
амбициозного замысла экранизации «Мастера и Маргариты» Михаила
Афанасьевича Булгакова. И хотя официальным поводом прекращения работы явилось
отсутствие надлежащей финансовой поддержки со стороны западных кинокомпаний, а
неофициальным — слух о действительно распространенном в среде творческих людей
поверье относительно мистическо-роковых предзнаменований, связанных именно с
этим романом, представляется также небезосновательным предположением, что сам
Элем Климов, утративший за три с лишним десятилетия свою яркую трагифарсовую
манеру, осознал, что без этого браться за «Мастера и Маргариту» бесполезно.
Количество просмотров: 5420
|