Валерий Сергеевич Золотухин - биография
Известный :
Актер, Народный артист, Художественный руководитель
Страна:
СССР, Россия
Категория:
Кино и театр
Знак зодиака:
Рак
Дата рождения: 21 Июня
1941г.
Дата cмерти: 30 Марта
2013г. (71 год)
Биография добавлена: 31 Марта 2013г.
Валерий Сергеевич Золотухин — киноактер. Снялся в таких
фильмах, как: "Хозяин тайги", "Бумбараш", "Сказ про
то, как царь Пётр арапа женил", "Ночной дозор", "Пять
невест" и др.
«Валерий Золотухин родился 21 июня 1941 года в поселке
Быстрый Исток Алтайского края. Его отец - Сергей Илларионович - в 20-е годы
занимал должность председателя комбеда, затем был председателем райисполкома.
Мать - Матрена Федосеевна - работала в колхозе. В семье Золотухиных, кроме
Валерия, было еще трое детей: двое сыновей (Володя, Иван) и дочь (Антонина).
Причем все они уродились рыжими, как и их отец, а будущий актер появился на
свет черненьким, как цыганенок. Поэтому долгое время отец не признавал в нем
своего сына и периодически устраивал в доме по этому поводу скандалы. Лишь
спустя много лет, когда Валерий, не сменив цвета волос, лицом все же стал похож
на отца, тот понял, что в сыне течет его рыжая кровь, природой переиначенная.
У меня всегда было чувство счастливой уверенности в себе, я
даже допустить не мог, что не достигну задуманного. А мечтал я ни много, ни
мало, а стать артистом
Золотухин Валерий Сергеевич
Через несколько месяцев после рождения младшего сына Сергей
Илларионович ушел на фронт. Пройдя всю войну и получив шесть ранений, он живым
вернулся в родное село и вскоре стал председателем колхоза. Валерию тогда было
уже пять лет.
По словам Валерия Золотухина, именно в этом возрасте он
научился петь. Его мать уходила работать в поле, а сына привязывала на крылечке
за ногу. Час-другой маленький Валера сидел спокойно, но затем от тоски
затягивал какую-нибудь песню, коих он знал от своего отца (кстати,
первоклассного певца) огромное множество. А в шесть лет с ним случилась беда.
В тот год мать решила отдать младшего сына в ясли, в которых
уже был его средний брат Ваня. Однако походить туда нашему герою пришлось
недолго. Однажды он вместе с другими ребятишками сидел на веранде второго этажа
и подставлял ручки под теплые струи дождя. А перила оказались гнилые. Когда
мальчик в очередной раз облокотился на них, они треснули, и мальчишка упал со
второго этажа на землю. В результате он сильно ушиб левую ногу и вывихнул руку.
Мать с отцом тогда благодарили Бога, что ребенок насмерть не зашибся. Однако
они тогда не подозревали, что ждет их сына впереди.
Первую свою афишу я увидел в проезде Художественного Театра:
над туалетом. Сейчас там Чехов висит...
Золотухин Валерий Сергеевич
Где-то через год после этого случая ушибленная нога Валерия
стала распухать, и вскоре колено увеличилось до размеров капустного кочана.
Родители повезли сына в Барнаул, к хирургу. Но тот посетовал, что нет в
больнице бинтов, чтобы гипс ребенку наложить, да и прописал ему покой и ихтиол.
Вернулись они домой, а колено еще больше стало распухать. Пришлось вновь ехать
в Барнаул. Другой врач, осмотревший нашего героя, поставил страшный диагноз: туберкулез
коленного сустава. «В санаторий его надо», - резюмировал в конце осмотра
эскулап. Но в санаторий отправляли только по путевкам. А где их взять? Пришлось
отцу Валерия идти в крайком, к самому первому секретарю. Благо тот его хорошо
знал. Вскоре после этого мальчик очутился в санатории в Чемале. А там врачи
положили его на койку и стали лечить.
Три года лечили, и все это время Валерий Золотухин не
поднимался со своего ложа. Когда в 1951 году впервые после долгого перерыва он
наконец встал на ноги, тут же упал как подкошенный. Пришлось заново учиться
ходить. По две минуты в день, на костылях, подхваченный со всех сторон
няньками, учился наш герой ходить по земле. Когда за ним наконец приехала мать,
чтобы забрать домой, врачи ее напутствовали: «Вашему сыну можно ходить в день
не больше 45 минут. Каждый день прибавляйте по две минуты».
Когда мать с сыном вернулись домой, за столом собралась вся
семья. Взрослые налили себе красного вина. Попросил налить себе и Валерий. Отец
удивился, но просьбу своего младшего сына, после трехлетней разлуки
вернувшегося в родной дом, исполнил. И тот выпил свой стакан, да так лихо, что
сидевшая напротив сестра Тоня в изумлении сказала: «Ну, Валерка, либо ты
артистом великим станешь, либо великим пьяницей».
Я подошел к режиссеру и сказал: «Если хотите сделать хороший
фильм, берите Кононова, а если хотите заглянуть в вечность - возьмите меня», -
о своей роли в фильме «Бумбараш»
Золотухин Валерий Сергеевич
Между тем мечта стать артистом засела в мальчике еще в
раннем детстве. В семье он был самым хилым и болезненным, поэтому особой
работой его никто не загружал. В то время как его братья вовсю уже работали в
поле (косили траву, запрягали лошадей, метали сено), Валерий сидел дома и
мечтал об артистической карьере. Когда пошел в школу, стал собирать фотографии
популярных артистов и вешать их на стенку. А главным его кумиром был певец
Сергей Лемешев.
Что касается отношений с противоположным полом, то, будучи
наполовину инвалидом, Валера, в отличие от своих сверстников, был обделен
вниманием девушек. Но он по этому поводу сильно не переживал и иногда с
друзьями участвовал в самых невероятных хулиганских проделках. Об одной из них
Валерий Золотухин вспоминает следующее:
«Были у нас две сестры Печенкины. Младшая из них - Нина -
училась со мной в одном классе. Красивая была! А старшая - вообще красавица, но
смотрела на нас как на шпану.
И вот однажды поздно вечером мы решили пойти к ним втроем. А
на улице - зима, все занесено…
Худо-бедно, до дома ихнего мы дошли. И что мы сделали? Это
было довольно интересное объяснение в любви: мы закрыли на щеколду дверь, чтобы
они из дома не выбрались, а потом по очереди насрали им на крыльцо. Причем
навалили изрядно. И это было именно проявление любви, и оно было сделано в
такой форме не из желания досадить. Я бы назвал это скорее проявлением
привязанности к этому дому и к этим девочкам.
На спор переспать - это ж стимул какой, азарт, истинная
мужская сущность захватчика! Но тут подчас игра заканчивается плохо уже для
тебя, пока ухаживаешь – влюбляешься
Золотухин Валерий Сергеевич
Потом мы раскидали весь инвентарь и с чувством выполненного
долга собрались уходить. Но в этот момент какому-то дураку из нас пришло в
голову постучать им в окно - чтобы как-то дать знать. Отец этих девушек
всполошился, но выйти не смог - дверь заперта снаружи. Мы двинулись, но тут он
как-то исхитрился выбраться и ка-ак заорет! Конечно, мы рванули наутек, но я
уже был на костылях. Короче, как срать на костылях - это еще ерунда. А вот как
убегать на костылях - это вопрос по существу».
Ходить на костылях Валерию Золотухину пришлось до 8-го
класса; затем он выбросил их и стал учиться танцевать. Учился с таким желанием,
что уже в девятом классе на Новый год лихо отплясывал «яблочко». Кроме этого он
классно играл на гармошке и пел. Мечта стать артистом ни на секунду не покидала
его.
Рассказывает Валерий Золотухин: «Тем, что я пошел в артисты,
я во многом обязан одному человеку. Когда я окончил девять классов, к нам в
село приехал «Цирк на колесах». Руководил цирком Алексей Яковлевич Полозов. Им
в представлении нужен был «подсадок». Полозов пригласил меня к себе и сказал:
«Вот, молодой человек, вы хотите стать артистом, помоги мне в представлении,
сыграйте небольшой эпизод». Этюд заключался в следующем: иллюзионист на сцене
печет торт. Клоун, то есть Полозов, пытается его пародировать, обращается к
зрителям с просьбой дать ему головной убор. Я должен был сидеть в первом ряду,
дать клоуну кепку. Тот начинает бить в ней яйца. Мне надо было сыграть
возмущение: что такое? Зачем вы портите мою кепку? Потом я бегу за клоуном за
кулисы, он мне дает другую такую же кепку, я извиняюсь перед зрителями - и все.
Фокус ерундовый.
Володька Высоцкий бывших любовниц пристраивал хорошим
парням, я этого делать не умею
Золотухин Валерий Сергеевич
Я очень волновался. Сел в первый ряд. Вышел иллюзионист,
потом клоун, он просит у публики головной убор. Ему естественно, протягивают. А
я сижу. Тут Полозов говорит: «Я возьму головной убор у молодого человека,
который сидит в первом ряду». Подходит ко мне, а я выдаю: не дам! И клоун стал
«разогревать» зал, сделал так, что зрители обратились ко мне, кричат: «Отдай,
что они тебе сделали, это же москвичи». Короче, отняли у меня кепку, клоун стал
бить в нее яйца. Я такой визг поднял: да как вы смеете? Что вы делаете? Меня не
пускали, а я вырвался на сцену, оставив пиджачок в руках моих притеснителей,
схватил эту кепку и вдруг зарыдал настоящими слезами.
Клоун утащил меня за кулисы, где собрались все артисты. Они
такого позора не ожидали - нарвались на какого-то кретина, какого-то идиота,
причем он слезами плачет всамделишными. Мне отдали новую кепку, попросили выйти
и извиниться перед зрителями. Я все сделал. Этот номер имел потрясающий успех.
В зале было все: от гнева до хохота, от разочарования до радости. Когда я после
представления отдавал клоуну кепку, он мне сказал: «Завтра, молодой человек,
приходите ко мне в 10.00». Я всю ночь не спал. Пришел. Получился длинный
разговор. Он дал мне свой московский адрес и сказал: «Вы совершите
преступление, если не станете драматическим артистом».
В 1958 году Валерий Золотухин окончил школу с золотой
медалью и сообщил родителям, что собирается ехать в Москву поступать на
артиста. Те отнеслись к этому заявлению с удивлением: «Ты же всего год назад на
костылях ходил! Какой из тебя артист?! Однако уговорить юношу изменить свое
решение ни родители, ни друзья не сумели. Пришлось отцу продавать корову, а вырученные
деньги отдать сыну, чтобы тот в столице ни в чем не нуждался.
Вы можете представить 60-летнего Андрея Миронова? Я – нет.
Уходить надо вовремя, но это, к сожалению, не в нашей воле
Золотухин Валерий Сергеевич
До столицы Валерий добирался несколько дней. Сначала доехал
на пароходе до Барнаула, а затем четверо суток трясся на поезде. Все эти дни
практически ничего не ел, не пил, чтобы не бегать лишний раз в туалет - боялся
оставить без присмотра свои мешки. Родные, напутствуя его в дорогу,
предупреждали, что в поездах «жулья видимо-невидимо».
Приехав, наконец, в Москву, сдал все вещи в камеру хранения
на Казанском вокзале и, как был в шляпе дерматиновой, в шароварах сатиновых,
отправился на поиски театрального института».
27 ноября 1975 года Валерий Золотухин записал в своем
дневнике безрадостные впечатления от съемок кинофильма Митты "Сказ о том,
как царь Петр арапа женил.
Я публичный человек, и мою личную жизнь за ширмой не
спрячешь. В конце концов, любите меня таким, какой я есть
Золотухин Валерий Сергеевич
«Последний фильм имел неплохую прокатную судьбу: 6-е место,
33,1 млн. зрителей. Однако съемки в нем не принесли Влерию Золотухину должного
удовлетворения. 27 ноября 1975 года он записал в своем дневнике: «Мучился
усталостью на съемке. Никакой радости. Митта (режиссер фильма.- Ф.Р.) с Вовкой
(Владимиром Высоцким. - Ф.Р.) не могут работать, идет ругань и
взаимораздражаемость. Я не могу быть союзником ни того, ни другого. Когда
режиссер недоволен, мне стыдно отстаивать свою позицию словами. Ввязался я в
это дело напрасно: хотел товарищу помочь. Ролью совсем не занимаюсь, она
неинтересна для меня, значит, будет неинтересна и для зрителя. Хотя роль одна
из лучших в этом сценарии. Но нет радости от общения с Миттой. И вообще, от
игры нет радости: слишком много забот за спиной и дел, груз суеты и жизни убил
радость творчества, радость сиюминутного бытия».
Валерий Сергеевич Золотухин - цитаты У меня всегда было чувство счастливой уверенности в себе, я даже допустить не мог, что не достигну задуманного. А мечтал я ни много, ни мало, а стать артистом. Первую свою афишу я увидел в проезде Художественного Театра: над туалетом. Сейчас там Чехов висит... Я подошел к режиссеру и сказал: «Если хотите сделать хороший фильм, берите Кононова, а если хотите заглянуть в вечность - возьмите меня», - о своей роли в фильме «Бумбараш. На спор переспать - это ж стимул какой, азарт, истинная мужская сущность захватчика! Но тут подчас игра заканчивается плохо уже для тебя, пока ухаживаешь - влюбляешься. Володька Высоцкий бывших любовниц пристраивал хорошим парням, я этого делать не умею. Количество просмотров: 6613
|