Леонид Георгиевич Енгибаров - биография
Известный :
Клоун, Писатель
Страна:
СССР
Категория:
Писатели, Искусство
Знак зодиака:
Рыбы
Дата рождения: 15 Марта
1935г.
Дата cмерти: 25 Июля
1972г. (37 лет)
Биография добавлена: 2 Апреля 2014г.
Леонид Георгиевич Енгибаров (15 марта 1935 — 25 июля 1972) —
клоун-мим, писатель, создатель нового амплуа в цирке: «грустный клоун».
Родился 15 марта 1935 года в Москве, в армянской семье
повара и портнихи. Всю жизнь прожил в старом деревянном доме в Марьиной Роще.
С детства полюбил стихи Пушкина, сказки Андерсена и
кукольный театр. Ещё будучи школьником, стал заниматься боксом. После школы
поступил в институт физкультуры. Но вскоре ушёл из него, поняв, что профессиональный
спорт — это не его призвание.
В 1955 году поступил в Цирковое училище на отделение
клоунады. Его режиссёром-педагогом стал Юрий Павлович Белов. Это был
единственный режиссёр, с которым работал Енгибаров на протяжении всей своей
жизни. (Не считая кинорежиссёров, в фильмах которых он снимался). Ещё будучи
студентом, Енгибаров стал выступать (с 1956 года) на эстраде в качестве мима.
В 1959 году Енгибаров закончил училище. Он выпустился
как «соло-клоун». 25 июля 1959 года — дебют на манеже новосибирского
цирка. С 1959 года работал в армянском цирковом коллективе.
1960 год — гастролировал в Харькове, Тбилиси, Воронеже,
Минске и других городах. 1961 год — гастроли в городах Одесса, Баку, Москва.
Первые гастроли в Москве, в цирке на Цветном бульваре. Оглушительный успех.
Первые заграничные гастроли — в Польше — Краков, Варшава. Тоже успех.
1962 год — гастроли в Ленинграде, где Енгибарову
вручили медаль за лучший номер года. В Ленинграде он познакомился в Марселем
Марсо и Роланом Быковым. Быков стал его близким другом на всю жизнь.
1963 год — снялся в главной роли (клоун Лёня) в
фильме «Путь на арену» (студия «Арменфильм», режиссёр Г. Малян и Л. Исаакян). 1964 год —
снялся в роли немого пастуха в фильме С. Параджанова «Тени забытых предков» (студия
им. Довженко, Киев).
1964 год — в Праге, на Международном конкурсе
клоунов Енгибаров занял первое место. Тогда же в чешских газетах были впервые
опубликованы новеллы Енгибарова. 1965 год — вторые гастроли в Москве.
В Праге родилась дочь Енгибарова — Барбара. Её мама — чешская
журналистка и художница Ярмила Галамкова. 1966 год — на экраны
выходит документальный фильм «Леонид Енгибаров, знакомьтесь!» (режиссёр В.
Лисакович). За 1960—1969 годы Енгибаров объездил с гастролями весь СССР.
Особенно его любили в Одессе, Киеве, Ереване, Ленинграде. 1970 год,
март-июль — третьи московские гастроли Енгибарова. В этом же году в
Ереване был снят фильм «2-Леонид-2».
1971 год — Енгибаров вместе с Беловым создают
спектакль «Звёздный дождь» и показывают его в Ереване и в Москве (в Театре
эстрады). Енгибаров вынужденно уходит из цирка и создаёт свой театр
(режиссёр — Юрий Белов). Они репетируют в Марьиной Роще. За пять месяцев
был создан спектакль «Причуды клоуна». В Ереване выходит первая книга новелл Л.
Енгибарова «Первый раунд». Также в этом году Енгибаров снялся в фильме Т.
Абуладзе «Ожерелье для моей любимой» (в роли клоуна Сурико). С октября 1971 года
по июнь 1972 года Енгибаров гастролирует со своим театром по всей стране.
За 240 дней было сыграно 210 спектаклей. В этом же году снялся в небольшом
эпизоде в фильме В. Шукшина «Печки-лавочки».
Июль 1972 года — Енгибаров в Москве, формально он
находится в отпуске, репетирует новый спектакль, но времени для его создания
остаётся слишком мало… 25 июля 1972 года Енгибарова не стало. 28 июля
1972 года Леонид Енгибаров был похоронен на Ваганьковском кладбище в
Москве.
Творчество
Леонид Енгибаров вошёл в историю цирка как яркий
представитель философской клоунской пантомимы. Рано поднявшись на вершину
славы, он приковал к себе внимание прессы. О нём много написано, многое он
сказал о себе сам в книгах, статьях и интервью.
Награды и звания
Народный артист Армянской ССР (1971).
В 1964 году на Европейском конкурсе клоунов в Праге получил
первую премию — кубок Э. Басса.
Память
Культурный центр «Софит» имени Енгибарова
Книги
«Леонид Енгибаров: Мим, говорящий с вечностью» М.Романушко,
2010 г.
«Леонид Енгибаров: Клоун глазами поэта» М.Романушко, 1-е
издание 2008 г., 2-е издание 2011 г.
«Не прощаюсь с тобой» М.Романушко, 1997 г.
Росин, Александр. Клоун без грима. Глава третья Леонид
Енгибаров // Библиотека журнала «Флорида» -2012г.
Фильмы
«Печки-лавочки», реж. Василий Шукшин, 1972
«Цирк нашего детства», реж. Алексей Габрилович, 1983.
«Леонид Енгибаров», реж. Лилиан Степанян, 1984.
«Человек с жёлтой планеты», реж. М. Мовсесян, 1985.
«Клоун с осенью в сердце», программа из телецикла Игоря Кио
«Все клоуны. Выпуск 4. Леонид Енгибаров», 1986.
«Леонид Енгибаров. Телемемуары. Он был солнечным клоуном…»
Ролан Быков о Леониде Енгибарове.
«Леонид Енгибаров — все репризы». Мариэтта Рудина,
1993.
«Леонид Енгибаров» (серия «Фрак народа»), Владимир Оренов,
1997.
«Король карманных воров. Леонид Енгибаров», реж. Кирилл
Ашухов, 2000.
«Лёня, покажи нам что-нибудь!», реж. Татьяна Вилькина.
«Звёздный клоун», анимационный фильм, реж., Ксения Кротова,
автор сценария Мария Романушко, 2000.
«Короли смеха. Енгибаров», реж. Дмитрий Лютиков, 2003.
«Леонид Енгибаров (Как уходили кумиры)», 2006,
режиссёр-постановщик: Михаил Роговой, режиссёр: Дмитрий Негрук, Дмитрий
Кужаров.
«Сердце на ладони», посв.70-летию Л. Енгибарова, 2005.
«Леонид Енгибаров. Смех сквозь слёзы», реж. Сергей Холодный,
2005.
«Поэт и клоун», реж. Олег Васин, 2008.
Поэзия
У Владимира Высоцкого есть стихотворение 1972 года
«Енгибарову — от зрителей»:
«…Ну а он, как будто в воду канув,
Вдруг при свете, нагло, в две руки
Крал тоску из внутренних карманов
Наших душ, одетых в пиджаки…»
Филателия
В 2000 году была выпущена почтовая марка Армении,
посвящённая Енгибарову.
Памятники
В Армении Енгибарову установлен памятник.
Фильмография
1963 — Путь на арену.
1964 — Тени забытых предков.
1966 — Айболит-66 — эпизод.
1969 — Берег юности.
1970 — 2-Леонид-2.
1971 — Ожерелье для моей любимой.
1972 — Печки-лавочки.
Леонид Георгиевич Енгибаров - цитаты Безлунной ночью окна больших городов похожи на звезды. Звезды вспыхивают и гаснут. Жизнь на них то разгорается, то замирает на какое-то время, чтобы возродиться опять, и даже если кто-нибудь умирает — это, к сожалению, может случиться, — то приходят другие люди и снова зажигают звезды… Созвездия -- этажи, галактика -- кварталы, тысяч» обитаемых миров. Только не надо путать звезды-окна со звездами уличных фонарей: фонари необитаемые, они только освещают путь от одной звезды до другой. Бывают звезды, вокруг которых живет помногу людей; бывает, что около звездочки живет только один человек, и это всегда грустно, потому что ему некому рассказать про звезды в лунную ночь, что похожи на окна в большом городе. Но я хочу ему сказать: «Не нужно отчаиваться, потому что на одной из звезд, вполне возможно, кто-то тоже одинок и ждет тебя. И еще нужно обязательно верить, что звезды над вашей головой — это, может быть, всего-навсего окна ночного города, а переехать из города в город — это ведь совсем просто.
Сегодня я собираю в осеннем лесу оранжевые, желтые, багряные листья. Чудо-золото в моих руках и вокруг. А я думаю о том, что скоро наступит долгая суровая зима. И сколько Мужества и Веры нужно иметь крохотному подснежнику, когда он появится весной в опустевшем и голом лесу. Сколько Мужества и Веры в прекрасные силы должно быть заложено в крохотных живых лепестках, чтобы не дрогнуть и в который раз начать все сначала! Мой друг, будь как Подснежник, я знаю, сейчас тебе трудно… Мой друг, будь как Подснежник, я знаю, сейчас ты совсем один… Мой друг, я верю в тебя, как в Подснежник, пока жив в тебе хоть один листочек, хоть один лепесток! Зря,просто так обижать человека не надо. Потому что это очень опасно. А вдруг он Моцарт? К тому же еще не успевший еще ничего написать, даже «Турецкий марш». Вы его обидите — он и вовсе ничего не напишет. Не напишет один, потом другой, и на свете будет меньше прекрасной музыки, меньше светлых чувств и мыслей, а значит и меньше хороших людей.
Конечно,иного можно и обидеть, ведь не каждый человек — Моцарт, и все же не надо, а вдруг…
Не обижайте.
Вы такие же как он. Раньше по вечерам на Земле целовались, а по утрам воевали со спокойной душой, потому что знали, что вчера целовались и будет кому воевать потом.
Ужас, какой был разумный мир! Занимая на станции Детство место в поезде Жизнь, не пытайтесь обязательно протиснуться к окну. Слишком поверхностно будет впечатление. И совсем не важно, какой у вас вагон, хотя некоторые считают чуть ли не трагедией, если они едут не в мягком. В конце концов, каждому, у кого есть билет — свидетельство о рождении, — место обеспечено… Важно другое: чтобы на многочисленных остановках — Юность, Зрелость, Творчество, Неудача, и, может быть, Счастье и многих других радостных, но, к сожалению, коротких, все сделали бы всё возможное, чтобы после, когда придет время для вас, прощаться на тихом полустанке…
Количество просмотров: 6243
|