Кузьма Сергеевич Петров-Водкин - биография
Известный :
Художник, Теоретик искусства, Писатель
Страна:
Россия
Категория:
Искусство, Писатели
Знак зодиака:
Скорпион
Дата рождения: 5 Ноября
1878г.
Дата cмерти: 15 Февраля
1939г. (60 лет)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878–1939), русский
художник, теоретик искусства и писатель.
Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) 24 октября (5
ноября) 1878 в семье сапожника; сумел получить художественное образование при
поддержке местных купцов. Учился в классах живописи и рисования Ф.Е.Бурова в
Самаре (1895–1897) и Центральном училище технического рисования Штиглица в
Петербурге (1895–1897). В 1905 окончил Московское училище живописи, ваяния и
зодчества, где в числе его наставников был В.А.Серов. Посещал студию А.Ашбе в
Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905–1908).
Погибший за других! Вечная тебе память! (надпись на картине
посвящена утонувшему человеку, который спас художника)
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
В эти же годы много путешествовал по Западной Европе и
Средиземноморью, побывал в Северной Африке; позднее большое значение для него
имели также крымские и среднеазиатские впечатления. Испытал разнообразные
воздействия как современных (французский символизм), так и старинных (живопись
Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения) традиций. Был членом
объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства». Жил в Ленинграде, а с 1927 –
в Пушкине.
Целиком в духе символизма решены уже его ранние картины, где
преобладают мотивы легенды или волшебного сна (Сон, 1911; Играющие мальчики,
1911; обе работы – в Русском музее, Петербург). Монументальным свидетельством
творческой зрелости явилось знаменитое полотно Купание красного коня (1912) –
простой сельский сюжет превращен (благодаря плавной ритмике форм и звучному
локальному колориту) в поэтическое обобщение о судьбах России. Так же
воспринимаются картины Мать (1913) и Девушки на Волге (1915).
В своих новаторских монументально-декоративных работах
(росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, 1910, Морском Никольском соборе
Кронштадта, 1913, росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы, 1915)
Петров-Водкин выступает как замечательный мастер «церковного модерна».
Религиозные мотивы порой одухотворяют и его светские композиции (1918 год в
Петрограде (с фигурой Богоматери с Младенцем на первом плане), 1920; все
картины – в Третьяковской галерее).
До окончания нашего пребывания у Бурова мы ни разу не
попытались подойти к натуре, благодаря чему не получали настоящей ценности
знаний.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
В 1910-е годы складывается особая
художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет
принцип «сферической перспективы», который позволяет ему, изображая натуру в
ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты». По-своему
«планетарны», монументально-значительны даже его натюрморты (Селедка, 1918,
Русский музей), портреты же воспринимаются как масштабные духовные вехи своего
времени (Автопортрет, 1918; А.А.Ахматова, 1922; оба портрета – в Третьяковской
галерее).
Искренний «попутчик» революции, мастер создал
эпически-идеализированные образы Гражданской войны (После боя, 1923,
Центральный музей Вооруженных сил, Москва; Смерть комиссара, 1928, Русский
музей). Но картина 1919 год. Тревога (1934, там же), с питерским рабочим,
которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно воспринимается как
предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами, а
многофигурное Новоселье (1937, Третьяковская галерея) –на тему «уплотнения
бывших буржуев» – как сатира на новый быт.
Петров-Водкин часто (начиная с ранних подражаний
М.Метерлинку) обращался к литературе, особенно в свой поздний период.
Романтически-эмоциональны, весьма самобытны по жанру его Хлыновск (1930) и
Пространство Эвклида (1933) – своего рода «вымышленные автобиографии», где
причудливо сочетаются черты авантюрного романа, теоретического трактата и
мемуаров. Плодотворно работал также как художник театра и педагог (преподавал в
школе Е.Н.Званцевой (1910–1915) и Академии художеств (1918–1933).
Она очень хороший человек и мне в ней дороги первая в моей
жизни нежность женщины ко мне и ее стремление понять мои загадки. (О своей
жене)
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
Умер Петров-Водкин в Ленинграде 15 февраля 1939.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин - фото
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин - цитаты Тело, как и лицо, по его выражению бывает умным, глупым, нахальным и деликатным. Иногда оно бывает смешным, как лицо комика, и грустным, как плакучая ива. Патологические признаки на нем не менее выпуклы, чем на лице. Не говоря уже о наглядных пороках обжорства, похоти, не сдерживаемой романтикой, даже более скрытые дефекты, как трусость, тунеядство, лживость, проявлены бывают на теле человека с такой же точностью, как и на лице; как бы эти пороки ни были затемнены условиями жизни и труда их владельца, они документируются его телом. Игра до добра не доводит. Нельзя играть в некоторые игры с людьми, которые для вас слишком близки и дороги. В игре необходимо соблюдать такт дурачества и шутки, что не всегда удается с любимыми. Пора бросить спекулировать на прошлом и создавать настоящее. В процессе перелома все становится запутанным и неясным. Люди становятся чужими, хлопочущими о пустяках, и скука мертвой петлей сдавливает желания. Ни за что не зацепишься, гаснет романтика пейзажа, и человек мутнеет даже в его лучших по чувству и искренности положениях. Кажется, что вся эта сложная, нагроможденная жизнь, с культурой городов, с клетками взаимоотношений, делается людьми от нечего делать, игра в «будто бы», но лишенная истинного значения игры: легкости, фантастики, а главное, всегдашнего, как у детей, сознания, что это игра, что несчастья и горя она не причинит, а если ее система завинчивается туго, — игру меняют… Гадко разыгрываются игры у взрослых, — они построены на подчинении своим похотям похотей других, и все это всерьез и навечно; к тому же на карту ставится и сама жизнь, конечно, другого и право на нее. Мне думалось, что может быть, всякая школа, какая бы она не была, — это печь для моей переплавки, и разжигается она моим собственным огнем: руководители только раздувают этот огонь или гасят его. Количество просмотров: 8519
|