Марк Семёнович Донской - биография
Известный :
Кинорежиссер, Сценарист, Народный артист
Страна:
Россия, СССР
Категория:
Кино и театр
Знак зодиака:
Рыбы
Дата рождения: 6 Марта
1901г.
Дата cмерти: 21 Марта
1981г. (80 лет)
Биография добавлена: 2 Апреля 2014г.
Марк Семенович Донской (1901-1981) — российский режиссер и
драматург кино, народный артист СССР (1966), Герой Социалистического Труда
(1971).
Фильмы Марка Донского: «Детство Горького» (1938), «В людях»
(1939), «Мои университеты» (1940), «Радуга» (1943), «Сельская учительница»
(1947), а также посвященные матери В. И. Ленина — «Сердце матери» (1966),
«Верность матери» (1967). Государственные премии СССР (1941, 1946, 1948, 1968).
Марк Донской родился 21 февраля (6 марта) 1901, по другим
данным в 1897, в Одессе. Скончался 21 марта 1981, в Москве.
Психолог и юрист
В годы Гражданской войны М. Донской служил в Красной Армии,
некоторое время был в плену у белых. Демобилизовавшись, изучал психологию и
психиатрию в Крымской медицинской школе. В 1921-1925 учился на правовом
отделении Симферопольского университета, одновременно работая в следственных
органах, Верховном суде Украины, коллегии защитников. В этих годах Донской
увлекся литературным творчеством, написал несколько книг рассказов.
Дебют в кино
В кино Марк Донской пришел в 1926, работал помощником
режиссера на Третьей Московской кинофабрике, ассистентом по монтажу в
Белгоскино. Вместе с М. А. Авербахом поставил фильмы «В большом городе» (1928)
и «Цена человека» (1929), в духе своего времени направленные на борьбу против
мещанского влияния нэпа на молодежь. Затем Донской самостоятельно снял
несколько лент — «Пижон» (1929), «Чужой берег» (1930), «Огонь» (1931). Но
внимание к себе он привлек картиной «Песня о счастье» (1934, с В. Г. Легошиным)
о талантливой марийской молодежи, лишь при Советской власти получившей
возможность заниматься творческим трудом. В этой картине Марк Донской обнаружил
свое умение романтически и поэтически приподнимать обыденные истории, приобрел
репутацию специалиста по съемкам фильмов из жизни национальных окраин. Эту
репутацию он подтвердил позднее в фильмах «Романтики» (1941, соавтор сценария
Т. З. Семушкин ) и «Алитет уходит в горы» (1950, по роману Семушкина).
Предшественник итальянского неореализма
В предвоенные годы Марк Донской создает трилогию по
автобиографическим произведениям Максима Горького: «Детство Горького» (1938),
«В людях» (1939) — за оба фильма Сталинская премия за 1941 год, и «Мои
университеты» (1940). Эти фильмы увековечили имя Донского в истории мирового
кинематографа. В трилогии были воплощены самобытные человеческие характеры,
поэтическое начало сочеталось с колоритными бытовыми сценами, тонкими
жизненными наблюдениями. Итальянские неореалисты почитали Марка Семеновича
Донского как своего предшественника и считали, что именно у него учились
поэтизации обыденной жизни, внезапным переходам от бытописательства к высотам
романтического восприятия действительности.
В годы войны
В годы Великой Отечественной войны Марк Донской снимал
переполненные эмоциями фильмы «Как закалялась сталь» (1942, по Н. А.
Островскому), «Радуга» (1944, по повести В. Л. Василевской, премия
Национального совета кинообозревателей в США; Сталинская премия за 1946 год) и
«Непокоренные» (1945, по повести Б. Л. Горбатова, премия на Венецианского кинофестиваля
за 1946 год). Эти фильмы укрепили репутацию Донского как выдающегося
кинорежиссера, но в большей степени за рубежом, нежели на родине.
Послевоенные годы
Наибольшего прокатного успеха в СССР режиссер добился лентой
«Сельская учительница» (1947, Сталинская премия за 1948 год), посвященный
подвижническому труду русского интеллигента в деревне (в главной роли Вера
Марецкая). В 1950-е годы Донской возвращается к прозе Горького, создав версию
«Матери» (1956) и драму «Фома Гордеев» (1959, премия Локарнского кинофестиваля
1960 года).
Подлинным откровением Марка Донского стала экранизация
рассказа М. М. Коцюбинского — «Дорогой ценой» (1958), где был показан образный
мир гуцульских крестьян, богатый поэтическими легендами, проникнутый сгущенной
метафоричностью. Совершенно неоцененная на родине, эта картина под названием
«Лошадь, которая плачет» с восторгом была принята на Западе. Многие годы режиссер
вынашивал замысел фильма о судьбе певца Федора Шаляпина, но этот проект не был
осуществлен.
Кинолениниана
В 1960-е годы Донской внес свой вклад в кинолениниану,
поставив по повестям З. И. Воскресенской фильмы о матери Ленина, Марии
Александровне Ульяновой, — «Сердце матери (1966, Государственная премия за 1968
год) и «Верность матери» (1967). Эти фильмы отличает сдержанность чувств и
политических акцентов. В 1973 режиссер экранизировал историю знакомства и
женитьбы В. И. Ленина и Н. К. Крупской в фильме «Надежда». Но эта картина, как
и последняя лента Донского «Супруги Орловы» (1978, по ранним рассказам
Горького) не снискали успеха.
Творчеству Марка Донского был посвящен фильм Ю. А. Швырева и
Г. Н. Чухрая «Я научу вас мечтать...» (1985).
Количество просмотров: 5806
|