Вера Игнатьевна Мухина - биография
Известный :
Художник
Страна:
Россия
Категория:
Искусство
Знак зодиака:
Близнецы
Дата рождения: 1 Июля
1889г.
Дата cмерти: 6 Октября
1953г. (64 года)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Мухина Вера Игнатьевна (1889–1953), русская художница.
Родилась в Риге 19 июня (1 июля) 1889 в семье богатого предпринимателя. Училась
в студиях К.Ф.Юона, Н.А.Синициной, И.И.Мешкова в Москве (1909–1912), а также (в
1912–1914) в частных академиях Парижа и у Э.-А.Бурделя, оказавшего на нее
особое влияние. От него Мухина унаследовала любовь к динамически-напряженным
контрастам пластических форм, исполненным сильного внутреннего драматизма.
Испытала также значительное воздействие кубизма.
Веяния модерна и авангарда сочетаются в графически-ритмичном
дизайне мод, который Мухина разрабатывала в 1922–1923 вместе с А.А.Экстер и
П.П.Ламановой. Участвовала в плане «монументальной пропаганды», создав в русле
этого плана проект символического памятника Пламя революции (1922–1923, гипс,
Музей революции, Москва) – с динамичной фигурой несущего факел юноши,
окруженного вихрем полуабстрактных форм. Напротив, гармонически-массивна и
непоколебимо спокойна ее Крестьянка (бронза, 1927, Третьяковская галерея).
Выступала и как мастер героического портрета (портрет мужа, архитектора
С.А.Замкова, мрамор, 1934–1935, там же).
Моя «Баба» твердо стоит на земле, незыблемо, как вколочена.
Сложенные руки давали крепкий внутренний объем. Я делала свою «Бабу» без
натуры, только руки вылепила с Алексея Андреевича. У всех Замковых такие руки,
с короткими, толстыми мускулами. Ноги вылепила с одной бабенки, размер,
конечно, утрирован, чтобы получить эту вколоченность, незыблемость. Лицо — без
натуры, из головы. Работала все лето, с утра до вечера.
Мухина Вера Игнатьевна
В 1935–1937 по ее эскизам создается монумент, ставший символом
советского государства, – гигантская группа Рабочий и колхозница, постаментом
которой стал советский павильон на Всемирной выставке в Париже,
спроектированный Б.М.Иофаном. Революционный, «сверхчеловечески»-мощный прорыв в
будущее выражен здесь с гипнотической экспрессией, однако у памятника есть и
второй, как бы тайный смысл, поскольку его композиционной основой явились
фигуры античных героев-тираноубийц Гармодия и Аристогитона.
Официальное славословие режиму подспудно переходит в
протест. Еще откровенней высказалась Мухина о годах сталинского «большого
террора» в некоторых неосуществленных замыслах, например в проекте памятника
челюскинцам (1938, в полном виде не сохранился), где главным образом – причем
размещенным в центре столицы, неподалеку от Кремля, – должна была стать фигура
Борея, зловещего божества холода и тьмы.
Среди других значительных работ художницы – декоративная
группа Хлеб (бронза, 1939, Третьяковская галерея), памятники Максиму Горькому в
Нижнем Новгороде (1938–1939) и Москве (1951; в последнем случае Мухина
выступила как соавтор И.Д.Шадра, доработав и привязав к месту его эскиз вместе
с Н.Г.Зеленской и З.Г.Ивановой; Сталинская премия 1952), остродраматический,
чуждый всякой парадности портрет полковника Б.А.Юсупова (гипс, 1942, Третьяковская
галерея), памятник П.И.Чайковскому в Москве (1954). Она создала также
эмоционально-лирические надгробия сына Горького М.А.Пешкова (1935) и
Л.В.Собинова (1940–1941; обе работы – мрамор, Новодевичье кладбище).
Это богиня плодородия, русская Помона. (О работе
«Крестьянка»)
Мухина Вера Игнатьевна
В 1938–1953 увлекалась стеклопластикой (фигуры, декоративной
посуда), вновь проявив талант дизайнера-экспериментатора. Иные же из ее
послевоенных работ не выходили за рамки усредненных стереотипов «стиля триумф»
(исполненная бригадным методом, вместе с Зеленской, Ивановой и другими
соавторами группа Мы требуем мира!, бронза, 1950, установленная на планетарии в
Волгограде; Сталинская премия 1951).
Умерла Мухина в Москве 6 октября 1953.
Вера Игнатьевна Мухина - фото
Вера Игнатьевна Мухина - цитаты ![](img/gl_img/Aquote1.png) Волна небывалой войны выплеснула из недр народа таких героев, изобразить которых художник может считать честью для себя. ![](img/gl_img/Aquote2.png) ![](img/gl_img/Aquote1.png) Моя «Баба» твердо стоит на земле, незыблемо, как вколочена. Сложенные руки давали крепкий внутренний объем. Я делала свою «Бабу» без натуры, только руки вылепила с Алексея Андреевича. У всех Замковых такие руки, с короткими, толстыми мускулами. Ноги вылепила с одной бабенки, размер, конечно, утрирован, чтобы получить эту вколоченность, незыблемость. Лицо — без натуры, из головы. Работала все лето, с утра до вечера. ![](img/gl_img/Aquote2.png) ![](img/gl_img/Aquote1.png) То, что пугало вчера, стало родным сегодня. ![](img/gl_img/Aquote2.png) ![](img/gl_img/Aquote1.png) Это богиня плодородия, русская Помона. (О работе «Крестьянка») ![](img/gl_img/Aquote2.png) Количество просмотров: 5822
|