Алла Сергеевна Демидова биография

 
 

Навигация

Знаки зодиака

Знаки зодиака Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева Весы Скорпион Стрелец Козерог Водолей Рыбы
Алла Сергеевна  Демидова

Алла Сергеевна Демидова - биография

Известный : Актриса, Народный артист

Страна: СССР, Россия

Категория: Кино и театр

Знак зодиака: Весы

Дата рождения: 29 Сентября 1936г. (87 лет)

Биография добавлена: 2 Апреля 2014г.

Алла Сергеевна Демидова - российская актриса, народная артистка России (1984 год). С 1964  года в Московском театре на Таганке. Лауреат Государственной премии СССР (1977 год), лауреат премии Президента России (2001 год). Лауреат премии имени Константина Сергеевича Станиславского (1993 год), а также ряда других премий в области кино- и театрального искусства. Автор нескольких книг

Среди ролей Аллы Демидовой: Мелентьевна («Деревянные кони» по Федору Александровичу Абрамову), Раневская («Вишневый сад» Антона Павловича Чехова), Федра («Федра» Марины Ивановы Цветаевой). Снималась в фильмах «Дневные звезды» (1966), «Шестое июля», «Отец Сергий» (1968 год), «Служили два товарища» (1968 год), «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975 год), «Крейцерова соната» (1986 год), «Бесы» (1992 год), телефильме «Стакан воды» и другие.

В Древней Греции были совершенно другие отношения с богами. Спектакль начинали на рассвете. Действие шло целый день. Зрители ели, пили, занимались любовью, кто уходил, кто спал. Когда солнце в зените, звучали основные женские монологи, потому что все женщины — внучки солнца. Вместе с солнцем на закате умирали все герои. И актеры, конечно, не думали о зрителях, они играли для бога Дионисия. Но люди потеряли эту связь с космосом и с богами. Когда произошел этот разрыв, театра фактически и не стало. Остались какие-то мистерии, площадные театры, все рождалось заново. Недаром «Гамлет» считается великой пьесой — это попытка соединения человека с космосом…. Мне кажется, что сегодня вновь происходит такое соединение. Это не смена мировоззрений, не богоискательство, которое было в начале XX века, а ощущение, что рядом с нами «кричит наш дух, изнемогает плоть, рождая орган для шестого чувства»

Демидова Алла Сергеевна

Алла Демидова родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Ее мать - Александра Дмитриевна Харченко, лаборант кафедры экономического факультета МГУ, отец - Сергей Алексеевич Демидов, погиб на фронте при взятии Варшавы в 1944 году, муж - Владимир Иванович Валуцкий, кинодраматург.

По воспоминаниям А. Демидовой, уже в пять лет, отвечая на вопрос "Девочка, кем бы ты хотела стать", она говорила "Великой актрисой". С детства участвовала в самодеятельности. Тяга к просветительству и желание существовать на сцене один на один с литературным словом заявили о себе очень рано: помимо ролей в школьных спектаклях девочка выступала перед соучениками с собственной чтецкой программой - монологом Катерины из "Грозы" и отрывком из "Анны Карениной".

После школы, не принятой в Театральное училище имени Бориса Васильевича Щукина из-за плохой дикции, Алла Демидова поступила на экономический факультет МГУ  имени М.В. Ломоносова, по окончании которого в 1959 году она стала соискателем ученой степени и начала вести семинарские занятия по политэкономии для студентов философского факультета. Параллельно, еще на третьем курсе, Алла пришла в Студенческий театр МГУ, где играла свою первую заметную роль - Лиду Петрусову в "Такой любви" чешского писателя Павла Когоута (режиссер Ролан Антонович Быков, 1958 год). Впоследствии потаенное, сдержанное, маскируемое самоиронией страдание, которым актриса наделила этот образ, стало чертой многих ее героинь, одной из вариаций ее сценической Темы. Дебют А. Демидовой – роль служанки леди Мильфорд (Коварство и любовь Иоганна Фридриха Шиллера).

Продолжая играть в Студенческом театре, А.С. Демидова поступила в студию при театре имени Ленинского комсомола (руководители - русский драматург Михаил Филиппович Шатров и В. Ворошилов), откуда через год ее исключили как "профнепригодную". Результатом стала новая, на сей раз успешная, попытка поступления в Щукинское училище.

Демидова попала на курс педагога Анны Орочко. Дипломный спектакль "Добрый человек из Сезуана" (Демидова - госпожа Янг), поставленный на курсе Юрием Петровичем Любимовым (1963 год), взрывает устоявшиеся "псевдомхатовские" представления о театральном искусстве и начинает новую эру в истории Советского театра - эру "Таганки", сочетающей почти уничтоженные к тому времени традиции Всеволода Эмильевича Мейерхольда с традициями политического театра Бертольта Брехта, дающего актеру возможность отчуждения от образа и прямого контакта со зрительным залом.

Официально Театр на Таганке открылся в апреле 1964 года в помещении Московского театра драмы и комедии. Прежний коллектив реорганизован. Среди тех, кого Юрий Любимов считает костяком нового театра - Алла Демидова.

Но лидером ранней "Таганки" она не стала, играла в основном небольшие роли. Слава к Алле Демидовой пришла из кино: в 1966 году она получила главную роль в фильме Игоря Васильевича Таланкина "Дневные звезды" - экранизации автобиографической повести русской писательницы Ольги Федоровны Берггольц. Фильм, непривычным, поэтическим языком повествовавший об ужасах Ленинградской блокады, купирован и положен "на полку", однако игра Демидовой замечена профессионалами - актриса получает одну кинороль за другой, критики, чьей любовью она начинает пользоваться с тех пор, сравнивают ее манеру игры с манерой Иннокентия Михайловича Смоктуновского. По итогам опроса журнала "Советский экран" Алла Демидова была названа самой перспективной актрисой 1968-го года.

Иногда меня спрашивают, в какое время вы хотели бы жить. Из-за своих ролей я прожила во всех временах и более реально жила, чем живу в первой своей реальности. Роли для меня вещь более реальная, я к ним больше готовилась и больше о них знала. Например, про Медею я знаю все. А про свою жизнь или про то, что меня окружает, практически ничего. И самое главное — я никогда не играла себя, ни разу в жизни, ни в кино, ни в театре

Демидова Алла Сергеевна

С 1968-го года актриса начала играть ведущие роли и в любимовских постановках: Эльмира в "Тартюфе" (1968 год), пани Боженцкая в "Часе Пик" (1969 год), Гертруда в "Гамлете" (1971 год). В этот же период склонная к анализу и способная критически оценить деятельность собственного коллектива актриса сформулировала свой способ существования в театре Любимова: "Стараться играть объемно, актерски оправдывая любое режиссерское построение Ю.П. Любимова". Это "подстраивание" под сильную волю режиссера фактически определяет все ее последующие взаимоотношения с Любимовым. И хотя с середины 70-х она получает в Театре на Таганке роли, которые делают ее одной из заметных актрис: Милентьевна ("Деревянные кони", 1974), Раневская ("Вишневый сад", 1975, режиссер Анатолий Васильевич Эфрос), мать Раскольникова ("Преступление и наказание", 1979), Маша ("Три сестры", 1981), Марина Мнишек ("Борис Годунов", 1982), - все же неудовлетворенность своей актерской судьбой в режиссерском театре Любимова заставляет Демидову и ее друга и сценического партнера Владимира Семеновича Высоцкого заняться поисками пьесы на двоих. Репетируют "Крик" Теннесси Уильямса, одновременно Высоцкий задумывает сценическую композицию по "Федре" Жана Расина. Воплощение обоих замыслов оборвалось в июле 1980-го со смертью Высоцкого.

В 70-е-80-е годы Алла Демидова остается одной из самых популярных киноактрис. Среди ролей: Мария Спиридонова ("Шестое июля", 1968, режиссер Юлий Юрьевич Карасик), Леся Украинка ("Иду к тебе", 1972), Аркадина ("Чайка", 1972), Лизавета Павловна ("Зеркало", 1974), Герцогиня Мальборо ("Стакан воды", 1979), Елена Протасова ("Дети солнца", 1985). В роли Марии Спиридоновой А. Демидова приблизилась к трагедии, передавая фанатичную одержимость идеей, непреложную уверенность в собственной правде. Четко была отработана и пластика образа, которая являлась выражением характера: прямая спина, твердая походка – признаки подавленной женственности, аскетической духовной красоты.

Среди прочих киноролей Аллы Демидовой – кроткая до самозабвения, отдавшая себя близким кузина Пашенька (Живой труп и Отец Сергий Льва Николаевича Толстого), бравурная чеховская Аркадина (Чайка), блаженная и полубезумная хромоножка Лебядкина (Бесы Федора Михайловича Достоевского).

Однако "Новейшая история отечественного кино" справедливо характеризует Демидову не только как "одну из самых значительных и стильных современных русских актрис", но и как "одну из самых невоплощенных в экранном пространстве": кинорежиссеры, поняв, что ей нет равных в изображении "интеллектуальной рефлексии и духовной одержимости" пытались поверхностно тиражировать ее необычный имидж.

Нечто подобное продолжалось и на "Таганке", не раскрывавшей актрису, расцвет таланта которой пришелся на кризисные для театра времена: вынужденный отъезд Любимова за границу, приход на его пост Анатолия Эфроса и его трагическая смерть. Результатом становится сотрудничество Демидовой с режиссером Романом Виктюком, в чьей постановке "Федра" по пьесе Марины Цветаевой (1988 год) Алла Демидова наконец заявляет о себе как о трагической и одновременно синтетической актрисе, владеющей и современной пластикой, и поэтическим словом. Одновременно ведутся переговоры о "Федре" Расина с французским режиссером Антуаном Витезом. Репетиции обрываются смертью режиссера (1990).

В конце 80-х - начале 90-х "Федра" Виктюка успешно гастролирует по Европе и Америке. Стильность Демидовой, ее тяготение к четкой сценической форме и ярко выраженное личностное начало оказываются очень востребованы Западом, где она считается звездой и образцом современной русской актрисы. На родине же к ней, не очень разбираясь в структурных тонкостях ее игры, приклеивают ярлык "холодности" и "интеллектуальности". Упреки в формализме, разговоры о том, что Алла Демидова, вслед знаменитому Василию Андреевичу Каратыгину, наследует нехарактерную для русской сцены традицию школы представления, а не переживания ведутся по сей день. По сути же, "речь должна идти об изысканной (не совсем станиславской, но и совсем не любимовской) технике не-выражения чувств, делающей их серьезность особенно значимой" (М. Брашинский).

Как-то мы сидели в гримерной, гримировались к спектаклю и корреспондент задавал нам одинаковые вопросы. Один вопрос я хорошо запомнила: что вы считаете главным в человеке? Иннокентий Смоктуновский, не задумываясь ответил: «Доброту», а я, не задумываясь, ответила: «Талант». Доброту я тоже ценю в человеке, но талантливым прощаю практически все.

Демидова Алла Сергеевна

После возвращения на "Таганку" Юрия Любимова Алла Демидова играет Марину Мнишек в возобновленном "Борисе Годунове" (1988), Донну Анну в "Пире во время чумы" (1989), Электру в "Электре" Софокла (1992). Все больше тяготеет к сольным трагическим ролям.

Хотя во время раскола "Таганки" и конфликта части труппы с художественным руководителем она последовательно поддерживает Любимова, все же с 1994 года пути Демидовой и Театра на Таганке расходятся. Формально считаясь актрисой Любимова, Демидова фактически пускается в "свободное плавание". В 1993 году она создает собственный театр "А" и начинает сотрудничать с греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом. Играет в его постановках: Мертей ("Квартет" немецкого драматурга Хайнера Мюллера, 1993), Медею ("Медея" Мюллера-Еврипида, 1996), Гамлета ("Гамлет-урок" по Вильяму Шекспиру, 2001 год).

Говоря об уникальной целеустремленности этой актрисы, интересно проследить цепь на первый взгляд неосуществимых желаний всегда реализуемых ею через определенный (иногда длительный) промежуток времени. Примером служит ее мечта о мужской роли - роли Гамлета, которую Алла Демидова готовила еще студенткой вместе с педагогом Анной Орочко и которую едва не сыграла в спектакле российского режиссера, актера и народный артист СССР Николая Павловича Охлопкова (1963 год). Роль вернулась к ней спустя более чем 30 лет. За эти годы Демидова научилась превращать в высочайшие достоинства даже врожденные недостатки. Неканоническое произношение обернулось голосовым своеобразием. Когда-то слабый, по-юношески экзальтированный, голос обрел мощь и широту диапазона, необходимую для трагедии.

Однако А.Демидова сыграла не канонического Гамлета, а своеобразный урок мастерства, в котором представала одновременно и Гамлетом, и Гертрудой, и Офелией. Этот дар актрисы - играть трагедию вне канона, как бы осовременивая ее, отметила "Новейшая история отечественного кино".

Не признавая проторенных театральных троп, Алла Демидова сломала устоявшийся стереотип псевдочеховской героини, сыграв Раневскую из "Вишневого сада" дамой эпохи декаданса, тем самым открыв новые пути и для театра, и для литературоведения. Впоследствии идет на другой эксперимент: прививает эстетику Серебряного века античной трагедии. Впрочем, трагедией в интерпертации не умеющей играть быт актрисы становится любая житейская драма. Трагическими можно назвать едва ли не всех ее кино- и театральных персонажей - от поверженной в политической борьбе эсерки Марии Спиридоновой до куртуазной герцогини Мертей из "Квартета", история которой в исполнении Демидовой превращалась в трагедию неразделенной любви.

Техника есть практически у всех, это самое обидное. Стало трудно отличить артиста от имитатора — некую сумму технических приемов набрали все. Но большинство играет «себя в предлагаемых обстоятельствах». А это неинтересно, по-моему. Надо играть дистанцию по отношению к герою — умение увидеть его со стороны, целиком, отстраниться что ли… То ли у людей не хватает опыта, то ли — элементарно — времени

Демидова Алла Сергеевна

Возможно, именно тяга к трагедийности наделила актрису неповторимой манерой поэтического чтения - она читает русскую поэзию, следуя, подобно поэтам, за музыкой стихов и одновременно передавая трагизм судеб их создателей. Внутренний культ красоты, эстетизм, отличающий эту актрису, объясняет ее приверженность искусству Серебряного века. Обладая способностями филолога-исследователя, она заново открывает для слушателей культуру этого периода. Ни "Федра" Марины Цветаевой, ни "Реквием" и "Поэма без героя" Анны Андреевны Ахматовой никогда прежде не игрались и не исполнялись публично. Хотя и пьесы немца Хайнера Мюллера до спектаклей Театра "А" были русскому зрителю неизвестны.

В кино 1990-х годов Алла Сергеевна появилась как некий символ, придающий глубину и объем подчас поверхностным картинам. Ее небольшие роли, как и прежде, смотрятся самоценными, отточенными номерами, полными внутренней эксцентрики и гротеска. Но и в больших, и в малых ролях, в каждом слове и жесте ее персонажей проглядывают уникальные судьба и личность. Среди ее ролей: Лебядкина ("Бесы", 1992), императрица Елизавета ("Незримый путешественник", 1999), мисс Минчин ("Маленькая принцесса", 1999), Эльза ("Письма к Эльзе", 2001). В конце 2001агода снимается в роли Алисы Коонен в фильме "Смерть Таирова".

Находясь уже около 10 лет в "свободном плавании" (исключение - сотрудничество с театром "Школа драматического искусства", где она сыграла Донну Анну в спектакле российского режиссера и теоретика театра Анатолия Александровича Васильева "Дон Жуан или "Каменный гость" и другие стихи"), Алла Демидова по-прежнему остается звездой, окруженной - из-за жесткой избирательности в ролях и замкнутой личной жизни - ореолом таинственности. Следуя древним комедиантским традициям, она ездит по разным уголкам мира со спектаклями, поэтическими вечерами и мастер-классами. В Москве выступает лишь изредка, и тогда рецензенты отмечают, что "этой Коонен нужен свой Таиров". В ожидании его наделенная литературным талантом актриса написала шесть книг, размышляя о природе искусства и вспоминая современников.

Фильмография Аллы Демидовой:

Ленинградская симфония (1957), Что такое теория относительности? (1964); Комеск (1965); Дневные звезды (1966); Стюардесса (1967); Щит и меч (1968); Служили два товарища (1968); Степень риска (1968) Шестое июля (1968); Живой труп (1968); Чайковский (1968); Чайка (1970); Тысяча сто ночей (1970); Вся королевская рать (1971); Иду к тебе (1971); Ты и я (1971); Визит вежливости (1972); Зеркало (1974); Выбор цели (1974); Бегство мистера Мак-Кинли (1975); Всегда со мною... (1976); Легенда о Тиле (1976); Повесть о неизвестном актёре (1976); Аленький цветочек (1977); Отец Сергий (1978); Стакан воды (1979); Звездопад (1981); Собака Баскервилей (1982); Время отдыха с субботы до понедельника, (1984); Дети солнца, (1985); Испытатель, (1985); Крейцерова соната (1986); Осень, Чертаново…(1988); Бесы (1992); Маленькая принцесса (1997); Незримый путешественник (1998).

…в 1974 году, когда будущий создатель «Зимней вишни» 38-летний сценарист Владимир Валуцкий (он написал сценарии к фильмам: «Начальник Чукотки» (1967), «Семь невест ефрейтора Збруева» (1971) и др.) оказался в Ялте на съемках фильма «Звезда экрана». Там же оказалась и молодая участница массовки актриса Надежда Репина. Алла Демидова закончила ВГИК в 1971 году и к тому времени сыграла всего лишь две серьезные роли в фильмах: «У озера» - жену героя Шукшина и «Любить человека» (бывшую возлюбленную героя Солоницына). И так получилось, что между Репиным и Валуцкой возник роман. Причем стоит отметить, что оба они были в ту пору людьми несвободными: она была замужем за режиссером Андреем Разумовским, он был женат на актрисе Алле Демидовой. Однако это обстоятельство не помешало обоим броситься в пучину любовной страсти. Как будет позднее вспоминать сама Репина: «У меня только что родился ребенок. Я так устала от пуза и родов, что согласилась на что угодно, только чтобы отвлечься. Валуцкий был первым мужчиной, с которым я изменила Разумовскому. Но я тогда в него не влюбилась. Он мне не понравился. Мне просто захотелось увести мужика. От очень сильной женщины. Захотелось с ней посоперничать…»

Соотносить свою судьбу с божественным провидением невозможно. Человек нечист, он грешит, не получает, что ему, может быть, предназначено, и искривляет свой путь. Но я не убиваю всякую нечисть, которую очень боюсь: пауков или тараканов. И не потому, что их жалко, а потому, что раздавленный таракан будет мне сниться или долго стоять перед глазами. Если надо, я их предупреждаю, а потом прыскаю по углам: умные уходят — дураки остаются. С людьми так же

Демидова Алла Сергеевна

Начавшись в Ялте, роман Валуцкого и Репиной благополучно продолжился в Москве, куда они вернулись через несколько месяцев. И так длилось 14 лет.

…Я все время Валуцкому говорила: «Когда жениться будем? Я тебе девочку рожу». А у нас были такие отношения - чем больнее врезать друг другу, тем лучше. Я заводила какой-то роман и рассказывала ему. С садизмом, чтобы он страдал. Потом он заводил и мне рассказывал. Наконец у меня появился Джорджио. Он был итальянец… Но я его не любила. Я любила Валуцкого и однажды ему сказала: «Или в Новый год мы женимся, или мы расстанемся». А он, когда напьется, то решается жене сказать, а наутро протрезвеет и всего боится. А я с Разумовским уже развелась, он не вынес этого, ушел к монтажнице. В общем, в Новый год Валуцкий приезжает ко мне с французскими духами, шампанским. И не делает мне конкретного предложения. Я ничего не сказала. Звоню в Рим и говорю Джорджио: «Да!» Приезжает Джорджио. Стоит на кухне в фартуке, готовит спагетти. Звонит Валуцкий: «Все отменяй - женимся!» - «Я вызвала Джорджио из Рима, ты что, обалдел?» - «Я ничего не могу с собой сделать, я тебя люблю, отменяй Джорджио!» А я, когда слышу его голос, я просто умираю от любви. Иду на кухню, подхожу к Джорджио и говорю: «Дольче мой, сладкий мой, мио аморе, ты меня прости, но мы сейчас съедим спагетти, выпьем шампанское, и ты уедешь». Он обернулся ко мне и сказал: «Надя, я с первой встречи знал, что ты больная!» Мы съели спагетти, выпили шампанское, и он уехал. Приезжает Валуцкий с газовым пистолетом убивать Джорджио. Мы остаемся с ним, и ничем это все равно не заканчивается…»

В начале 80-х, когда роман с Репиной был на самой середине, Валуцкий сел за стол и написал сценарий, основанный на реальных фактах этого романа. Сценарий назывался «Зимняя вишня» (название придумала Надежда Репина, вспомнив эпизод из собственной жизни, когда она принесла своему маленькому сыну мороженую вишню из магазина), и за право поставить по нему фильм стали биться сразу несколько режиссеров.

Что касается романа В. Валуцкого и Н. Репиной, то он после выхода фильма на экран продлился еще три года. Затем любовники расстались. Как вспоминает Н. Репина: «У него пошел каскад баб. Один раз я его застала с молоденькой девочкой. Они, оказывается, работали. «Печатали» в 10 утра. Кровати разобраны. Мы пошли с ней пить водку на кухне. Телефон разрывается. Я беру параллельную трубку, узнаю, что опять какая-то баба едет. Даю ему по морде и говорю: «Я тебя бросаю!» Он заявляет: «Если ты сейчас уйдешь, я повешусь!» Ложится на пол в прихожей. Я перешагиваю через него и ухожу… Но у нас сохранились хорошие отношения. Мы обычно поздравляем друг друга с днем рождения…».

Рекомендуемый контент:

Алла Сергеевна Демидова - цитаты

В Древней Греции были совершенно другие отношения с богами. Спектакль начинали на рассвете. Действие шло целый день. Зрители ели, пили, занимались любовью, кто уходил, кто спал. Когда солнце в зените, звучали основные женские монологи, потому что все женщины — внучки солнца. Вместе с солнцем на закате умирали все герои. И актеры, конечно, не думали о зрителях, они играли для бога Дионисия. Но люди потеряли эту связь с космосом и с богами. Когда произошел этот разрыв, театра фактически и не стало. Остались какие-то мистерии, площадные театры, все рождалось заново. Недаром «Гамлет» считается великой пьесой — это попытка соединения человека с космосом…. Мне кажется, что сегодня вновь происходит такое соединение. Это не смена мировоззрений, не богоискательство, которое было в начале XX века, а ощущение, что рядом с нами «кричит наш дух, изнемогает плоть, рождая орган для шестого чувства».
Иногда меня спрашивают, в какое время вы хотели бы жить. Из-за своих ролей я прожила во всех временах и более реально жила, чем живу в первой своей реальности. Роли для меня вещь более реальная, я к ним больше готовилась и больше о них знала. Например, про Медею я знаю все. А про свою жизнь или про то, что меня окружает, практически ничего. И самое главное — я никогда не играла себя, ни разу в жизни, ни в кино, ни в театре. - Из беседы с А.Подлужной
…В названии всех моих книг так или иначе зашифровано зеркало. Первую книгу я назвала «Вторая реальность» (то есть отраженная), вторую — «Тени зазеркалья»… Я люблю зеркала. Но отношение к зеркалу у меня мистическое. В японском театре «Но» перед выходом на сцену есть, как говорят, зеркальная комната. Актер, отражаясь во множестве зеркал, должен внутренне сконцентрировать эти отражения в одно и только после этого выйти на сцену. — Из книги «Бегущая строка памяти».
Соотносить свою судьбу с божественным провидением невозможно. Человек нечист, он грешит, не получает, что ему, может быть, предназначено, и искривляет свой путь. Но я не убиваю всякую нечисть, которую очень боюсь: пауков или тараканов. И не потому, что их жалко, а потому, что раздавленный таракан будет мне сниться или долго стоять перед глазами. Если надо, я их предупреждаю, а потом прыскаю по углам: умные уходят — дураки остаются. С людьми так же.
Как-то мы сидели в гримерной, гримировались к спектаклю и корреспондент задавал нам одинаковые вопросы. Один вопрос я хорошо запомнила: что вы считаете главным в человеке? Иннокентий Смоктуновский, не задумываясь ответил: «Доброту», а я, не задумываясь, ответила: «Талант». Доброту я тоже ценю в человеке, но талантливым прощаю практически все. - Из беседы с А.Подлужной

Количество просмотров: 7358

© 2012-2019 PersonBio.com - Биографии знаменитых и известных людей.