Александр Сергеевич Даргомыжский - биография
Известный :
Композитор
Страна:
Россия
Категория:
Музыка
Знак зодиака:
Водолей
Дата рождения: 14 Февраля
1813г.
Дата cмерти: 17 Января
1869г. (55 лет)
Биография добавлена: 2 Апреля 2014г.
Александр Сергеевич Даргомыжский — русский композитор, один
из основоположников русской классической музыки.
Александр Сергеевич Даргомыжский родился 14 февраля (2
февраля по старому стилю) 1813 года, в селе Троицкое, ныне Белёвского района
Тульской области. Учился пению, игре на фортепиано и скрипке. В конце 20 —
начале 30-х годов 19 веков были изданы его первые сочинения (романсы,
фортепианные пьесы). Решающую роль в музыкальном развитии Даргомыжского сыграла
встреча с русским композитором, родоначальником русской классической музыки Михаилом
Ивановичем Глинкой (начало 1835).
В 1837 — 1841 годах Александр Сергеевич написал свою первую оперу
— «Эсмеральда» (по роману французского писателя-романтика Виктора Гюго «Собор
Парижской богоматери», постановка в 1847, в Москве), в которой отразились
романтические тенденции, характерные для его раннего творчества. В 40-х гг. создал
ряд лучших романсов, в том числе «Я вас любил», «Свадьба», «Ночной зефир».
Главное произведение композитора — опера «Русалка» (по
одноименной драматической поэме русского поэта Александра Сергеевича Пушкина,
постановка в 1856, в Петербурге).
С конца 50-х годов широко развернулась
музыкально-общественная деятельность Даргомыжского. В 1859 он был избран членом
комитета Русского музыкального общества. В это время он сблизился с группой
молодых композиторов, известной впоследствии под названием. «Могучая кучка»;
участвовал в работе сатирического журнала «Искра» (позже и «Будильника»).
В 60-х годах Александр Сергеевич обратился к симфоническому
жанру и создал 3 оркестровые пьесы, основанных на народных темах: «Баба-яга,
или С Волги nach Riga» (1862), «Малороссийский казачок» (1864), «Чухонская
фантазия» (1867).
В 1864 — 1865 годах совершил заграничную поездку (впервые
был за границей в 1844 — 1845), во время которой в Брюсселе исполнялись
некоторые его произведения. В 1866 композитор начал работать над оперой
«Каменный гость» (по Пушкину), поставив новаторскую задачу — написать оперу на
полный, неизмененный текст литературного произведения. Работа не была
завершена. По завещанию автора неоконченную 1-ю картину дописал русский
композитор Цезарь Антонович Кюи, а инструментовал оперу композитор, дирижер и
музыкально-общественный деятель Николай Андреевич Римский-Корсаков (постановка
в 1872, в Петербурге).
Александр Сергеевич вслед за Глинкой заложил основы русской
классической музыкальной школы. Развивая народно-реалистические принципы музыки
Глинки, он обогатил их новыми чертами. В творчестве композитора нашли отражение
тенденции критического реализма 40 — 60-х годов 19 века. В ряде произведений
(опера «Русалка», песни «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник») он с
большой остротой воплотил тему социального неравенства. Для лирики композитора характерно
стремление к детальному психологическому анализу, к обнажению сложных душевных
противоречий. Он тяготел преимущественно к драматическим формам выражения. В
«Русалке», по словам композитора, его задачей было воплощение драматических
элементов русской народности.
Склонность к драматизации часто проявлялась у Даргомыжского
и в вокальной лирике (романсы «Мне грустно», «И скучно и грустно», «Я всё ещё
его люблю» и др.). Основным средством создания конкретного индивидуального
образа служило для него воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Его
девизом были слова: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Этот
принцип наиболее радикально осуществлен в опере «Каменный гость», основанной
почти полностью на мелодизированном речитативе.
Реалистическое новаторство А.С. Даргомыжского, его смелую
постановку социальных проблем русской действительности, гуманизм высоко
оценивало молодое поколение композиторов, выдвинувшееся в 60-х годах 19 века. Модест
Петрович Мусоргский, наиболее близкий Андреем Сергеевичем по направленности
творчества, назвал его великим учителем правды в музыке.
Александр Сергеевич Даргомыжский скончался 17 января (5
января по старому стилю) 1869 года, в Петербурге.
Количество просмотров: 13344
|