Наталья Сергеевна Гончарова - биография
Известный :
Художник, Художник-авангардист
Страна:
Россия
Категория:
Искусство
Знак зодиака:
Близнецы
Дата рождения: 16 Июня
1881г.
Дата cмерти: 17 Октября
1962г. (81 год)
Биография добавлена: 2 Апреля 2014г.
Наталия Сергеевна Гончарова (1881-1962) — российская
художница, живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор.
Выдающаяся представительница русского авангарда начала 1910-х годов, один из
самых ярких сценографов 20 века. С 1915 года жила в Париже. Близким к примитивизму
произведениям Гончаровой («Мытье холста», 1910) присущи лубочная экспрессия и
яркая декоративность образов. Выступала как художник театра (спектакли «Русских
сезонов»).
Наталия Сергеевна Гончарова родилась 2 июля (21 июня по старому
стилю) 1881 года, в селе Нагаево под Тулой. Происходила из рода пушкинских
Гончаровых (двоюродная правнучка жены поэта Александра Сергеевича Пушкина). В
1901 году Наташа поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на
отделение скульптуры к Сергею Михайловичу Волнухину и Павлу Петровичу
Трубецкому, однако вскоре обратилась к занятиям живописью (класс Константина
Алексеевича Коровина); затем оставила училище, но поддерживала с ним связь до
1909 года.
В начале творческого пути художница, по собственным словам,
«более всего училась у современных французов»; выйдя замуж за выдающегося
живописца Михаила Федоровича Ларионова, она полностью разделила его устремления
и художественные взгляды, всегда оставаясь, однако, самостоятельной величиной в
искусстве.
В 1907-1911 годы живопись Наталии Гончаровой формировалась
под воздействием стилистики примитива. Художница сосредоточилась
преимущественно на традициях архаического искусства, древнерусской иконописи и
народного лубка, чаще всего лубка церковного. В 1911 Наталия Сергеевна написала
несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческой биографии
(ансамбль «Евангелисты» из четырех полотен, масло, Русский музей, серии «Сбор
винограда» и «Жатва», каждая из девяти картин). Сюжеты и темы работ
непосредственно соотносились с христианской символикой, в полотнах «Жатвы»
главенствующими были апокалиптические интонации, связанные с мотивом судьбы,
рока, Божьей кары, возмездия («Птица-Феникс», «Ангелы, мечущие камни на город»,
обе в Третьяковской галерее).
Неопримитивистские полотна Гончаровой отличались напряженной
экспрессией и выдающимися декоративными достоинствами; ритмическое движение
линий и пятен, акцентированное тяготение к плоскости, острые сочетания звучных
красок подчеркивали стремление художницы к большой монументальной форме —
привязанность к обобщенно-декоративным живописным задачам пройдет через все ее
творчество.
С начала 1910-х годов Н.С. Гончарова обратилась к более
синтетичному стилю, включавшему элементы кубизма и футуризма («Аэроплан над
поездом», масло, 1913, Музей изобразительных искусств республики Татарстан,
Казань). После кубофутуристического периода разрабатывала новое направление —
изобретенный Ларионовым лучизм. Но и в «лучистских» полотнах художница исходила
из фигуративности, живописными построениями цветотоновых лучей стремясь создать
живописно-абстрактную картину на основе переработки впечатлений от предметного
мира («Лучистское построение», масло, 1913, Государственная галерея Штутгарта, Германия,
«Лес», масло, 1913, собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано, Швейцария). В графике
данного периода Н.С.Гончарова чаще всего сочетала приемы лучизма и
кубофутуризма — в этом ключе проиллюстрированы некоторые футуристические книги
Алексея Елисеевича Крученых и Велемира Хлебникова («Мирсконца», М., 1912; «Игра
в аду», М., 1912; «Взорваль», СПб., 1913; «Пустынники», М., 1913).
Начав выставляться с 1904 года, Наталия Гончарова в 1906
была участницей Русского отдела в Осеннем Салоне в Париже. В 1910 вместе с
Ларионовым стала одним из учредителей общества «Бубновый валет». В 1911-1912 —
член группы «Ослиный хвост», в 1913 входила в группу «Мишень». Выставлялась на
лондонских и парижских выставках, мюнхенском «Синем всаднике» (1912).
В 1914 году Гончарова по заказу Сергея Павловича Дягилева
создала эскизы оформления оперно-балетной постановки «Золотой петушок» Николая
Андреевича Римского-Корсакова. Спектакль имел шумный успех в Париже. В 1915,
приняв предложение Дягилева постоянно работать в антрепризе, она вместе с
Ларионовым покинула Москву. В 1917 супруги окончательно обосновались в Париже (французское
гражданство художница получила в 1939 году).
Центр французского периода Гончаровой — театр. Вплоть до
смерти Дягилева (19 августа 1929) она была одним из ведущих художников его
антрепризы («Испания» Мориса Равеля, 1916; «Ночь на Лысой горе» Модеста
Петровича Мусоргского, 1923, «Жар-птица» Игоря Федоровича Стравинского, 1926 и
др.). Многие ее станковые вещи 1920-1930-х годов были связаны с миром
театральной декорации или костюма. В 1920-е гг. и позднее занималась живописью,
иллюстрировала книги и работала как художник-декоратор над театральными
постановками.
В 1950-е годы Наталия Сергеевна писала многочисленные натюрморты
и полотна «космического цикла». Возрождение широкого интереса к искусству
Ларионова и Гончаровой началось с 1960-х годов — их выставки прошли во многих
странах и городах Европы и Америки. Работы Гончаровой представлены во всех
крупных музейных собраниях мира.
Наталия Сергеевна Гончарова скончалась 17 октября 1962 года,
в Париже.
Количество просмотров: 8758
|