Исаак Ильич Левитан - биография
Известный :
Художник
Страна:
Россия
Категория:
Искусство
Знак зодиака:
Дева
Дата рождения: 30 Августа
1860г.
Дата cмерти: 4 Августа
1900г. (39 лет)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Левитан Исаак Ильич (1860–1900), русский художник.
Родился в Кибартах (ныне Кибартай, Литва) 18 (30) августа
1860 в семье железнодорожного служащего. В 1873 поступил в Московское училище
живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали
В.Д.Поленов и А.К.Саврасов; окончил училище в 1885. Жил преимущественно в
Москве. Работал также в Останкине (1880–1883), в различных местах Московской и
Тверской губерний, в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887–1890). Был членом
«Товарищества передвижников».
Надо не только иметь глаз, но и внутренне чувствовать
природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной.
Левитан Исаак Ильич
Сумел преодолеть сценические условности
классико-романтического пейзажа, отчасти сохранявшиеся у передвижников. Его
«пейзажи настроения» обрели особую психологическую насыщенность, выражая жизнь
человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие тайн бытия
(недаром его любимым философом был А.Шопенгауэр). Чутко восприняв новации
импрессионизма, он, тем не менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре
света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных «мировой тоской».
Уже ранние работы художника удивительно лиричны (Осенний
день. Сокольники, 1879). Зрелый период Левитана как мастера пейзажа-картины,
умеющего превратить простой мотив в архетипический образ России, открывается
Березовой рощей (1885–1889). Та же поэтика тонкого образного обобщения
одухотворяет произведения «волжского периода» (Вечер на Волге, 1888; Вечер.
Золотой Плес, 1889; После дождя. Плес, 1889; а также тематически примыкающая к
ним картина Свежий ветер. Волга, 1891–1895). Он создает шедевры «церковного
пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение (Вечерний звон,
1892, там же) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного (Над
вечным покоем, 1893–1894). «Я весь в этой картине», – эти слова Левитана о
последнем произведении могут быть отнесены ко всем его лучшим вещам.
Этот «психоанализ» обычно печален, как в полотне У омута
(1892) либо в знаменитой Владимирке (1892), где на дороге, по которой
конвоировали арестантов в Сибирь, видна (в характерной для мастера манере
сводить реальное человеческое присутствие к минимуму либо вообще к нулю) лишь
крошечная фигурка странника близ придорожной иконки.
Позднее краски художника обретают все более мажорное
звучание (Март, 1895; Золотая осень, 1895; Весна – большая вода, 1897); с
другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи.
Варьируя тему стогов сена в лунную ночь, он пишет небольшое надкаминное панно с
этим сюжетом для дома А.П.Чехова в Ялте (1900); с писателем его связывали
многолетние дружеские, хотя и достаточно сложные отношения).
Последняя, неоконченная картина Левитана (Озеро. Русь, 1900,
Русский музей) является – вопреки смертельной болезни – едва ли не самым
радостным его произведением. Руководя с 1898 пейзажным классом Московского
училища живописи, ваяния и зодчества, он проявил себя и как высокоодаренный
педагог.
Умер Левитан в Москве 22 июля (4 августа) 1900. В Плесе
существует дом-музей Левитана.
Исаак Ильич Левитан - фото
Исаак Ильич Левитан - цитаты Природу копировать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей. Картина, это что такое? Это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника, а если этого нет, то это пустое место. Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? Быть может потому, что даже лучшие из них - собственники. Им нужно все или ничего. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное - суета сует... Но, понимая это, я все же стремлюсь к невозможному, мечтаю о несбыточном... Запоминать надо не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чем сказалась жизнь, гармония цветов. Работа по памяти приучает выделять те подробности, без которых теряется выразительность, а она является главным в искусстве. Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси - реки разлились, оживает все... Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист. Количество просмотров: 6696
|