Валерий Яковлевич Брюсов - биография
Известный :
Поэт, Прозаик, Драматург, Переводчик, Литературовед, Литературный критик, Историк
Страна:
Россия, СССР
Категория:
Писатели
Знак зодиака:
Стрелец
Дата рождения: 13 Декабря
1873г.
Дата cмерти: 9 Октября
1924г. (50 лет)
Биография добавлена: 2 Апреля 2014г.
Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) — русский поэт,
основоположник русского символизма, прозаик, драматург, критик, переводчик и
литературовед. Родился 1 декабря (13 декабря) 1873, в Москве. Скончался 9
октября 1924, там же.
Историко-культурная проблематика, рационализм, завершенность
образов, декламационный строй (книги стихов «Tertia Vigilia» — «Третья стража»,
1900; «Urbi et Orbi» — «Городу и миру», 1903; «StejanoV» — «Венок», 1906).
Исторические романы: «Огненный ангел» (1908), «Алтарь победы» (1913). После
Октябрьской революции вел общественно-педагогическую деятельность. Литературная
критика. Труды по стиховедению.
Меняются приемы творчества, но никогда не может умереть или
устареть душа, вложенная в создание искусства.
Брюсов Валерий Яковлевич
Детство и образование
Валера Брюсов родился в купеческой семье. Дед со стороны
отца — купец из бывших крепостных, дед со стороны матери — поэт-самоучка А. Я.
Бакулин. Отец увлекался литературой и естественными науками.
Окончив московскую гимназию Л. И. Поливанова, Валерий Брюсов
в 1893-99 учился на историко-филологическом факультете Московского
университета, сначала на отделении классической филологии, затем — на
историческом (окончил с дипломом 1 степени). В 1896 женился на Иоанне Матвеевне
Рунт, ставшей его преданной помощницей, после смерти — хранителем архива и
издателем наследия. Уже в ранней юности в личности Брюсова парадоксально
проявились два антиномичных начала — самоотдача стихиям жизни (эротика, игра
страстей, мир ночных ресторанов, рулетка) и волевая организующая активность,
склонность к «конструированию» себя и управлению окружающими людьми и
ситуациями.
...никогда не разорвутся звенья Между душой и прелестью
земли!
Брюсов Валерий Яковлевич
Творческий дебют, стихотворные сборники, принципы поэтики
В 1894-95 Валерий Брюсов выпустил три сборника «Русские
символисты», состоящих из его собственных переводов из французских символистов
и произведений некоторых начинающих поэтов. В этом издании, а также в первых
поэтических сборниках «Chefs d'oeuvre» («Шедевры»,1895), «Me eum esse» («Это
я»,1897) и сборнике переводов из П. Верлена «Романсы без слов» (1894) Брюсов
заявил о себе не только как о поэте символистской ориентации, но и как об
организаторе-пропагандисте этого движения. Умело срежиссированная атмосфера
скандала, связанного с несколькими эпатирующими стихотворениями, сразу сделала
новую школу заметным фактом литературной жизни. Книги стихов 1900-09 — «Tertia
vigilia» («Третья стража»,1900), «Urbi et orbi» («Городу и миру»,1903),
«Stephanos» («Венок», 1906), «Все напевы» (1909) — определили антиномичную
ориентацию его поэтики на традиции французского «Парнаса» с его твердыми
жанровыми и стиховыми формами, словесной пластикой, склонностью к
историко-мифологическим сюжетам и экзотике и одновременно на французских
символистов, с их поэтикой нюансов, настроений, музыкальной неопределенностью.
Речи знакомые — новы опять, Если любовью согреты.
Брюсов Валерий Яковлевич
После 1910 намечается поворот к большей простоте формы
(сборник «Зеркало теней»,1912), однако в позднейшем творчестве вновь побеждают
тенденции к усложнению языка и стиля. Стихи этого периода демонстрируют и
образно-тематические комплексы, характерные для всего его творчества: урбанизм,
«научная» поэзия, историзм, убежденность в множественности истин и
самоцельности искусства.
Литературное окружение. Редакторская, издательская и
критическая деятельность
Во второй половине 1890-х гг. расширяется круг литературных
связей Брюсова (знакомство с К. К. Случевским, Д. С. Мережковским, З. Н.
Гиппиус, К. Д. Бальмонтом, Н. М. Минским, К. М. Фофановым, Ф. К. Сологубом и
др.). В 1899 он становится одним из организатором и руководителей издательства
«Скорпион», начавшего с выпуска альманахов «Северные цветы» (вып. 1-5, 1901-11)
и поставившего задачей объединение представителей «нового искусства». В 1904-09
был фактическим редактором журнала «Весы», ставшего центральным органом
русского символизма. Валерий Брюсов опубликовал в «Весах» программные
теоретические статьи («Ключи тайн», 1904; «Священная жертва», 1905, и др.),
огромное количество критических статей и рецензий, собранных в книге «Далекие и
близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней» (1912).
Заслужив репутацию «мэтра» символистской школы, Брюсов в то же время расходился
с ее теургическим направлением, отстаивал суверенность искусства, отказываясь
признать его зависимость как от социально-политических, так и от
мистико-теологических заданий. После закрытия «Весов» (1909) с сентября 1910
возглавляет литературно-критический отдел в журнале «Русская мысль» (под
редакцией П. Б. Струве), привлекая к сотрудничеству других писателей-символистов
и разрушая обособленность символистской школы в литературном процессе.
Искусство жаждет самовластья И души черпает до дна.
Едва душа вздохнет о счастье — Она уже отрешена.
Брюсов Валерий Яковлевич
Концепция истории и исторические романы
Постоянный интерес Валерия Брюсова к истории обусловливал
оценку злободневных фактов в перспективе мировых событий. Начав с политических
обзоров в журнале «Новый путь», проповедовавших славянофильские теории (Россия
как «третий Рим»), он пережил крушение великодержавных иллюзий под влиянием
событий русско-японской войны. Революцию 1905 Брюсов воспринял как исторически
неизбежное крушение всей культуры прошлого, принимая и возможность собственной
гибели как части старого мира (стихотворение «Грядущие гунны», 1905). В 1907-12
внимание Брюсова к текущей политике ослабевает, но растет его стремление
осмыслить глубинные закономерности исторического процесса. В романах «Огненный
ангел» (1907-08) и «Алтарь победы» (1911-12) он обращается к переломным
историческим эпохам, пытаясь понять кризисное состояние мира путем исторических
аналогий. В годы Первой мировой войны Брюсов поначалу разделял настроения
военного патриотизма (сборник «Семь цветов радуги», 1916; а также не
появившийся при его жизни сборник «Девятая Камена»), однако, побывав на фронте
в качестве военного корреспондента, приходит к пониманию античеловеческого
характера войны.
Кто не родился поэтом, тот им никогда не станет, сколько бы
к тому ни стремился, сколько бы труда на то ни потратил.
Брюсов Валерий Яковлевич
Историко-литературная и переводческая деятельность
Знакомство в 1898 с редактором журнала «Русский архив» П. И.
Бартеневым положило начало многолетней публикаторской, комментаторской,
историко-литературной деятельности Брюсова (работы о Ф. И. Тютчеве, А. С.
Пушкине, Н. В. Гоголе). На протяжении всей жизни занимался и художественными
переводами (античные авторы, Данте, Дж. Байрон, И. В. Гете, Э. Верхарн, Э. По,
П. Верлен, С. Малларме, М. Метерлинк, О. Уайльд, Теофиль Готье, армянские поэты
и др.). Переводческая манера Валерия Брюсова претерпела радикальную эволюцию от
вольных переложений в 1890-е гг. до принципиального буквализма поздних
переводов.
Культурно-просветительская и педагогическая деятельность
после Октября
Валерий Брюсов воспринял Октябрьскую революцию как коренной
переворот в истории человечества, активно сотрудничал с советской властью в
области культурного просвещения. В 1920 вступил в Коммунистическую партию. В
1917-19 возглавлял комитет по регистрации печати, заведовал Отделом научных
библиотек и литературным отделом Наркомпроса, занимал ответственные посты в Государственном
ученом совете, Госиздате и др.; читал лекции в 1-ом МГУ, организовал в 1921
Высший Литературно-художественный институт и был его первым ректором,
преподавал в Коммунистической академии, в Институте слова.
В последних стихотворных сборниках — «Дали» (1922), «Mea»
(«Спеши»,1924) — Валерий Брюсов пытался разработать принципы новой «научной»
поэтики, однако поздние поэтические эксперименты не встретили живого
читательского отклика.
Валерий Яковлевич Брюсов - цитаты Я был, я мыслил, я прошёл как дым... Ты — женщина, ты — книга между книг,
Ты — свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг. Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,
Как прежде, пробежал по этой верной стали,
И снова я с людьми, — затем, что я поэт.
Затем, что молнии сверкали. Во всех углах жилья, в проходах, за дверьми
Стоят чудовища, незримые людьми:
Болезни, ужасы и думы тех, кто прежде
Жил в этих комнатах и верил здесь надежде.
И все мы, с первых дней вступая в старый дом,
Под их влиянием таинственным живём. О ловкий драматург, судьба, кричу я «браво»
Той сцене выигрышной, где насмерть сам сражен,
Как все подстроено правдиво и лукаво.
Конец негаданный, а неизбежен он.
Сознайтесь, роль свою и я провел со славой,
Не закричат ли «бис» и мне со всех сторон,
Но я, закрыв глаза, лежу во мгле кровавой,
Я не отвечу им, я насмерть поражен.
Люблю я красоту нежданных поражений,
Свое падение я славлю и пою,
Не все ли нам равно, ты или я на сцене.
«Вся жизнь игра». Я мудр и это признаю,
Одно желание во мне, в пыли простертом,
Узнать, как пятый акт развяжется с четвертым. Количество просмотров: 9243
|