Джордж Баланчин - биография
Известный :
Хореограф, Балетный педагог
Страна:
Россия, США
Категория:
Искусство
Знак зодиака:
Водолей
Дата рождения: 22 Января
1904г.
Дата cмерти: 30 Апреля
1983г. (79 лет)
Биография добавлена: 2 Апреля 2014г.
Джордж Баланчин (Balanchine) (настоящие имя и фамилия Георгий
Мелитонович Баланчивадзе) (1904-1983) — американский хореограф и балетмейстер.
Сын грузинского композитора Мелитона Антоновича Баланчивадзе. В 1921-1924
годах в Академическом театре оперы и балета в Петрограде. С 1924 года за
границей. Организатор и руководитель «Школы американского балета» (1934) и на
ее основе труппы «Американский балет» (с 1948 «Нью-Йоркский городской балет»).
Создатель нового направления в классическом балете 20 века, во многом
определившего развитие хореографического театра США.
В мое время в Петербурге ходил анекдот: студента
спрашивают — сколько симфоний написал Чайковский; студент отвечает:
«Три — Четвертую, Пятую и Шестую».
Баланчин Джордж
Семья, учеба и первые постановки Д. Баланчина
Джордж Баланчин родился 9 января (22 января) 1904 года, в
Санкт-Петербурге. Будущий хореограф и балетмейстер появился в семье
музыкантов: его отец — Мелитон Антонович Баланчивадзе (1862/63-1937) был
грузинским композитором, народным артистом Грузии (1933). Одним из
основоположников грузинской профессиональной музыки. Опера «Тамара Коварная»
(1897; 3-я редакция под названием «Дареджан Коварная», 1936), первые грузинские
романсы и др. Брат: Андрей Мелитонович Баланчивадзе (1906-1992) — композитор,
народный артист СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1986).
В 1914-1921 годах Джордж Баланчин обучался в Петроградском
театральном училище, в 1920-1923 также в Консерватории. Уже в училище ставил
танцевальные номера и сочинял музыку. По окончании его приняли в кордебалет
петроградского Театра оперы и балета. В 1922-1924 ставил танцы для артистов,
объединившихся в экспериментальный коллектив «Молодой Балет» («Valse Triste»,
музыка Яна Сибелиуса, «Ориенталия» Цезаря Антоновича Кюи, танцы в сценической
интерпретации поэмы Александра Александровича Блока «Двенадцать» с участием
студентов Института Живого Слова). В 1923 году поставил танцы в опере «Золотой
петушок» Николая Андреевича Римского-Корсакова в Малом оперном театре и в
пьесах «Эуген Несчастный» Эрнста Толлера и «Цезарь и Клеопатра» Бернарда Шоу.
Глупые люди любят смеяться, что в опере поют: «бежим,
бежим», а со сцены никто не убегает. Если кто хочет смотреть, как бегут, он
должен идти на стадион, а не в оперу.
Баланчин Джордж
В труппе С. П. Дягилева
В 1924 году Д. Баланчин гастролировал в Германии в составе
группы артистов, которые в том же году были приняты в труппу «Русский Балет
Сергея Павловича Дягилева». Здесь Баланчин сочинил в 1925-1929 годах десять
балетов и танцы во многих операх театра Монте-Карло. Среди работ этого периода
— спектакли разных жанров: грубоватый фарс «Барабау» (музыка В. Риети, 1925),
спектакль, стилизованный под английскую пантомиму «Триумф Нептуна» [музыка
Лорда Бернерса (Дж. Х. Турвит-Уилсон), 1926], конструктивный балет «Кошка»
французского композитора Анри Соге (1927) и др. В поставленном им балете «Блудный
сын» Сергея Сергеевича Прокофьева (1929) ощущалось влияние Всеволода Эмильевича
Мейерхольда, балетмейстера и режиссера Н. М. Фореггера, Касьяна Ярославовича
Голейзовского. Впервые черты будущего «стиля Баланчина» выявились в балете
«Аполлон Мусагет», в котором хореограф обратился к академическому классическому
танцу, обновляя и обогащая его для адекватного раскрытия неоклассицистской
партитуры Игоря Федоровича Стравинского.
Мужчина в балете — аккомпанемент женским танцам.
Баланчин Джордж
Жизнь Баланчина в Америке
После смерти Дягилева (1929) Д.М. Баланчин работал для
программ ревю, в Датском Королевском Балете, в основанной в 1932 труппе
«Русский Балет Монте-Карло». В 1933 году он возглавил труппу «Балле 1933», в
числе постановок — «Семь смертных грехов» (текст Бертольта Брехта, музыка К.
Вайля) и «Странница» (музыка австрийского композитора Франца Шуберта). В этом
же году по приглашению американского любителя искусств и мецената Л. Керстайна
он переехал в Америку.
В 1934 году Джордж Баланчин совместно с Керстайном
организовал в Нью-Йорке Школу американского балета и на ее основе — труппу
«Американ Балле», для которой им были созданы «Серенада» (музыка Петра Ильича
Чайковского; в редакции 1940 — один из самых известных балетов хореографа), «Поцелуй
феи» и «Игра в карты» Стравинского (оба 1937), а также два самых знаменитых
балета из его репертуара — «Кончерто барокко» на музыку Иоганна Себастьяна Баха
(1940) и «Балле Эмпериаль» на музыку Чайковского (1941). Труппой, получившей
после ряда переименований название «Нью-Йорк Сити Балле» (с 1948), Баланчин
руководил до конца своих дней, и за эти годы она исполнила около 150 его
произведений. К 1960-м годам стало очевидно, что США обладают благодаря
Баланчину собственной национальной классической балетной труппой и репертуаром,
известным во всем мире, а в Школе американского балета сформировался и
национальный стиль исполнения.
Чтобы сделать хороший балет, нужно любить красивых женщин.
Балет — это женский мир, в котором мужчина — лишь почетный гость.
Баланчин Джордж
Новаторство Джорджа Баланчина
Репертуар Баланчина-хореографа включает постановки разных
жанров. Им созданы двухактный балет «Сон в летнюю ночь» (музыка Феликса Мендельсона,
1962) и трехактный «Дон Кихот» Н. Д. Набокова (1965), новые редакции старых
балетов или отдельных ансамблей из них: одноактная версия «Лебединого озера»
(1951) и «Щелкунчик» (1954) Чайковского, вариации из «Раймонды» российского
композитора Александра Константиновича Глазунова (1961), «Коппелия» Лео Делиба
(1974). Однако наибольшее развитие в его творчестве получили бессюжетные
балеты, в которых использовалась музыка, часто не предназначенная для танца: сюиты,
концерты, инструментальные ансамбли, реже симфонии. Содержание созданного
Баланчиным нового типа балета составляет не изложение событий, не переживания
героев и не сценическое зрелище (декорации и костюмы играют подчиненную
хореографии роль), а танцевальный образ, стилистически соответствующий музыке,
вырастающий из музыкального образа и взаимодействующий с ним. Неизменно
опираясь на классическую школу, Д. Баланчин обнаружил новые возможности,
заключенные в этой системе, развил и обогатил ее.
Около 30 постановок было осуществлено Джорджем Баланчиным на
музыку Стравинского, с которым он был в тесной дружбе с 1920-х годов на
протяжении всей жизни («Орфей», 1948; «Жар-птица», 1949; «Агон», 1957;
«Каприччио», вошедшее под названием «Рубины» в балет «Драгоценности», 1967;
«Концерт для скрипки», 1972, и др.). Неоднократно обращался он к творчеству
Чайковского, на музыку которого были поставлены балеты «Третья сюита» (1970),
«Шестая симфония» (1981) и др. В то же время ему была близка и музыка
современных композиторов, для которой надо было искать новую стилистику танца:
«Четыре темперамента» (музыка немецкого композитора Пауля Хиндемита, 1946),
«Айвезиана» (музыка Чарлза Айвза, 1954), «Эпизоды» (музыка австрийского
композитора и дирижера Антона фон Веберна, 1959). Форму бессюжетного балета,
построенного на классическом танце, Баланчин сохранял и тогда, когда искал в
балете национальную или бытовую характерность, создавая, например, образ
ковбоев в «Симфонии Дальнего Запада» (музыка Х. Кея, 1954) или большого
американского города в балете «Кому какое дело?» (музыка Джорджа Гершвина,
1970). Здесь классический танец представал обогащенным за счет бытовой,
джазовой, спортивной лексики и ритмического рисунка.
Наряду с балетами Баланчин ставил много танцев в мюзиклах и
фильмах, особенно в 1930-1950-х годах (мюзикл «На пуантах!», 1936, и др.),
оперные спектакли: «Евгений Онегин» Чайковского и «Руслан и Людмила» Михаила
Ивановича Глинки, 1962 и 1969).
Балеты Баланчина идут во всех странах мира. Он оказал
решающее влияние на развитие хореографии 20 века, не порывая с традициями, но
смело обновляя их. Воздействие его творчества на русский балет усилилось после
гастролей его труппы в СССР в 1962 и 1972 годах. (Е. Я. Суриц)
Джордж Баланчин скончался 30 апреля 1983, Нью-Йорке.
Джордж Баланчин - цитаты По крови я грузин, по культуре русский, а по национальности петербуржец. Чтобы сделать хороший балет, нужно любить красивых женщин. Балет — это женский мир, в котором мужнина — лишь почетный гость. Мужчина в балете — аккомпанемент женским танцам. Глупые люди любят смеяться, что в опере поют: «бежим, бежим», а со сцены никто не убегает. Если кто хочет смотреть, как бегут, он должен идти на стадион, а не в оперу Количество просмотров: 9190
|