Милий Алексеевич Балакирев - биография
Известный :
Композитор, Пианист, Дирижёр
Страна:
Россия
Категория:
Музыка
Знак зодиака:
Козерог
Дата рождения: 2 Января
1837г.
Дата cмерти: 29 Мая
1910г. (73 года)
Биография добавлена: 2 Апреля 2014г.
Милий Алексеевич Балакирев — русский композитор, пианист, дирижер
и музыкально-общественный деятель. Глава «Могучей кучки», один из основателей
(в 1862 году) и руководитель (в 1868-1873 и 1881-1908 годах) Бесплатной
музыкальной школы. Дирижер Русского музыкального общества (1867-1869),
управляющий Придворной певческой капеллой (1883-94). «Увертюра на темы трех
русских песен» (1858; 2-я редакция 1881), симфонические поэмы «Тамара» (1882),
«Русь» (1887), «В Чехии» (1905), восточная фантазия для фортепиано «Исламей»
(1869), романсы, обработки русских народных песен.
Милий Алексеевич Балакирев родился 2 января 1837 года (21
декабря 1836 г. по старому стилю), в Нижнем Новгороде, в семье чиновника из
дворян. Брал уроки у пианиста Александра Ивановича и дирижёра Карла Эйзриха (в
Н. Новгороде). Музыкальному развитию Милию способствовало его сближение с писателем
и музыкальным критиком Александром Дмитриевичем Улыбышевым. В 1853 — 1855 годах
Милий Алексеевич состоял вольнослушателем математического факультета Казанского
университета. В 1856 дебютировал в Петербурге как пианист и дирижёр.
"Руслан" окончательно покорил себе чешскую
публику. Восторженность, с которой его приняли, не уменьшается и теперь, хотя я
его уже дирижировал 3 раза. (о "Руслане и Людмиле" Глинки)
Балакирев Милий Алексеевич
Большое влияние на формирование идейно-эстетических позиций
Балакирева оказала его дружба с художественным и музыкальным критиком,
историком искусства, почетным членом Петербургской АН Владимиром Васильевичем
Стасовым.
В начале 60-х годов под руководством Милия Алексеевича
создался музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа»,
«Балакиревский кружок», «Могучая кучка». В 1862 композитор совместно с хоровым
дирижёром и музыкальным деятелем Гавриилом Якимовичем Ломакиным организовал в Петербурге
Бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования,
а также центром пропаганды русской музыки. В 1867 — 1869 был главным дирижёром
Русского музыкального общества.
М. А. Балакирев способствовал популяризации опер Михаила
Ивановича Глинки: в 1866 дирижировал в Праге оперой «Иван Сусанин», в 1867
руководил пражской постановкой оперы «Руслан и Людмила».
Конец 1850-х — 60-е годы были периодом интенсивной
творческой деятельности Милия. Сочинения этих лет — «Увертюра на три русские
темы» (1858; 2-я ред. 1881), вторая увертюра на три русские темы «1000 лет» (1862,
в поздней ред. — симфоническая поэма «Русь», 1887, 1907), чешская увертюра
(1867, во 2-й ред. — симфоническая поэма «В Чехии», 1906) и др. — развили
традиции Глинки, в них ярко проявились характерные черты и стиль «Новой русской
школы» (в частности, опора на подлинную народную песню). В 1866 году был
опубликован его сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно», явившийся
первым классическим образцом обработки народных песен.
В 70-е годы Балакирев ушел из Бесплатной музыкальной школы,
перестал писать, концертировать и порвал с членами кружка. В начале 80-х годов
он вернулся к музыкальной деятельности, но она утратила боевой
«шестидесятнический» характер. В 1881 — 1908 годах он вновь возглавлял
Бесплатную музыкальную школу и одновременно (в 1883 — 1894) состоял директором
Придворной певческой капеллы.
Центральная тема творчества композитора — тема народа.
Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его
сочинений. Для Милия Балакирева характерен также интерес к теме Востока
(Кавказа) и музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской).
Основная сфера творчества Милия Алексеевича —
инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Он работал
преимущественно в области программного симфонизма. Лучший образец его
симфонической поэмы — «Тамара» (около 1882, по одноименному стихотворению
русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова), построенная на оригинальном
музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального
характера. С именем Милия связано рождение жанра русской эпической симфонии. К
60-м годам относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая
часть — в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 году была написана 2-я
симфония.
Милий Балакирев — один из создателей оригинального русского
фортепианного стиля. Лучшее из его фортепианных произведений — восточная
фантазия «Исламей» (1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие
народно-жанрового колорита с виртуозным блеском.
Видное место в русской камерно-вокальной музыке занимают
романсы и песни Милия Алексеевича.
Милий Алексеевич Балакирев скончался 29 мая (16 мая по
старому стилю) 1910 года, в Петербурге.
Количество просмотров: 12117
|