Александр Александрович Алябьев - биография
Известный :
Композитор, Пианист, Дирижёр
Страна:
Россия
Категория:
Музыка
Знак зодиака:
Лев
Дата рождения: 4 Августа
1787г.
Дата cмерти: 22 Февраля
1851г. (63 года)
Биография добавлена: 2 Апреля 2014г.
Александр Александрович Алябьев - русский
композитор-дилетант. Родился 4 августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851
года там же. Происходил из старинного дворянского рода. Отец Алябьева дал сыну хорошее
домашнее воспитание. Свое образование Алябьев закончил в Московском
университетском пансионе.
Во время походов 1812-1815 годов служил в гусарах. В 1823
году был уволен в отставку в звании подполковника. К этому времени относится
появление его первых романсов: "Вечерком румяну зорю",
"Соловей" на слова А. Дельвига. Еще раньше он написал, вместе с
Маурером и Верстовским, музыку к водевилю "Новая шалость, или Театральное
сражение". В 1822 году в большом театре в Петербурге впервые шла
комическая опера Алябьева "Лунная ночь, или Домовые", в двух
действиях. В репертуаре она не удержалась и издана не была. В 1823 году был
исполнен водевиль "Польский", а в следующем году шел водевиль
"Путешествующая танцовщица актриса, или Три сестры невесты" Алябьева.
В 1824 году на московской императорской сцене были поставлены две одноактные
оперы-водевиля, переделанные с французского А. И. Писаревым: "Учитель и
ученик, или В чужом пиру похмелье" и "Хлопотун, или Дело мастера
боится". Музыку к ним Алябьев написал в сотрудничестве с Верстовским. В
1825 году была поставлена опера-водевиль А. И. Писарева, "Забавы Калифа,
или Шутки на одни сутки", с музыкой, написанной Алябьевым в сотрудничестве
с Верстовским и Шольцем. В том же году Алябьев был арестован по делу о
нанесении им побоев помещику Времеву у себя в доме во время азартной карточной
игры, после чего через три дня Времев скоропостижно скончался - по заключению
врачей, от насильственного разрыва селезенки. На суде не было доказано, что
смерть Времева наступила от побоев, но факт азартной карточной игры и нанесения
Времеву побоев был установлен. 1 декабря 1827 года Алябьев был лишен чинов,
орденов, дворянства и некоторых прав и сослан на житье в Сибирь (Тобольск). В ссылке
Алябьев занялся сочинением военной и церковной музыки, которая не была издана,
как и другие сочинения Алябьева, кроме романсов. Через некоторое время Алябьев
был помилован, но ему было запрещено въезжать в столицы. Выехал на Кавказ для
лечения, благодаря впечатлениям от этой поездки, были написаны оперы
"Аммалат-Бек" и "Кавказский пленник".
Запрещение на въезд в столицы удерживалось до 1840 года, но
вскоре было снято. Возвратившись в Москву, Алябьев продолжал в Москве
пользоваться большой известностью. К нему нередко обращались с просьбами
принять участие в благотворительном вечере или написать по какому-нибудь случаю
романс или хор.
Опера "Аммалат-Бек" на сюжет повести А. А.
Марлинского вовсе не увидела света рампы. Опера "Кавказский пленник"
также, по-видимому, относится к позднему периоду творчества Алябьева; она
издана Юргенсоном в 1898 году, вместе с романсами Алябьева.
Значение Алябьева в истории русской музыки, главным образом,
в его романсах. В своих романсах Алябьев обнаружил несомненный мелодический
дар. Мелодии его красивы и задушевны. В романсах Алябьева отразился дух
времени. Большая их часть написана в миноре.
Первое издание романсов Алябьева выпущено в Москве у Ю.
Грессера в 1859 году в двух частях: в первой 58, во второй - 12 романсов.
Второе издание П. Юргенсона (1898-1899, Москва) заключает в четырех томах 111
романсов, в том числе шесть малороссийских песен, вошедших в сборник, изданный
еще в 1833 году (М. А. Максимович, "Голоса украинских песен", в аранжировке
Алябьева, Москва) и оперу "Кавказский пленник". Популярность романсов
Алябьева была очень велика. В изданный в Германии сборник русских романсов и
песен под заглавием: "Sammlung Russischer Romanzen und Volkslieder"
(изд. Шуберта, Гамбург) вошли романсы Алябьева: "Соловей", "Луч
надежды", "Песнь бедняка", "Вечерком румяну зорю".
"Соловей" распевался всюду. На него писались вариации, между прочим -
Глинкой для фортепиано. Ф. Лист сделал на эту же мелодию транскрипцию.
Количество просмотров: 14662
|