Навигация
Знаки зодиака
|
Витторио Альфьери - биография
Известный :
Поэт, Драматург
Страна:
Италия
Категория:
Писатели
Знак зодиака:
Козерог
Дата рождения: 16 Января
1749г.
Дата cмерти: 8 Октября
1803г. (54 года)
Биография добавлена: 2 Апреля 2014г.
Витторио Альфьери, граф ди Кортемилья (Vittorio Alfieri,
conte di Cortemiglia, 1749-1803) - величайший итальянский трагический писатель.
Родился в городе Асти, в Пьемонте. Воспитывался в Туринской академии. Много путешествовал.
Писать начал с 1774 года. Чтобы сделаться итальянским писателем, ему нужно было
преодолеть колоссальные трудности для овладения языком, т. к. он не знал
тосканской речи, говоря все время или по-французски, или на пьемонтском
диалекте. Великую французскую революцию он вначале приветствовал, но скоро
глубоко разочаровался, испуганный террором, возненавидел и Францию и ее
деятелей, против которых направлен сборник его эпиграмм "Ненавистник
французов" ("Misogallo"). Свою жизнь Альфьери описал в мемуарах
(1802, русск. пер., 1914).
Часто для того, чтобы жить, надо больше мужества, чем чтобы
умереть.
Альфьери Витторио
В мировоззрении Витторио Альфьери наиболее важен его
догматический рационализм; его идеал - свободная человеческая личность,
управляемая прежде всего разумом, логикой и волей, руководимая чувством долга;
с этими идеями тесно связаны политические взгляды Альфьери, лучшей иллюстрацией
которых служат трагедии и предисловия к ним. Он говорит о "свободе
народа", на каждом шагу подчеркивает свою ненависть к тиранам, свой
республиканизм, но это - республиканизм аристократа, резко разграничивающего
"изначально свободных" от "рожденных рабами"
("Misogallo", XIX). Герой, наиболее близкий ему, - Брут младший,
борец за право аристократической верхушки против "тирана", ставленника
народа, Цезаря. "Свобода" Альфьери для тех избранных, что сумели
воспитать себя свободными. Он приветствует американскую революцию 1776 года в
трагедии "Брут I", посвященной Вашингтону, но в то же время посвящает
трагедию "Агис" памяти казненного Карла I английского, павшего
жертвой "несправедливого" парламента. К состоянию Италии XVIII века
Альфьери относится всецело отрицательно, предпослав "Бруту II"
("Брут младший") ироническое и едкое посвящение "Будущему итальянскому
народу". В его воззрениях ясно выражена психология представителя верхов
дворянства, сохранявших еще перед завоеванием Италии французами политическую
гегемонию во многих местах (Венеция, Пьемонт - родина Альфьери и др.). Альфьери
представлял наиболее здоровую часть своего класса, осознавшую, что спасение
раздробленной Италии - в национальном объединении. Те преобразования, которые
принесли с собой французские завоеватели, представители ненавистной Альфьери
буржуазии, - эти преобразования Альфьери не принял и не хотел принять. Впоследствии
Альфьери изменил свое отношение к "третьему сословию". Все
художественное наследие Альфьери теснейшим образом связано как с изложенными
общественно-философскими воззрениями, так и с идеями его о значении литературы,
которые чрезвычайно четко выражены в его трактате "Del principe e delle
lettere" ("О государе и литературе"), основная мысль которого
сводится к тому, что истинная литература может процветать только у истинно
свободного народа. Она должна учить добродетели и проповедывать свободу
(догматизм Альфьери). Но из всех видов литературы наилучшим образом достигает
этой цели поэзия, потому что она наставляет путем наслаждения, научает человека
познавать разумом свои права и способности, неосознание которых порождает
рабство всякого народа.
В трагедиях Витторио Альфьери отражается его рационализм.
Основной организующий принцип его драматургии - логическое построение пьес. Оно
проявляется, с одной стороны, в композиционной стороне трагедий: все
сосредоточено вокруг основного стержня действия, число персонажей весьма
ограничено, причем центральные персонажи всегда оттесняют на задний план всех
прочих. Трагедии Альфьери построены на резких контрастах, без полутеней; их
логическая схема - противопоставление идеального человека, борющегося за
свободу и отечество, отрицательному типу (тирану). Таковы: Дон-Карлос и Филипп
("Filippo"), Брут и Цезарь ("Bruto II"); даже там, где
любовная интрига должна играть центральную роль ("Maria Stuarda",
"Mirra" - трагедия кровосмесительницы), Альфьери сосредоточивает
внимание всегда на моральной проблеме, являющейся основой всех его трагических
конфликтов, - именно на преодолении страсти и личных чувств во имя долга и
разума. Слабые личности гибнут (Изабелла в "Filippo", изменяющая
мужу), сильные - побеждают, как Брут Старший, приговаривающий к смерти детей,
или Брут Младший, которого Альфьери нарочито сделал сыном Цезаря, основываясь
на легендарных словах умирающего Цезаря "И ты, дитя". Действие
трагедии начинается in medias res (в разгаре) и стремительно идет к развязке;
нет отвлекающих эпизодов. Язык Альфьери - прежде всего ораторский язык.
Логические обоснования, апелляция к разуму встречаются даже в любовных
излияниях, не говоря уже о политических монологах, где диалектическое искусство
Альфьери развертывается в полной силе. Повторения, перекличка отрывочными,
лаконичными вопросами и ответами, лозунги, выкрикиваемые оратором и вслед за
ним народом, - таковы признаки ораторского стиля Альфьери. Рядом с этим стих
его изобилует ударениями, односложными словами, часто прерывается, вводятся
намеренные уклонения от плавного, напевного ритма, которому, по мнению
Альфьери, не место в трагедии, воспевающей человеческие страсти, служащей
"школой нравственности, добродетели и великодушия". Трагедии Альфьери
чрезвычайно сценичны; к этому стремился Альфьери в своем лаконизме и
сосредоточенности действия. Единство времени, места и действия соблюдается у
Альфьери. Он делает довольно удачные попытки восстановить хоры греческой
трагедии ("Alceste"). Особняком стоит его цикл из 4 комедий ("L'uno"
- "Единый", "I pochi" - "Немногие", "I
troppi" - "Излишние", "L'antidoto" -
"Противоядие"), где Альфьери проводит свою идею о несовершенстве
монархии, демократии, олигархии как форм правления; идеальное государство, по
Альфьери, может создаться лишь в результате соединения этих трех
"ядов". Также особо стоит его "Abel", названный Альфьери
"трамелогедией" (сочетание мелодрамы и трагедии), уже отражающий
новые веяния в итальянской литературе (сентиментализм), проявлявшиеся в
творчестве Уго Фосколо и др.
Чрезвычайно выдаются своей злобной иронией, разнообразными
ритмами, богатством рифм и мастерством каламбуров эпиграммы Альфьери.
Лирические стихотворения Альфьери носят большей частью характер иронический и
сатирический. Главные их темы - политические ("Misogallo", см. выше).
Альфьери - один из лучших мастеров сатиры и сонета; в его "Misogallo"
встречаются весьма оригинальные по ритму стихотворения (например, сатирическая
ода "Teleutodia" в форме греческой оды). Язык прозы Альфьери - язык
политических трактатов-памфлетов. В известной степени ученик классика Ш. Маффеи
(умер 1755), Альфьери - один из виднейших представителей националистической
тенденции в итальянской поэзии, которая, начиная с Филикайя в XVII веке,
развилась в творчестве Парини, Пиндемонте и затем у В. Монти, С. Пеллико и Уго
Фосколо. Драматическое творчество трех последних уже проходит всецело под
влиянием Альфьери, но и на романтическую трагедию (Никколини, Косса, Мандзони)
Альфьери оказал сильнейшее влияние: его националистический пафос нашел себе
достойных продолжателей именно среди романтиков; последний крупный классик в
итальянской литературе, Витторио Альфьери уже стоит на грани романтизма. Сам
Леопарди в своей политической лирике часто вдохновлялся Альфьери-поэтом. Его
общественное значение огромно; несмотря на свою враждебность к французской
революции, он ярко отразил в своем творчестве пафос революционной эпохи.
Витторио Альфьери - фото
Количество просмотров: 7836
|