Навигация
Знаки зодиака
|
Иван Акимович Акимов - биография
Известный :
Живописец
Страна:
Россия
Категория:
Искусство
Знак зодиака:
Близнецы
Дата рождения: 2 Июня
1755г.
Дата cмерти: 27 Мая
1814г. (58 лет)
Биография добавлена: 2 Апреля 2014г.
Вся жизнь Ивана Акимовича Акимова (1754-1814) была связана с
петербургской Академией художеств: с детских лет ее воспитанник, затем
заграничный пенсионер, академик, профессор и, наконец, ректор - он поднялся по
всем возможным ступеням академической карьеры. В девять лет, лишившись отца,
наборщика сенатской типографии, мальчик сам подал прошение с просьбой принять
его в академическое обучение на казенный счет; он писал о нужде, о том, как
любит живопись, и прилагал несколько рисунков. Так в 1764 году Иван Акимов
попал в недавно образованную "Академию знатнейших художеств" -
всесильное учреждение, призванное регламентировать всю художественную жизнь
государства.
Президентом ее был тогда И.И.Бецкой, чтец императрицы. Уже
пожилым человеком, не имея ранее никакого отношения к искусству, он встал во
главе Академии художеств. Впрочем, не только Академии - ему подчинялись и
Канцелярия от строений, Кадетский корпус. Воспитательное заведение для
благородных девиц, московский Воспитательный дом, Коммерческое училище и Вдовий
дом. И всюду он намеревался неукоснительно провести полную реформу в деле
воспитания "новой породы людей", основываясь на принципах жестких, а
порой и жестоких, и полностью пренебрегая природными склонностями и
способностями своих подопечных. Менее всего эта система способствовала
формированию творческой личности. На ровесников Акимова, тех, кто еще детьми
пришел в Академию, возлагались особенно большие надежды - они должны были явить
плоды нового метода. Но безусловное предпочтение послушания и примечания -
"добродетелей" - дарованию и таланту сделало поколение в достаточной
мере бесцветным.
Сама система преподавания была безличной - профессора не
имели своих учеников, а дежурили в классах по очереди. Главенствующее место
отводилось рисунку; большое значение имела и композиция, "сочинение".
Акимов учился успешно - за годы, проведенные в Академии, получил малую и
большую серебряные медали за рисунок, 2-ю золотую медаль за программу
"Великий князь Изяслав Мстиславович чуть не изрубленный воинами, его не
узнавшими в бою, открывается им" (1772). На следующий год, ко времени
выпуска, он был удостоен за картину "Великий князь Святослав, целующий
мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев" золотой медали, которая
давала право на поездку за границу, в Италию.
Девятнадцатилетний художник отправился морем до Кале и через
Париж в Марсель, добрался до Болоньи, затратив на этот путь четыре месяца.
Оказалось, однако, что в те годы в Болонье не было натурных классов, и Акимову
пришлось удовлетвориться копированием картин в городской галерее. Не получая из
Петербурга ответа на свои многочисленные просьбы о разрешении переехать в Рим,
молодой художник в конце концов решился это сделать самовольно. Но и в Риме
поначалу ожидало его разочарование - Капитолийская академия была тогда скорее
обществом художников, имевших частных учеников, чем учебным заведением с
классами и программами. Благодаря рекомендации известного мецената И.И.Шувалова,
путешествовавшего по Италии, Акимову удалось попасть в мастерскую знаменитого
живописца Помпео Баттони. Скорее всего, именно следуя советам Баттони, его
русский ученик предпринял поездку в Венецию и, чтобы преодолеть слабость
колорита, начал там копировать работы венецианских мастеров (чьи "жаркие
колера" пленили незадолго перед тем учителя Акимова - Лосенко). В Риме
историческая тематика сменилась мифологической: там были написаны
"Нарцисс, любующийся своим отражением в воде", "Дидона и Эней,
укрывающиеся в пещере от бури", "Фавн, забавляющийся с
козленком" и "Прометей, делающий статую по повелению Минервы"
(1775) - за последнюю работу Акимов был избран "назначенным" в
академию.
По возвращении в Петербург, с января 1779 года Акимов
назначается преподавателем в натурные классы, а в августе того же года была
"задана программа назначенному в живописном историческом художестве Ивану
Акимову, коей сюжет нижеследующий: "Самосожжение Геркулеса на костре в
присутствии своего друга Филоктета по получении смертоносной одежды от своей
бывшей возлюбленной Дейяниры, похищенной кентавром Незусом". Здесь Акимов
продемонстрировал свое мастерство компоновки и умение рисовальщика -
превосходно построенная композиция по четкости соотношений объемов напоминает
скульптурную группу, фигуры выразительны и прекрасно нарисованы, хотя колорит
по-прежнему остается уязвимым местом его живописи. За эту картину Акимов в 1782
году был признан академиком.
Попытки художника в дальнейшем разрабатывать национальную
тему в исторической живописи оказались несостоятельными. "Князь Рюрик,
поручающий при кончине своей младенца Игоря и вместе с ним княжение сроднику
своему Олегу", "Крещение великой княгини Ольги",
"Новгородцы, ниспровергающие Перуна" - программы таких картин
диктовались, как правило. Академией, историческая живопись в которой, хотя
по-прежнему находилась в традиционной иерархии жанров на самой вершине,
переживала глубокий кризис. Умозрительность и отвлеченность становились
неотъемлемыми качествами академического искусства. Акимова нельзя упрекнуть в
неблагодарности к взрастившей его Академии - он всегда готов был следовать по
пути, указанному ею, каким бы бесплодным тот ни был. И хотя внешний рисунок
жизни Акимова вполне благополучен - вслед за академическим он получил
профессорское звание (1785), а затем стал и ректором (1796 - 1800), обучал
рисованию детей императора Павла I, заведовал шпалерной мануфактурой - его
собственные работы появлялись все реже. И все чаще это были не самостоятельные
композиции, а образа для петербургских соборов, в исполнении которых тогдашние
зрители с удовлетворением отмечали следы глубокого изучения Гвидо Рени и
братьев Карраччи.
Оживление общественной жизни в первые годы XIX века,
"дней Александровых прекрасное начало", взрыв национальных чувств вызвали
желание обратиться к событиям историческим, но не столь отдаленным от
современности. Акимов пишет картины на сюжеты для него необычные - "Подвиг
знаменосца Азовского полка Старичкова" (1806) и "Петр I, пишущий указ
Сенату в лагере под Прутом" (1807). Они не сохранились, и потому нельзя
судить об их достоинствах, однако о первой из них позже было замечено, что
"патриотический сюжет... конечно, играл главную роль и доставил легкий
успех этому заурядному произведению".
Но если атмосфера Академии не благоприятствовала раскрытию
творческих способностей Акимова, то оставалась другая сторона его деятельности
- педагогическая. Он преподавал в Академии долгие 35 лет, и среди его учеников
были такие известные художники, как А.И.Иванов, В.К.Шебуев, А.Е.Егоров. Но
нелегко сказать, чем они обязаны именно Акимову, - вероятно, крепким рисунком,
за который более всего ценили современники самого мастера. Не сохранилось достоверных
свидетельств о его педагогической системе, преподавательских приемах. О них
можно судить лишь косвенно - один из учеников Акимова А.В.Ступин (бывший,
кстати, его воспитанником и живший в его доме), впоследствии сам известный
педагог, по-видимому, унаследовал некоторые методы своего учителя. У него же
хранилось не дошедшее до нас "Краткое наставление о живописи" - свод
теоретических взглядов Акимова.
С мыслью о своих учениках Акимов завещал весь свой капитал
Академии художеств, чтобы на него содержались "воспитанники из бедных
художнических детей", и все та же Академия, в стенах которой прошла вся
жизнь Ивана Акимовича Акимова, унаследовала книги его библиотеки и собранные им
картины.
Количество просмотров: 8468
|