Чарлз Айвз - биография
Известный :
Композитор
Страна:
США
Категория:
Музыка
Знак зодиака:
Весы
Дата рождения: 20 Октября
1874г.
Дата cмерти: 19 Мая
1954г. (79 лет)
Биография добавлена: 2 Апреля 2014г.
Вероятно, если бы музыканты начала XX в. и кануна первой
мировой войны узнали, что в Америке живет композитор Ч. Айвз и услышали его
произведения, то отнеслись бы к ним как к своеобразному эксперименту, курьезу,
а то и вовсе не заметили бы: настолько был своеобразен он сам и та почва, на
которой он возрос. Но Айвза тогда никто не знал - очень долгое время он вообще
ничего не предпринимал для пропаганды своей музыки. "Открытие" Айвза
произошло только в конце 30-х гг., когда оказалось, что многие (и притом самые
разные) способы новейшего музыкального письма были уже опробованы самобытным
американским композитором в эпоху А. Скрябина, К. Дебюсси и Г. Малера. К тому
времени, когда к Айвзу пришла известность, он уже много лет не сочинял музыки
и, тяжело больной, прервал связи с внешним миром. "Американской
трагедией" назвал судьбу Айвза один из современников. Айвз родился в семье
военного дирижера.
В "придумывании" музыки я обычно представляю себе
какой-то духовой оркестр с крыльями в глубине моего сознания.
Айвз Чарлз
Его отец был неутомимым экспериментатором - эта черта
перешла и к сыну, (Например, он поручал двум оркестрам, идущим навстречу друг
другу, играть разные произведения.) От детских и юношеских лет, проведенных в
патриархальной обстановке, ведет начало айвзовское "слышание"
Америки, "открытость" его творчества, впитавшего, наверное, все, что
звучало вокруг. Во многих его сочинениях звучат отголоски пуританских
религиозных гимнов, джаза, театра менестрелей. В детстве Чарлз воспитывался на
музыке двух композиторов - И. С. Баха и С. Фостера (друга отца Айвза,
американского "барда", автора популярных песен и баллад). Серьезным, чуждым
всякой суетности отношением к музыке, возвышенным строем Мыслей и чувств Айвз
впоследствии будет напоминать Баха.
Ткань существования плетет себе целое.
Айвз Чарлз
Свои первые произведения Айвз написал для военного оркестра
(он играл в нем на ударных инструментах), в 14 лет стал церковным органистом в
своем родном городке. Но кроме этого он играл на фортепиано в театре,
импровизируя регтаймы и другие пьесы. Окончив Йельский университет (1894-1898),
где он занимался у X. Паркера (композиция) и Д. Бака (орган), Айвз работает
церковным органистом в Нью-Йорке. Затем в течение многих лет он служил клерком
в страховой компании и делал это с большим увлечением. Впоследствии, в 20-е
гг., отойдя от музыки, Айвз стал преуспевающим бизнесменом и видным
специалистом (автором популярных трудов) по страхованию. Большинство
произведений Айвза принадлежит к жанрам оркестровой и камерной музыки. Он -
автор пяти симфоний, увертюр, программных произведений для оркестра (Три
селения в Новой Англии, Центральный парк в темноте), двух струнных квартетов,
пяти сонат для скрипки, двух - для фортепиано, пьес для органа, хоров и более
100 песен. Большинство своих крупных произведений Айвз писал долго, в течение
нескольких лет. Во Второй фортепианной сонате (1911-15) композитор отдал дань
уважения своим духовным предшественникам. В каждой из ее частей запечатлен
портрет одного из американских философов: Р. Эмерсона, Н. Хоторна, Г. Topo; вся
соната носит название местечка, где эти философы жили (Конкорд, Массачусетс,
1840-1860). Их идеи легли в основу мировоззрения Айвза (например, идея слияния
человеческой жизни с жизнью природы). Для искусства Айвза характерен высокий
этический настрой, его находки никогда не носили чисто формального характера, а
были серьезнейшей попыткой выявить скрытые возможности, заложенные в самой природе
звука.
Неопределенность порой указанием близость к совершенной истине.
Айвз Чарлз
Раньше других композиторов Айвз пришел ко многим из
современных выразительных средств. От экспериментов своего отца с разными
оркестрами идет прямой путь к политональности (одновременному звучанию
нескольких тональностей), объемному, "стереоскопическому" звучанию и
алеаторике (когда музыкальный текст не жестко зафиксирован, а из совокупности
элементов возникает каждый раз заново, как бы случайно). Последний крупный
замысел Айвза (неоконченная "Всемирная" симфония) предполагал расположение
оркестров и хора на открытом воздухе, в горах, в разных точках пространства.
Две части симфонии (Музыка Земли и Музыка Неба) должны были звучать...
одновременно, но дважды, чтобы слушатели могли поочередно фиксировать внимание
на каждой. В некоторых произведениях Айвз раньше А. Шенберга почти вплотную
подошел к серийной организации атональной музыки.
Стремление проникнуть в недра звуковой материи привело Айвза
к четвертитоновой системе, совершенно неизвестной классической музыке. Он пишет
Три четвертитоновые пьесы для двух фортепиано (настроенных соответствующим
образом) и статью "Четвертитоновые впечатления".
Айвз отдал сочинению музыки свыше 30 лет и только в 1922 г.
на собственные средства издал ряд произведений. Последние 20 лет жизни Айвз
отходит от всяких дел, чему способствует усиливающаяся слепота, болезни сердца
и нервной системы. В 1944 г., в честь 70-летия Айвза в Лос-Анджелесе был
организован юбилейный концерт. Его музыку высоко оценили крупнейшие музыканты
нашего века. И. Стравинский отметил однажды: "Музыка Айвза сказала мне
больше, чем романисты, описывающие американский Запад... Я для себя открыл в
нем новое понимание Америки".
Чарлз Айвз - цитаты В "придумывании" музыки я обычно представляю себе какой-то духовой оркестр с крыльями в глубине моего сознания. Ткань существования плетет себе целое. Неопределенность порой указанием близость к совершенной истине. Количество просмотров: 7824
|