Николай Андреевич Римский-Корсаков - биография
Известный :
Композитор, Педагог, Дирижёр, Общественный деятель, Музыкальный критик
Страна:
Россия
Категория:
Музыка
Знак зодиака:
Рыбы
Дата рождения: 18 Марта
1844г.
Дата cмерти: 21 Июня
1908г. (64 года)
Биография добавлена: 2 Апреля 2014г.
Николай Андреевич Римский-Корсаков - родился 18 марта 1844
года в небольшом городке Тихвине Новгородской губернии в старинной дворянской
семье. В 1856 году поступает в петербургский Морской корпус и берет уроки у
известного пианиста Ф. Канилле, который в 1861 году знакомит своего даровитого
ученика с М. Балакиревым, главой кружка молодых музыкантов. Попав в
профессиональную музыкальную среду, юный Римский-Корсаков осознает свое
истинное признание. Однако по окончании Морского корпуса он получает назначение
на клипер "Алмаз" и на три года покидает Россиию.
...в любом правиле существуют исключения, более того, они
даже необходимы, если правило нарушает гений...
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Вернувшись в мае 1865 года в Петербург, Римский-Корсаков
отдается сочинению музыки. В 1871 году он становится профессором Петербургской
консерватории по классу инструментовки, теории музыки и сочинения. Годом позже
Мариинский театр с успехом ставит его первую оперу "Псковитянка". В
1873 году Римский-Корсаков становится инспектором военно-морских оркестров, а в
1874 году сменяет Балакирева на посту директора Бесплатной музыкальной школы.
1878 год знаменует начало творческого подъема, а с 1881-го (создание
"Снегурочки") он вступает в пору творческой зрелости. В 80-х годах
Римский-Корсаков фактически возглавляет "новую русскую школу",
которая родилась в 60-х годах в кружке Балакирева, а в 80-х продолжала
развиваться в русле нового, "Беляевского кружка". С 1894 года по 1907
год он пишет тринадцать (!) опер.
Великий композитор, дирижер, музыкальный критик и
общественный деятель, Римский-Корсаков был также замечательным педагогом и
воспитателем. В 1905 году за поддержку требований студенчества он был временно
уволен из консерватории. Среди его учеников - выдающиеся российские музыканты Александр
Глазунов, Антон Аренский, Н. Мясковский, Анатолий Лядов, Сергей Прокофьев. Умер
Римский-Корсаков 20 июня 1908 года в имении Любенск вблизи города Луги.
Гоголь – это один из моих любимых писателей, а его «Майская
ночь» - одно из его самых лучших произведений.
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Николай Андреевич Римский-Корсаков [6(18).3.1844, Тихвин, -
8(21).6.1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Ленинградской области], русский
композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный писатель. Из
дворян. Получил образование в петербургском Морском корпусе, по окончании
которого (1862) участвовал в плавании на клипере "Алмаз" (Европа,
Северная и Южная Америка). В 1859-1860 годах брал уроки у пианиста Ф. А.
Канилле. В 1861 году стал членом музыкально-творческого содружества
"Могучая кучка". Под руководством М. А. Балакирева, оказавшего на
Римского-Корсакова большое творческое влияние, создал 1-ю симфонию (1862-1865;
2-я редакция 1874). В 1860-х годах написал ряд романсов (около 20),
симфонических произведений, в том числе музыкальную картину "Садко"
(1867, окончательная редакция 1892), 2-ю симфонию "Антар" (1868,
позже названную сюитой, окончательная редакция 1897); оперу
"Псковитянка" (по драме Л. А. Мея, 1872, окончательная редакция
1894). С 1870-х годов музыкальная деятельность Римского-Корсакова значительно
расширилась: был профессором Петербургской консерватории (с 1871 года),
инспектором духовых оркестров военно-морского ведомства (1873-1884), директором
Бесплатной музыкальной школы (1874-1881), помощником управляющего Придворной
певческой капеллы (1883-1894), возглавлял Беляевский кружок (с 1882 года),
выступал в качестве дирижёра оперных спектаклей и симфонических концертов.
Когда о музыке говорят, что она на что-то похожа, это еще не
страшно. А вот если музыка ни на что не похожа, тут уж дело плохо!
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Направление творчества Римского-Корсакова тех лет во многом
определялось его глубокой связью с прогрессивными идейно-художественными
течениями 1860-х годов. Отсюда живой интерес композитора к русскому фольклору
(особенно древнейшим его пластам). Он составил сборник "100 русских
народных песен" (1876, изд. 1877, гармонизовал русские песни, собранные Т.
И. Филипповым ("40 песен", изд. 1882). Увлечение красотой и поэзией
народных обрядов отразилось в операх "Майская ночь" (по Н. В. Гоголю,
1878) и особенно в "Снегурочке" (по А. Н. Островскому, 1881) - одном
из наиболее вдохновенных и поэтических сочинений Римского-Корсакова, а также в
написанных позднее операх "Млада" (1890), "Ночь перед
рождеством" (по Гоголю, 1895). В 1880-е годы создано большинство
симфонических произведений, в том числе "Сказка" (1880),
"Симфониетта на русские темы" (1885), "Испанское каприччио"
(1887), сюита "Шехеразада" (1888), увертюра "Светлый праздник"
(1888). Во 2-й половине 1890-х годов творчество Римского-Корсакова приобрело
исключительную интенсивность и разнообразие. После оперы-былины
"Садко" (1896), с её красочным контрастом эпических картин
новгородского быта и фантастических "подводных" сцен,
Римский-Корсаков сосредоточивает внимание на внутреннем мире человека.
Я прислушивался к голосам народного творчества и природы и
брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества.
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Стремление к углублённой лирической выразительности
проявляется в романсах (1897-1898), операх "Моцарт и Сальери" (на
текст А. С. Пушкина, 1897), "Боярыня Вера Шелога" (пролог к опере
"Псковитянка", 1898) и наиболее полно раскрывается в опере
"Царская невеста" (по Мею, 1898) - напряженно-экспрессивной драме на
историко-бытовой основе. Опера "Сказка о царе Салтане" (по Пушкину,
1900), с её подчёркнуто условной театральностью и элементами стилизации
народного лубка, близка новым тенденциям в искусстве 20 века. Дыхание времени
своеобразно проявилось и в величественной, патриотической опере-легенде
"Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1904),
поднимающей высокие нравственно-философские проблемы. Остросовременной
социально-политической направленностью отмечены две оперы-сказки: "Кащей
бессмертный" (1901), с её идеей освобождения от деспотического гнёта, и
"Золотой петушок" (по Пушкину, 1907) - беспощадная сатира на царское
самодержавие.
Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с
тем развивает классические традиции. Гармоничность мировосприятия, тонкий
артистизм, совершенное мастерство и прочная опора на народную основу роднят его
с М. И. Глинкой. Наиболее характерные черты творческого облика
Римского-Корсакова выявляются в произведениях, связанных с миром сказочности,
народной фантастики, с поэзией русской природы, красочными картинами народного
быта. Здесь раскрываются его замечательный живописно-изобразительный дар,
свежесть и особая чистота лирики, искренней, тёплой и несколько созерцательной.
Стиль Римского-Корсакова ярко национален. Композитор использует в своих
произведениях подлинные народные темы и органично претворяет песенные интонации
в собственных мелодиях. Много нового вносит он в гармонию и инструментовку,
значительно расширяя и обогащая их колористические возможности. Его
ладо-гармоническая и оркестрово-тембровая палитра отличается богатством
оттенков, красочностью и блеском.
У композитора должен быть голос в семь октав.
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Основная область творчества Римского-Корсакова - опера. 15
его опер представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических,
композиционных и стилистических решений. Преобладает эпическая тенденция,
связанная с обращением автора к жанрам народного искусства. Былина, сказка,
легенда питают творчество Римского-Корсакова не только сюжетами, но и идеями,
помогая композитору понять и передать мировоззрение и идеалы народа, его веру в
торжество добра и справедливости. Основой оперной выразительности
Римский-Корсаков считал пение. Тем не менее оркестру в операх отведена огромная
роль: он выступает как важный, а иногда и главный носитель сквозного
музыкально-драматургического развития. Нередко ему поручаются самостоятельные
симфонические картины: например вступление "Океан-море синее" к опере
"Садко", антракты "Три чуда" и "Сеча при
Керженце" в операх-сказках "Сказка о царе Салтане" и
"Сказание о невидимом граде Китеже".
Симфоническое творчество Римского-Корсакова представлено
жанровыми произведениями, продолжающими традиции Глинки и связанными с
разработкой народных тем ("Сербская фантазия", "Испанское
каприччио" и др.), а также характерными для "кучкистов"
программными сочинениями преимущественно живописно-картинного или сказочного
содержания ("Садко", "Антар"). Большинство симфонических
произведений основано на принципе контрастного сопоставления внутренне
законченных образов. Отсюда преобладание таких музыкальных форм, как увертюра и
сюита.
Чем непонятнее - тем лучше" - такова установка цензора.
Так что не будете его разочаровывать, чтобы цензор в свою очередь не
разочаровал артистов и публику и не запретил постановку вообще...
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Творчество Римского-Корсакова - ярчайшая страница в истории
русской культуры. Его воздействие на русскую и зарубежную музыку не
исчерпывается созданными композитором произведениями. Огромную роль сыграла
самоотверженная редакторская работа Римского-Корсакова, благодаря которой увидели
свет и были исполнены многие шедевры русского искусства ("Каменный
гость" Даргомыжского, "Князь Игорь" Бородина, "Борис
Годунов" и "Хованщина" Мусоргского; он также подготовил к
изданию совместно с М. А. Балакиревым и А. К. Лядовым оперные партитуры
Глинки). Исключительное значение имела педагогическая деятельность
Римского-Корсакова. Он был главой крупной школы, воспитал свыше 200 учеников,
среди которых - А. К. Глазунов, А. К. Лядов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. С. Аренский,
И. Я. Мясковский, Н. В. Лысенко. А. А. Спендиаров, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол
и др. Частичным обобщением педагогического труда Римского-Корсакова явились его
учебники гармонии и оркестровки. Автобиографическая книга "Летопись моей
музыкальной жизни" (1909), освещающая важнейший период становления русской
музыки, - ценный исторический документ.
В городе Тихвине в 1944 году в доме, где родился композитор,
открыт музей (Дом-музей Римского-Корсакова).
Николай Андреевич Римский-Корсаков - цитаты
...в любом правиле существуют исключения, более того, они даже необходимы, если правило нарушает гений...
Гоголь — это один из моих любимых писателей, а его «Майская ночь» — одно из его самых лучших произведений.
Когда о музыке говорят, что она на что-то похожа, это ещё не страшно. А вот если музыка ни на что не похожа, тут уж дело плохо!
Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя — стать вам ненужным...
У композитора должен быть голос в семь октав.
Количество просмотров: 9776
|