Франц Шуберт - биография
Известный :
Композитор, Музыкант
Страна:
Австрия
Категория:
Музыка
Знак зодиака:
Водолей
Дата рождения: 31 Января
1797г.
Дата cмерти: 19 Ноября
1928г. (131 год)
Биография добавлена: 2 Апреля 2014г.
Франц Шуберт (Schubert) (полное имя Франц Петер) —
австрийский композитор, крупнейший представитель раннего романтизма. Создатель
романтических песен и баллад, вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии,
инструментального ансамбля. Песенность пронизывает сочинения всех жанров. Автор
около 600 песен (на слова Фридриха Шиллера, Иоганна Вольфганга Гете, Герниха
Гейне), в том числе из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь»
(1827, оба на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера); 9 симфоний (в т. ч.
«Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Фореллен»
(«Форель», 1819); фортепианные сонаты (свыше 20 штук), экспромты, фантазии, вальсы,
лендлеры.
Счастье это когда находишь настоящего друга, а большое
счастье это когда этим другом является твоя жена.
Шуберт Франц
Детские годы. Ранние произведения Шуберта
Франц Шуберт родился 31 января 1797 года, в Вене, в семье
школьного учителя. Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в
раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких
инструментах, пению, теоретическим дисциплинам. В 1808-1812 Франц пел в императорской
Придворной капелле под руководством выдающегося венского композитора и педагога
Антонио Сальери, который, обратив внимание на талант мальчика, начал обучать
его основам композиции. К семнадцати годам Шуберт уже был автором фортепианных пьес,
вокальных миниатюр, струнных квартетов, симфонии и оперы «Замок дьявола».
Работая помощником учителя в школе своего отца (1814-18),
Шуберт продолжал интенсивно сочинять. К 1814-1815 относятся многочисленные
песни (в том числе такие шедевры, как «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» на
слова Иоганна Вольфганга Гете, 2-я и 3-я симфонии, три мессы и четыре зингшпиля.
В первую очередь, я не должен сердиться. Если меня
разозлили, я выбью все зубы изо рта бедного несчастного, который возмутил меня.
Шуберт Франц
Карьера музыканта
Тогда же друг Шуберта Й. фон Шпаун познакомил его с поэтом
И. Майрхофером и студентом-юристом Ф. фон Шобером. Эти и другие друзья Шуберта
— образованные, наделенные тонким музыкальным и поэтическим вкусом
представители нового венского среднего класса — регулярно собирались на
домашних вечерах музыки Шуберта, названных позднее «шубертиадами». Общение с
этой дружелюбной и восприимчивой аудиторией окончательно уверило молодого
композитора в его призвании, и в 1818 году Ф. Шуберт оставил работу в школе.
Тогда же молодой композитор сблизился с известным венским певцом И. М. Фоглем
(1768-1840), который стал ревностным пропагандистом его вокального творчества.
На протяжении второй половины 1810-х годов из-под пера Шуберта вышли
многочисленные новые песни (в том числе популярнейшие «Скиталец», «Ганимед»,
«Фореллен»), фортепианные сонаты, 4-я, 5-я и 6-я симфонии, изящные увертюры в
стиле Джоаккино Россини, фортепианный квинтет «Фореллен», включающий вариации
на одноименную песню. Его зингшпиль «Братья-близнецы», написанный в 1820 для
Фогля и поставленный в венском Кернтнертор-театре, не имел особого успеха,
однако принес Шуберту известность. Более серьезным достижением явилась
мелодрама «Волшебная арфа», поставленная несколько месяцев спустя в театре
Ан-дер-Вин.
Одобрение или вина будет следовать в мире грядущем.
Шуберт Франц
Переменчивость фортуны
1820-1821 годы были для Франца Шуберта успешными. Он
пользовался покровительством аристократических семей, завязал ряд знакомств
среди влиятельных в Вене людей. Его друзья опубликовали по частной подписке 20
его песен. Вскоре, однако, в его жизни наступил менее благоприятный период.
Опера «Альфонсо и Эстрелла» на либретто Шобера была отклонена (сам Шуберт
считал ее своей большой удачей), материальные обстоятельства ухудшились. К тому
же в конце 1822 Шуберт серьезно заболел (судя по всему, он заразился сифилисом).
Тем не менее этот сложный и тяжелый год был отмечен созданием выдающихся
произведений, в том числе песен, фортепианной фантазии «Скиталец» (это
практически единственный у Шуберта образец бравурно-виртуозного фортепианного
стиля) и полной романтического пафоса «Неоконченной симфонии» (сочинив две
части симфонии и набросав третью, композитор по неизвестной причине оставил
работу и больше к ней не возвращался).
Человек переживает несчастье без жалоб.
Шуберт Франц
Жизнь оборвалась в самом расцвете
Вскоре появились вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (20
песен на слова Вильгельма Мюллера), зингшпиль «Заговорщицы» и опера
«Фьерабрас». В 1824 году были написаны струнные квартеты A-moll и D-moll (его
вторая часть — вариации на тему более ранней песни Шуберта «Смерть и девушка»)
и шестичастный Октет для духовых и струнных, созданный по образцу очень
популярного в то время Септета сочинений 20 Людвига ван Бетховена, но
превосходящий его по масштабам и виртуозному блеску. По-видимому, летом 1825
года в Гмундене близ Вены Франц Шуберт набросал или частично сочинил свою
последнюю симфонию (так называемую «Большую», C-dur). К этому времени
композитор уже пользовался в Вене весьма высокой репутацией. Его концерты с
Фоглем собирали многочисленную публику, а издатели охотно публиковали его новые
песни, а также пьесы и сонаты для фортепиано. Среди произведений Шуберта
1825-1826 годов выделяются фортепианные сонаты A-moll, D-dur, G-dur, последний
струнный квартет G-dur и некоторые песни, в том числе «Молодая монахиня» и Ave
Maria.
Я пытаюсь украсить свое воображение настолько, насколько
могу.
Шуберт Франц
В 1827-1828 годах творчество Шуберта активно освещалось в
печати, он был избран членом венского Общества друзей музыки и 26 марта 1828
дал в зале Общества авторский концерт, который прошел с большим успехом. К
этому периоду относятся вокальный цикл «Зимний путь» (24 песни на слова
Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два фортепианных трио и
шедевры последних месяцев жизни Шуберта — Месса Es-dur, три последние
фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных после смерти
Шуберта в виде сборника под названием «Лебединая песнь» (наиболее популярны
«Серенада» на слова Л. Рельштаба и «Двойник» на слова Г. Гейне).
Песни Франца Шуберта
Долгое время Ф. Шуберт был известен главным образом своими песнями
для голоса с фортепиано. По существу, с Шуберта началась новая эпоха в истории
немецкой вокальной миниатюры, подготовленная расцветом немецкой лирической
поэзии конца 18 — начала 19 веков. Он писал музыку на стихи поэтов самого
разного уровня, от великих И. В. Гете (около 70 песен), Ф. Шиллера (свыше 40
песен) и Г. Гейне (6 песен из «Лебединой песни») до сравнительно малоизвестных
литераторов и любителей (так, на стихи своего друга И. Майрхофера Шуберт
сочинил около 50 песен). Помимо огромного стихийного мелодического дара,
композитор обладал уникальной способностью передавать музыкой как общую
атмосферу стихотворения, так и его смысловые оттенки. Начиная с самых ранних
песен, он изобретательно использовал возможности фортепиано в
звукоизобразительных и экспрессивных целях; так, в «Маргарите за прялкой»
непрерывная фигурация шестнадцатыми олицетворяет вращение прялки и одновременно
чутко реагирует на все изменения эмоционального напряжения.
Песни Шуберта исключительно разнообразны по форме: от
простых строфических миниатюр до свободно построенных вокальных сцен, которые
часто складываются из контрастных разделов. Открыв для себя лирику Мюллера,
повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой
романтической души, Шуберт создал вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и
«Зимний путь» — по существу, первые в истории большие серии песен-монологов,
связанных единым сюжетом.
Вы верите, что счастье можно найти в месте, в котором только
вы были счастливы, но на самом деле счастье в нас самих.
Шуберт Франц
В других жанрах
Шуберт всю жизнь стремился к успеху в театральных жанрах,
однако его оперы при всех своих музыкальных достоинствах недостаточно выигрышны
в драматургическом отношении. Из всей музыки Шуберта, непосредственно связанной
с театром, популярность приобрели лишь отдельные номера к пьесе В. фон Чези
«Розамунда» (1823).
Церковные композиции Шуберта, за исключением месс As-dur
(1822) и Es-dur (1828), малоизвестны. Между тем он писал для церкви всю жизнь;
в его духовной музыке вопреки давней традиции преобладает гомофонная фактура
(полифоническое письмо не принадлежало к сильным сторонам композиторской
техники Франца, и в 1828 году он даже намеревался пройти курс контрапункта у
авторитетного венского педагога С. Зехтера). Единственная и к тому же
неоконченная оратория Шуберта «Лазарь» стилистически родственна его операм.
Среди светских хоровых и вокально-ансамблевых произведений Шуберта преобладают
пьесы для любительского исполнения. Серьезным, возвышенным характером
выделяется «Песнь духов над водами» для восьми мужских голосов и низких
струнных на слова Гете (1820).
Инструментальная музыка Шуберта
Создавая музыку инструментальных жанров Шуберт ориентировался
на венские классические образцы; даже самые оригинальные из его ранних
симфоний, 4-я (с авторским подзаголовком «Трагическая») и 5-я, все еще отмечены
влиянием Гайдна. Однако уже в квинтете «Форель» (1819) композитор предстал
абсолютно зрелым и самобытным мастером. В его крупных инструментальных опусах
большую роль играют лирические песенные темы (в том числе заимствованные из
собственных песен Шуберта — как в квинтете «Форель», квартете «Смерть и
девушка», фантазии «Скиталец»), ритмы и интонации бытовой музыки. Даже его
последняя симфония, так называемая «Большая», основана преимущественно на
тематизме песенно-танцевального типа, который в ней разработан с подлинно
эпическим размахом.
Стилистические черты, ведущие свое происхождение из практики
бытового музицирования, сочетаются у зрелого Шуберта с отрешенной молитвенной
созерцательностью и внезапным трагическим пафосом. В инструментальных
произведениях Шуберта преобладают спокойные темпы; имея в виду его склонность к
неторопливому изложению музыкальных мыслей, Роберт Шуман говорил о его
«божественных длиннотах». Особенности шубертовского инструментального письма
наиболее впечатляюще воплотились в его двух последних крупных произведениях —
Струнном квинтете и Фортепианной сонате B-dur.
Мир напоминает сцену, на которой каждый человек играет свою
роль.
Шуберт Франц
Важную сферу инструментального творчества Шуберта составляют
музыкальные моменты и экспромты для фортепиано; с этих пьес фактически началась
история романтической фортепианной миниатюры. Композитор сочинил также
множество фортепианных и ансамблевых танцев, маршей, вариаций для домашнего
музицирования.
Наследие композитора
До конца 19 века значительная часть обширного наследия Франца
Шуберта оставалась неопубликованной и даже неисполненной. Так, рукопись
«Большой» симфонии была обнаружена только в 1839 году (впервые эта симфония
прозвучала в том же году в Лейпциге под управлением Феликса Мендельсона).
Первое исполнение Струнного квинтета состоялось в 1850, а первое исполнение
«Неоконченной симфонии» — в 1865 году. Каталог произведений Шуберта,
составленный в 1951 году О. Э. Дойчем, включает около 1000 позиций, в том числе
6 месс, 8 симфоний, около 160 вокальных ансамблей, свыше 20 завершенных и
незавершенных фортепианных сонат и свыше 600 песен для голоса с фортепиано.
Шуберт умер от тифа 19 ноября 1828 года, в Вене, в возрасте
31 года. Современники восприняли его смерть как потерю гения, который успел
оправдать лишь небольшую часть возлагавшихся на него надежд.
Франц Шуберт - цитаты Женщина, подобно хорошему музыкальному произведению, подобает иметь четкий конец.
Хочешь порадоваться мгновенье — отомсти, хочешь радоваться всю жизнь — прости.
Количество просмотров: 13798
|