Алексей Николаевич Толстой биография

 
 

Навигация

Знаки зодиака

Знаки зодиака Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева Весы Скорпион Стрелец Козерог Водолей Рыбы
Алексей Николаевич  Толстой

Алексей Николаевич Толстой - биография

Известный : Писатель, Писатель-фантаст, Академик

Страна: Россия

Категория: Писатели

Знак зодиака: Козерог

Дата рождения: 10 Января 1883г.

Дата cмерти: 23 Февраля 1945г.

Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.

Алексей Николаевич Толстой (10 января 1883 — 23 февраля 1945) — русский советский писатель, граф, академик АН СССР (1939). Член комиссии по расследованию злодеяний немецких захватчиков (1942).

Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений. Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1941, 1943, 1946 — посмертно). Наибольшую известность ему принесла книга «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Была уже середина ночи, но в Городе Дураков никто не спал.
(Цитата из произведения "Золотой ключик, или приключения Буратино")

Толстой Алексей Николаевич

Отец — граф Николай Александрович Толстой (1849–1890).

Мать — Александра Леонтьевна (1854–1906), урожденная Тургенева — писательница, двоюродная внучка декабриста Николая Тургенева.
Музей-усадьба А. Н. Толстого в Самаре

Детские годы будущего писателя прошли в небольшом имении на хуторе Сосновка, недалеко от Самары (в настоящее время — пос. Павловка, м.р. Красноармейский).

Ты совершил три преступления, негодяй: ты — беспризорный, беспаспортный и безработный. Отвести его за город и утопить в пруду.
(Цитата из произведения "Золотой ключик, или приключения Буратино")

Толстой Алексей Николаевич

Повести и рассказы из жизни усадебного дворянства (цикл «Заволжье», 1909–1911).

В 1918–1923 Алексей Толстой находился в эмиграции, впечатления от которой отразил в сатирической повести «Похождение Невзорова, или Ибикус» (1924). В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

В трилогии «Хождение по мукам» (1922–1941) стремится представить большевизм имеющим национальную и народную почву, а революцию 1917 г. как высшую правду, постигаемую русской интеллигенцией.

Не доведет тебя до добра это ученье... Вот я училась, училась, а - гляди - хожу на трех лапах.
(Цитата из произведения "Золотой ключик, или приключения Буратино", лиса Алиса)

Толстой Алексей Николаевич

Исторический роман «Петр I» (кн. 1–3, 1929–1945, не окончен), возможно, самый известный образец этого жанра в советской литературе, содержит апологию сильной и жестокой реформаторской власти.

Произведения Толстого повесть «Аэлита» (1922–1923) и роман «Гиперболоид инженера Гарина» (1925–1927) стали классикой советской научной фантастики.

Повесть «Хлеб» (1937), посвящённая обороне Царицына в годы гражданской войны интересна тем, что в увлекательной художественной форме рассказывает то видение Гражданской Войны в Российской Империи, которое бытовало в кругу Иосифа Виссарионовича Сталина и его соратников и послужило основой для создания его культа личности. Одновременно с этим в повести уделяется подробное внимание описанию воюющих сторон, быта и психологии людей того времени.

Среди других сочинений: рассказ «Русский характер» (1944), драматургия — «Заговор императрицы» (1925), о разложении царского режима; «Дневник Вырубовой» (1927).

— Награды и премии
* 1941 — Сталинская премия первой степени за 1–2 части романа «Пётр I».
* 1943 — Сталинская премия первой степени за роман «Хождение по мукам» (передана в Фонд обороны на строительство танка «Грозный»).
* 1946 — Сталинская премия первой степени за пьесу «Иван Грозный» (посмертно).
Великая Отечественная война застала Алексея Толстого уже известным писателем (в 1941 году, в возрасте 58 лет он закончил третью книгу своего романа «Хождение по мукам»).

В годы войны Алексей Толстой пишет около 60 публицистических материалов (очерки, статьи, обращения, зарисовки о героях, военных операциях), начиная с первых дней войны (27 июня 1941 года — «Что мы защищаем») и до самой своей смерти в конце зимы 1945 года. Самым известным произведением Алексея Толстого о войне считается очерк «Родина».

В этих статьях писатель часто обращается к фольклору, к эпизодам русской истории. Часто в статьях вспоминаются русские народные сказки (в «Армии героев» Алексей Толстой сравнивает Гитлера со сказочным волком).

В «Русских воинах» писатель цитирует «Слово о полку Игореве». В других статьях упоминаются борьба с ханом Мамаем, победы Александра Невского и Михаила Кутузова.

Алексей Толстой последовательно выводит некий «русский характер», отмечая определенные черты, характерные для русского народа: «отрешение от привычного в трудные минуты жизни» («Что мы защищаем»), «русская смётка» («Армия героев»), «устремление русского народа к моральному совершенствованию» («К писателям Северной Америки»), «пренебрежение к своей жизни и злость, смышленость и упорство в драке» («Почему Гитлер должен потерпеть поражение»).

Ты совершил три преступления, негодяй: ты - беспризорный, беспаспортный и безработный. Отвести его за город и утопить в пруду.
(Цитата из произведения "Золотой ключик, или приключения Буратино", дежурный бульдог-полицейский Буратино)

Толстой Алексей Николаевич

Алексей Толстой поднимает на смех психологические методы ведения войны фашистов («Смельчаки»), сравнивая «череп и кости… в петлицах, черные танки, воющие бомбы» с рогатыми масками дикарей. Таким образом, Толстой старался бороться с различными мифами о противнике, которые ходили

С именем А. Н. Толстого связаны некоторые подмосковные места: он бывал в Доме творчества писателей в Малеевке (ныне Рузский район), в конце 30-х годов навещал Максима Горького на его даче в Горках (ныне Одинцовский район), вместе с Горьким посетил в 1932 году Болшевскую трудовую коммуну (ныне территория г. Королева).

Долгое время жил на даче в Барвихе (ныне Одинцовский район). В 1942 году написал здесь свои военные рассказы: «Мать и дочь», «Катя», «Рассказы Ивана Сударева». Здесь же начал третью книгу романа «Хождение по мукам», а в конце 1943 года работал над третьей частью романа «Петр I». Алексей Николаевич Толстой скончался 23 февраля 1945 года в Барвихинском санатории.

Погрожу лишь плеткой -
Мой народец кроткий
Песни распевает,
Денежки сбирает
В мой большой карман.
(Цитата из произведения "Золотой ключик, или приключения Буратино")

Толстой Алексей Николаевич

Происхождение Толстого вызывает вопросы. Роман Борисович Гуль в своих мемуарах приводит одну из бытовавших версий о том, что А. Н. Толстой не был биологическим сыном графа Николая Толстого, ссылаясь на других сыновей графа, которые по приведённой им версии отрицательно относились к нему, так как он участвовал в разделе наследства отца.

В последней на сегодняшний день биографии Толстого, выпущенной в серии ЖЗЛ (2006 г.), биограф Алексей Варламов приводит убедительные доказательства того, что свидетельство Гуля — всего лишь одна из версий, вызванная вдобавок негативным отношением мемуариста к Толстому, и на самом деле Алексей Николаевич имел право на фамилию, отчество и титул.

Сергей Голицын в книге «Записки уцелевшего» упоминает: «Помню один рассказ дяди Альды из его архивных поисков. Где-то он раскопал копию обращения матери писателя А. Н. Толстого на царское имя: она просит присвоить её малолетнему сыну фамилию и титул своего мужа, с которым не жила много лет. Выходило, что классик советской литературы вовсе не третий Толстой. Дядя показал этот документ Бончу. Тот ахнул и сказал: — Спрячьте бумагу и никому о ней не говорите, это государственная тайна…»

Буратино сказал:
- Пьеро, катись к озеру, принеси воды.
Пьеро послушно поплелся, бормоча стихи и спотыкаясь, по дороге потерял крышку, едва принес воды на дне чайника.
Буратино сказал:
- Мальвина, слетай-ка, набери веток для костра.
Мальвина с укоризной взглянула на Буратино, пожала плечиком - и принесла несколько сухих стебельков.
Буратино сказал:
- Вот наказание с этими, хорошо воспитанными...
Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в пещеру костер, такой шумный, что закачались ветви на высокой сосне... Сам сварил какао на воде.
(Цитата из произведения "Золотой ключик, или приключения Буратино")

Толстой Алексей Николаевич

— Жены и дети
* Юлия Васильевна Ражанская, уроженка Самары
1. сын Юрий, умер в детстве
* Софья Исааковна Дымшиц, художница. Иудейка, через несколько лет сожительства с Толстым в гражданском браке приняла православие, чтобы вступить с ним в законный брак, но свадьба не состоялась.
1. дочь Марьяна (Марианна) (р. 1911 — 1988), муж Шиловский Евгений Александрович (1889–1952).
* Крандиевская, Наталья Васильевна (1888–1963), в юности поэтесса — в 1914—1945 гг. Прототип Кати Рощиной из «Хождения по мукам»
1. Дмитрий, композитор, три жены (одна из них Татьяна Николаевна), по ребенку от каждого брака
2. Никита (1917–1994), физик, ему посвящена повесть «Детство Никиты», жена Наталья Михайловна Лозинская (дочь переводчика Лозинского), семеро детей (в том числе Татьяна Толстая), четырнадцать внуков (в том числе Артемий Лебедев)
3. (приемный) Федор Крандиевский — сын Крандиевской от первого брака, вырос в семье Толстого
* Любовь (в др. ист. Людмила) Ильинична Крестинская-Барщева. Детей не было.

— Произведения о войне
* Армия героев
* «Блицкриг» и «блицкрах»
* К писателям Северной Америки
* Москве угрожает враг
* Нас не одолеешь!
* Почему Гитлер должен потерпеть поражение
* Родина
* Русский характер
* Цикл «Рассказы Ивана Сударева»
* Черные дни гитлеровской армии
* Что мы защищаем
* Я призываю к ненависти

— Романы
* Похождения Невзорова, или Ибикус (1924)
* Гиперболоид инженера Гарина (1927)
* Эмигранты (1931)
* Хождение по мукам. Книга 1: Сёстры (1922)
* Хождение по мукам. Книга 2: Восемнадцатый год (1928)
* Хождение по мукам. Книга 3: Хмурое утро (1941)
* Пётр I

— Повести и рассказы
* Архип (1909)
* Петушок [= Неделя в Туреневе] (1910)
* Сватовство (1910)
* Мишука Налымов (Заволжье) (1910)
* Актриса (Два друга) (1910)
* Мечтатель (Аггей Коровин) (1910)
* Приключения Растегина (1910)
* Харитоновское золото (1911)
* Любовь (1916)
* Прекрасная дама (1916)
* День Петра (1918)
* Обыкновенный человек (1917)
* Простая душа (1919)
* Четыре века (1920)
* В Париже (1921)
* Граф Калиостро (1921)
* Детство Никиты (1922)
* Повесть Смутного времени (1922)
* Аэлита (1923)
* Бывалый человек (1927)
* Гадюка (1928)
* Хлеб (1937)
* Иван Грозный (Орёл и орлица, 1942; Трудные годы, 1943)
* Русский характер (1944)
* Странная история (1944)
* Семь дней, в которые был ограблен мир (1924)
* Древний путь
* Чёрная пятница
* На острове Халки
* Рукопись, найденная под кроватью
* В снегах
* Мираж
* Убийство Антуана Риво
* На рыбной ловле

— Незавершённые произведения
* Егор Абозов (1915)

— Сказки
* Русалочьи сказки
* Сорочьи сказки
* Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936)
* Прожорливый башмак
* Дочь колдуна и заколдованный королевич

— Пьесы
* Смерть Дантона
* Смерть Фёдора Ивановича
* Насильники (Лентяй)
* Касатка
* Заговор императрицы
* Чудеса в решете…
* Любовь — книга золотая
* Петр Первый
* Иван Грозный
* Нечистая сила (другое название: Дядюшка Мардыкин) Пьеса входит в авторские сборники: «Комедии о любви» (1918) и «Горький цвет» (1922)

— Экранизации произведений
* 1924 — Аэлита
* 1928 — Хромой барин
* 1937–1938 — Пётр Первый
* 1939 — Золотой ключик
* 1944 — Иван Грозный
* 1957 — Хождение по мукам: Сёстры (1 серия) 1
* 1958 — Хождение по мукам: Восемнадцатый год (2 серия) 2
* 1958 — Приключения Буратино (мультфильм)
* 1959 — Хождение по мукам: Хмурое утро (3 серия) 3
* 1965 — Гиперболоид инженера Гарина
* 1965 — Гадюка
* 1971 — Aktorka 4
* 1973 — Крах инженера Гарина
* 1975 — Приключения Буратино («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
* 1977 — Хождение по мукам (телесериал)
* 1980 — Юность Петра
* 1980 — В начале славных дел
* 1982 — Похождения графа Невзорова 4
* 1984 — Формула любви («Граф Калиостро»)
* 1986 — Проделки в старинном духе 4
* 1992 — Детство Никиты
* 1992 — Прекрасная незнакомка 4
* 1996 — Милый друг давно забытых лет 4
* 1997 — Новейшие приключения Буратино 4

Алексей Николаевич Толстой - фото

Вам также будут интересны:

Алексей Николаевич Толстой - цитаты

В искусстве всегда и во все времена два побуждающих начала - познание и утверждение: познание психической природы человека и утверждение этой природы в действительности.
В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть. И сделать это, не заламывая рук с мольбою к справедливости, а ставя человека в подходящие общественные и материальные условия.
Гуманизм – это то единственное, что, наверное, осталось от ушедших в небытие народов и цивилизаций, – книги, народные сказания, мрамор изваяний, архитектурные пропорции.
Знание – орудие, а не цель.
Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг.

Количество просмотров: 6638

© 2012-2016 PersonBio.com - Биографии знаменитых и известных людей.