Тихон Николаевич Хренников биография

 
 

Навигация

Знаки зодиака

Знаки зодиака Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева Весы Скорпион Стрелец Козерог Водолей Рыбы
Тихон Николаевич  Хренников

Тихон Николаевич Хренников - биография

Известный : Композитор, Педагог, Общественный деятель, Народный артист

Страна: Россия, СССР

Категория: Музыка

Знак зодиака: Близнецы

Дата рождения: 10 Июня 1913г.

Дата cмерти: 14 Августа 2007г.

Биография добавлена: 2 Октября 2013г.

Тихон Николаевич Хренников (1913—2007) — российский композитор, народный артист СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1973). Ленинская премия (1974), Государственная премия СССР (1942, 1946, 1952, 1967). Член КПСС с 1947.

Тихон Николаевич Хренников родился 10 июня (28 мая по старому стилю) 1913 года, в городе Елец, Орловской губернии. Он был десятым ребенком в семье елецкого приказчика. Его мама — Варвара Васильевна — была домохозяйкой.

Все члены семьи были музыкально одарены, а Тихон увлекся музыкой, когда в городе был пианист и композитор Владимир Петрович Агарков, который в свои годы обучения был учеником пианиста Константина Николаевича Игумнова. Мальчик начал занятия с Анной Федоровной Варгуниной. Зимой 1927—1928 годов будущий композитор прибыл в Москву и показал свои произведения Агаркову, который отнёсся к нему с симпатией и посоветовал сначала закончить среднее образование в Ельце, а затем учиться в Москве. Весной 1929 года окончил школу (девятилетку). Написал письмо Михаилу Фабиановичу Гнесину и получил положительный ответ, после чего поступил в число студентов музыкального техникума имени Гнесиных, который окончил 1932 году.

В 1936 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Виссариона Яковлевича Шебалина (учился также по классу фортепиано у Генриха Густавовича Нейгауза).

В 1933 году Тихон Николаевич был приглашен работать в Московский детский театр, которым руководила Наталия Ильинична Сац (театральный режиссёр, первая в мире женщина — оперный режиссёр, театральный деятель, писатель, педагог). В 1941 заведовал музыкальной частью театра Красной Армии.

С 1961 года Хренников преподавал в Московской консерватории (с 1966 был профессором). С 1948 генеральный (с 1957 первый) секретарь Правления Союза композиторов СССР. Творчески развивая традиции русской классики и советской музыки, Тихон Николаевич претворил в своих произведениях интонации русской народной и советской массовой песен. Музыка композитора проникнута оптимизмом, жизнерадостностью, мужественной героикой, светлым лиризмом, юмором и энергией творческого созидания.

Широкое общественное признание получили произведения Тихона Хренникова для музыкального и драматического театра. Им были созданы: оперы — «В бурю» (по мотивам романа «Одиночество» Вирты, пост. 1939, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва; 2-я редакция 1952, там же), «Фрол Скобеев» (постановка в 1950, там же; 2-я редакция под названием «Безродный зять», пост. 1966, Новосибирский театр оперы и балета; 1967, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко), «Мать» (по мотивам одноименного романа Максима Горького, пост. 1957, Большой театр), опера-сказка «Мальчик-великан» (пост. 1969, Московский детский музыкальный театр), оперетты — «Сто чертей и одна девушка» (пост. 1963, Московский театр оперетты) и «Белая ночь» (пост. 1967, там же), балет для детей «Наш двор» (пост. 1970, Большой театр).

Большую популярность приобрела музыка к комедии «Много шума из ничего» Уильяма Шекспира (пост. 1936, Московский театр им. Евгения Багратионовича Вахтангова). На её основе был создан балет «Любовью за любовь» (пост. 1976, Большой театр). Существенным вкладом в советскую музыку явились 3 симфонии Хренникова (1935, 1943, 1973) и его концерты с оркестром для фортепиано (1933, 1972), для скрипки (1959, 1975), для виолончели (1964).

Значительны достижения Тихона Николаевича в песенном жанре, большинство песен композитора является частью его музыки к кинофильмам и драматическим спектаклям: «Песня о Москве» на стихи поэта и драматурга Виктора Михайловича Гусева из кинофильма «Свинарка и пастух» (1941), из фильмов «Верные друзья» (1954) и «Гусарская баллада» (1963). Хренникову принадлежит также музыка к фильмам «В шесть часов вечера после войны» (1944), «Донецкие шахтёры» (1950) и др.

Тихон Николаевич Хренников был президентом Музыкальной секции Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (1949), Музыкальной секции Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (с 1958). Член Центральной ревизионной комиссии КПСС с 1961, кандидат в члены ЦК КПСС с 1976. Депутат Верховного Совета СССР 6 — 9-го созывов. Ленинская премия СССР (1974). Государственная премия СССР (1942, 1946, 1952, 1967). Награжден 3 орденами Ленина, 2 другними орденами, а также медалями.

Возглавляя Союз Композиторов СССР, Хренников был вынужден в публичных речах поддерживать «партийную линию» в музыке, однако в отличие от руководителей других творческих союзов писателей в доносах и преследованиях членов возглавляемой им организации замешан не был. В Союзе композиторов не был репрессирован ни один из его членов. После смерти Иосифа Виссарионовича Сталина на протяжении более 40 лет оставался на своем посту.

Музыка Тихона Хренникова к фильмам

  • 2001 — «Московские окна»;
  • 2000 — «Два товарища»;
  • 1993 — «Люблю» (короткометражный) (песни);
  • 1989 — «Маша и три медведя» (короткометражный);
  • 1983 — «Умные вещи» (фильм-спектакль);
  • 1983 — «Любовью за любовь»;
  • Любовь за любовь;
  • Как соловей о розе;
  • Ночь листвою чуть колышет;
  • 1982 — «Операция на сердце» (фильм-спектакль);
  • 1982 — «Любимые песни» (короткометражный);
  • 1980 — «Копилка»;
  • 1979 — «Антарктическая повесть»;
  • 1978 — «Дуэнья»;
  • На свете жил сеньор нестарый;
  • Не скучай;
  • Серенада;
  • 1978 — «Время выбрало нас»;
  • 1976 — «Додумался, поздравляю!»;
  • 1973 — «Таланты и поклонники»(совместно с А. Чайковским);
  • 1972 — «Вера, Надежда, Любовь»;
  • 1972 — «Руслан и Людмила»;
  • 1969 — «Трое» (Текст песен Михаила Львовича Матусовского);
  • 1967 — «Пароль не нужен»;
  • 1964 — «Товарищ Арсений»;
  • 1962 — «Гусарская баллада»;
  • Колыбельная Светлане;
  • Жил-был Анри IV;
  • Давным-давно;
  • Романс Жермон;
  • Романс Шурочки;
  • 1958 — «Капитанская дочка»;
  • 1956 — «Много шума из ничего»;
  • 1954 — «Верные друзья»;
  • Что так сердце растревожено?;
  • Лодочка;
  • Мы плыли по течению;
  • Речная песенка;
  • Песня верных друзей;
  • 1950 — «Кавалер Золотой Звезды»;
  • 1950 — «Донецкие шахтеры»;
  • 1947 — «Поезд идёт на восток»;
  • 1944 — «В шесть часов вечера после войны»;
  • Казак уходил на войну;
  • Песня артиллеристов;
  • Дело не в этом, друзья;
  • Прощальная;
  • В шесть часов вечера после войны;
  • 1941 — «Свинарка и пастух»;
  • Песня о Москве;
  • Ой вы кони;
  • Песня Глаши;
  • Серенада Кузьмы;
  • 1938 — «Борьба продолжается»;
  • 1926 — «Мать».

Литература:

  • Кухарский В., Тихон Хренников. Критико-биографический очерк, М., 1957;
  • Кремлев Ю., Тихон Хренников, М., 1963;
  • Мартынов И. И., Тихон Хренников. Творческий портрет, М., 1967;
  • Тихон Хренников. Статьи о творчестве композитора. Сб., М., 1974.

Тихон Николаевич Хренников скончался 14 августа 2007 года, в Москве. Похоронен в Ельце 17 августа 2007 года, в саду его собственного дома-музея, где он родился. За несколько месяцев до своей смерти композитор сказал, что хотел бы быть похоронен в родном городе, который он очень любил и где были похоронены его родители. Место похорон было выбрано администрацией города, внуком и дочерью великого композитора.

Вам также будут интересны:

Тихон Николаевич Хренников - цитаты

Я не мыслю творчества без общественной работы, так же, как общественная работа не существует без творчества.
В моем сердце навеки осталась прелесть улочек старинного русского городка Ельца, где я родился и вырос… Добрая половина моих песен и других произведений так или иначе посвящена деревне… Я считаю, что во все времена любители музыки ожидали от композиторов произведений, в которых простота, эмоциональная яркость, взволнованность сочетались бы с глубиной видения явлений жизни… Не знаю, не представляю себе большего счастья, чем быть услышанным и понятым своим народом. Быть человеком своей эпохи, отображать ее ярко, глубоко, доходчиво, достойно великих свершений народа – вот что считаю я главным в творчестве художника.
Сочинение музыки – это, конечно, нелегкий труд, но и великая радость… Я работаю всегда и безмерно счастлив, что буквально каждый час жизни заполнен музыкой.
…Понятие национального в музыке, с моей точки зрения, всегда сохраняет свою остроту и актуальность… По-видимому, та национальная окраска, которая есть в моих сочинениях, связаны со всем моим воспитанием, с тем, что родился я в Центральной России … наверно, природное окружение тоже исподволь воздействует на сознание, формирует определенный душевный строй. …Атмосфера русской песенности буквально окружала меня, этой стихией я дышал, жадно впитывал окружающие меня звуковые впечатления. …По-моему, быть русским национальным композитором – это значит усвоить возвышенную одухотворенность, проникновенную человечность, поэтическую чистоту нашей музыки, ее особую задушевность, всегда трогающую сердце… …И хотя через мой класс прошло много лиц, характеров, судеб, я отчетливо помню и свои радости, и свои тревоги, и то, как складывалась творческая индивидуальность каждого студента.
…Я знаю только один способ разжечь интерес к музыке: рассказывать о ней и побуждать слушать ее…

Количество просмотров: 3880

© 2012-2016 PersonBio.com - Биографии знаменитых и известных людей.