Владимир Иванович Немирович-Данченко биография

 
 

Навигация

Знаки зодиака

Знаки зодиака Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева Весы Скорпион Стрелец Козерог Водолей Рыбы
Владимир Иванович  Немирович-Данченко

Владимир Иванович Немирович-Данченко - биография

Известный : Театральный режиссёр, Педагог, Драматург, Писатель, Театральный деятель, Театральный критик

Страна: Россия, СССР

Категория: Кино и театр, Писатели, Искусство

Знак зодиака: Козерог

Дата рождения: 23 Декабря 1858г.

Дата cмерти: 25 Апреля 1943г.

Биография добавлена: 29 Мая 2013г.

Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858-1943) — российский режиссер, народный артист СССР (1936). Брат писателя Василия Ивановича Немировича-Данченко. С 1970-х годов критик, с 80-90-х писатель, драматург и педагог. Реформатор русского театра, он вместе с Константином Сергеевичем Станиславским в 1898 году основал Московский Художественный театр имени М. Горького.

Владимир Иванович Немирович-Данченко родился 23 декабря (11 декабря по старому стилю) 1858 года, в Озургеты, ныне Махарадзе Грузинской ССР. В юности участвовал в любительских спектаклях. Учился в Тифлисской гимназии, которую с успехом окончил с серебряной медалью и затем в 1876 — 1879 годах учился на физико-математическом факультете Московского университета. В 70-х годах начал выступать в качестве театрального критика.

Режиссёр должен умереть в актёре.

Немирович-Данченко Владимир Иванович

Прозаические произведения Немировича-Данченко были отмечены влиянием писателя Антона Павловича Чехова: повести, посвященные деревне, — «Губернаторская ревизия» (1896), «Сны» (1898), жизни актёров — «Драма за сценой» (1896), нравам прессы — «На литературных хлебах» (1891) и др. Его пьесы «Новое дело» (1890), «Золото» (1895), «Цена жизни» (1896) и другие ставились в Малом и Александрийском театрах и в провинции. Глубокое знание современного ему театрального искусства привело Владимира Ивановича к мысли о необходимости его коренной реформы. Заинтересовавшись режиссёрской деятельностью К. С. Станиславского в обществе искусства и литературы, Владимир предложил ему объединить усилия для утверждения новаторской программы театрального творчества. Результатом заключённого ими союза явилось создание в 1898 году Художественно-общедоступного театра (первоначальное название МХАТа), в труппу которого вошли некоторые ученики Немировича-Данченко (в 1891 — 1901 он руководил драматическим отделом Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества) и участники общества искусства и литературы.

Утверждение реалистической программы Художественного театра, связанной с принципами искусства «переживания», с постановкой передовой современной драмы, осуществлялось театром под совместным руководством Немировича-Данченко и Станиславского, причём Владимиру Ивановичу принадлежало определяющее положение в области репертуара. Вместе со Станиславским он поставил все основные пьесы А. П. Чехова — «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904), самостоятельно пьесу «Иванов» (1904). Владимир Иванович способствовал привлечению драматургии Максима Горького, вместе со Станиславским поставил «На дне» (1902).

Исключительное счастье человека — быть при своём постоянном любимом деле.

Немирович-Данченко Владимир Иванович

Он осуществил постановки пьес Г. Гаунтмана («Одинокие», 1899) и Генрика Ибсена («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся», 1900; «Столпы общества», 1903: «Бранд», 1906: «Росмерсхольм», 1908). В 1903 году он поставил трагедию «Юлий Цезарь» Уильяма Шекспира, широко используя средства современного психологического театра. Новаторские принципы режиссуры великого художника — мастерство психологического анализа, умение передать неповторимые черты воссоздаваемой общественной среды и особенности стиля автора — убедительно проявились и в постановках русской классики («На всякого мудреца довольно простоты» Александра Николаевича Островского, 1910; «Смерть Пазухина» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, 1914). В его инсценировке «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского отчётливо прозвучали социально-критические мотивы романа. В то же время противоречивый характер инсценировки «Бесов» Федора Михайловича Достоевского («Николай Ставрогин», 1913) вызвал решительное неприятие спектакля Максимом Горьким.

Стремясь к преодолению кризисных тенденций, связанных с опасностью утраты театром контакта с передовой общественностью, Немирович-Данченко не всегда находил в последние предреволюционные годы надежную опору в драматургии (спектакли «Анатэма», 1909, и «Мысль», 1914, Леонида Николаевича Андреева).

Новые перспективы перед Немировичем-Данченко открыла победа Великой Октябрьской социалистической революции. Его вклад в развитие режиссёрского искусства имел важнейшее значение в утверждении МХАТ на позициях социалистического реализма, в воспитании нового актёра — носителя воинствующего и требовательного духа социалистического гуманизма. Режиссер настойчиво работал над воплощением на сцене произведений советских авторов, искал решение проблемы современной трагедии в «Блокаде» Всеволода Вячеславовича Иванова (1929), прокладывал пути к поэтическому воссозданию революционных историй и сегодняшней действительности в постановках «Любовь Яровая» Константина Андреевича Тренева (1936), «Половчанские сады» Леонида Максимовича Леонова (1939) и «Кремлёвские куранты» Николая Федоровича Погодина (1942).

Театр, как и всякий большой художник, должен отзываться на благороднейшие течения современной жизни. Иначе он станет мёртвым учреждением.

Немирович-Данченко Владимир Иванович

В спектаклях по романам Льва Николаевича Толстого «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) режиссёр дал образец нового сценического прочтения произведений великого писателя, опираясь на ленинский анализ его творчества. Владимир Немирович-Данченко осуществил также постановки русской классической драматургии: «Гроза» Островского (1935), «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова (1938). С особенной силой присущее ему умение выявить глубокую социально-философскую суть произведений в неповторимой, отвечающей его внутреннему строю поэтической форме проявилось в спектаклях «Враги» Горького (1935) и «Три сестры» (1940).

Режиссер широко и последовательно разрабатывал проблемы театральной теории, воспитания актёра в органической близости и внутреннем единстве с изысканиями Константина Станиславского. В своих обобщениях Немирович-Данченко исходил из концепции о «трёх восприятиях театрального представления», «о трёх путях к нему: социальном, жизненном, театральном» — в их неразрывном единстве. Именно на этой основе рождалось имевшее важнейшее значение для творческой практики учение режиссера о «втором плане сценической жизни актёра», о «зерне» образа, о «физическом самочувствии», о «внутреннем монологе».

Борьбу за принципы сценического реализма, против рутины и штампов Владимир Иванович вёл и в области музыкального театра; он организовал в 1919 году при МХТе Музыкальную студию (с 1926 — Музыкальный театр имени В. И. Немировича-Данченко), где поставил ряд спектаклей и был руководителем постановок: «Дочь Анго» Лекока, «Лисистрата» комедиографа Аристофана, «Карменсита и солдат» на музыку Жоржа Бизе, «Травиата» Джузеппе Верди, «Катерина Измайлова» Дмитрия Дмитриевича Шостоковича, «В бурю» Тихона Николаевича Хренникова и др. Государственная премия СССР (1942, 1943). Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Режиссёрские работы Владимира Ивановича Немировича-Данченко

Московский Художественный театр

  • 1898 — «Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Николаевича Толстого (совместно с К. С. Станиславским);
  • 1898 — «Чайка» А. П. Чехова (совместно с К. С. Станиславским);
  • 1899 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова (совместно с К. С. Станиславским);
  • 1899 — «Одинокие» Герхарда Гауптмана (совместно с К. С. Станиславским)
  • 1900 — «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» Х. Ибсена;
  • 1902 — «На дне» Максима Горького (совместно с К. С. Станиславским);
  • 1903 — «Столпы общества» Хенрика Ибсена;
  • 1903 — «Юлий Цезарь» Уильяма Шекспира;
  • 1904 — «Иванов» Антона Павловича Чехова;
  • 1905/6 — «Дети Солнца» М. Горького (совместно со Станиславским);
  • 1905/6 — «Бранд» Х. Ибсена;
  • 1906 — «Горе от ума» (совместно с К. С. Станиславским);
  • 1907 — «Борис Годунов» Александра Сергеевича Пушкина;
  • 1908 — «Росмерсхольм» Х. Ибсена;
  • 1908 — «Ревизор» (совместно с К. С. Станиславским);
  • 1909 — «Анатэма» Леонида Николаевича Андреева;
  • 1910 — «Miserere» Семёна Соломоновича Юшкевича;
  • 1910 — «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому;
  • 1910 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского;
  • 1911 — «Живой труп» Л. Н. Толстого;
  • 1912 — «Екатерина Ивановна» Л. Н. Андреева;
  • 1912 — «Нахлебник» Ивана Сергеевича Тургенева;
  • 1913 — «Николай Ставрогин» по «Бесам» Ф. М. Достоевского;
  • 1914 — «Мысль» Л. Н. Андреева;
  • 1914 — «Смерть Пазухина» Н. Е. Салтыкова-Щедрина;
  • 1915 — «Каменный гость» А. С. Пушкина;
  • 1916 — «Будет радость» Дмитрия Сергеевича Мережковского;
  • 1925 — «Пугачевщина» К. А. Тренева;
  • 1929 — «Блокада» Всеволода Вячеславовича Иванова;
  • 1929 — «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому (Радиопостановка 1938 г. (инф.));
  • 1930 — «Воскресение» по Л. Н. Толстому (Радиопостановка 1936 г. (инф.));
  • 1934 — «Гроза» А. Н. Островского;
  • 1934 — «Егор Булычев и другие» М. Горького;
  • 1935 — «Враги» М. Горького;
  • 1936 — «Мольер» («Кабала святош») Михаила Афанасьевича Булгакова;
  • 1936 — «Любовь Яровая» К. А. Тренева;
  • 1937 — «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому (Радиопостановка 1937 г. (инф.));
  • 1938 — «Горе от ума» Грибоедов Александр Сергеевич;
  • 1939 — «Половчанские сады» Л. М. Леонова;
  • 1940 — «Три сестры» А. П. Чехова
  • 1942 — «Кремлевские куранты» Н. Ф. Погодина (1942, Государственная премия СССР, 1943);
  • 1943 — «Последние дни. Пушкин» М. А. Булгакова.

Музыкальная студия МХТ (Музыкальный театр им. Вл. И. Немировича-Данченко)

  • 1920 — «Дочь Анго» Шарля Лекока (либретто М. Гальперина);
  • 1922 — «Перикола» Жака Оффенбаха (либретто М. Гальперина);
  • 1923 — «Лизистрата» Аристофана;
  • 1924 — «Карменсита и солдат» на музыку оперы Ж. Бизе «Кармен»;
  • 1934 — «Травиата» Дж. Верди (либретто В. Инбер);
  • 1929 — «Джонни» Эрнста Кшенека (либретто М. Гальперина и Геркена);
  • 1930 — «Северный ветер» Льва Константиновича Книппера (1930, трагедия на музыке, на либретто драматурга Владимира Михайловича Киршона по пьесе «Город ветров»);
  • 1934 — «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича;
  • 1936 — «Тихий Дон» Ивана Ивановича Дзержинского;
  • 1939 — «В бурю» Тихона Хренникова.

Сочинения:

  • Из прошлого, 2 изд., М., 1938;
  • Театральное наследие, т. 1 — 2, М., 1952 — 54;
  • Пьесы, М., 1962;
  • Режиссёрский план постановки трагедии Шекспира «Юлий Цезарь», Московский художественный театр, 1903 г., [Вступ. ст. Б. Ростоцкого и Н. Н. Чушкина, М., 1964].

Литература:

  • Соболев Ю., Вл. И. Немирович-Данченко, П., 1918;
  • Виталий Яковлевич Виленкин, Вл. И. Немирович-Данченко. Очерк творчества, М., 1941;
  • Фрейдкина Л., Владимир Иванович Немирович-Данченко, М. — Л., 1945;
  • Фрейдкина Л., Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, М., 1962 (лит.);
  • Павел Александрович Марков, Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре, М., 1960. Б. П. Ростоцкий.

Владимир Иванович Немирович-Данченко скончался 25 апреля 1943 года, в Москве, от сердечного приступа. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Вам также будут интересны:

Владимир Иванович Немирович-Данченко - цитаты

Режиссёр должен умереть в актёре.
Исключительное счастье человека — быть при своём постоянном любимом деле.
Театр, как и всякий большой художник, должен отзываться на благороднейшие течения современной жизни. Иначе он станет мёртвым учреждением.
Театр - это актер, хотя бы ведущая роль принадлежала драматургу, и театральное искусство есть прежде всего актерское искусство.
Как прекрасные и возвышенные мысли, сказанные бездарно, утрачивают привлекательность и силу, так пустяки во веки веков останутся пустяками.

Количество просмотров: 4333

© 2012-2016 PersonBio.com - Биографии знаменитых и известных людей.