Лев Владимирович Кулешов биография

 
 

Навигация

Знаки зодиака

Знаки зодиака Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева Весы Скорпион Стрелец Козерог Водолей Рыбы
Лев Владимирович  Кулешов

Лев Владимирович Кулешов - биография

Известный : Кинорежиссер, Теоретик кинематографа

Страна: СССР

Категория: Кино и театр

Знак зодиака: Козерог

Дата рождения: 13 Января 1899г.

Дата cмерти: 29 Марта 1970г.

Биография добавлена: 18 Апреля 2013г.

Лев Владимирович Кулешов — советский кинорежиссер, сценарист, актер, художник. Народный артист РСФСР, доктор искусствоведения (1946).

Лев Кулешов родился 13 января (1 января по старому стилю) 1899 года, в Тамбове, в дворянской семье. Его отец был художником, а мать — сельская учительница. В 1914 окончил Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве.

Актеры, режиссеры, художники, напишите на своем стяге четкими буквами важнейшую заповедь светотворчества: идея кинематографа —идея кинематографическая.

Кулешов Лев Владимирович

В кино начал работать как художник (с 1916). Один из пионеров советского киноискусства, сыграл большую роль в исследовании специфики киноискусства, в развитии кино языка, монтажа, технологии съёмок. В 1916-1919 — художник-декоратор, помощник режиссера в акционерном обществе «А. Ханжонков и К» в фильмах режиссера Е. Бауэра. В 1919 Лев Кулешов возглавил учебную мастерскую в Госкиношколе, будущем ВГИКе, основателем которого стал вместе с Владимиром Ростиславовичем Гардиным. Среди его учеников были: Всеволод Илларионович Пудовкин, Борис Васильевич Барнет, Александра Сергеевна Хохлова, Виктор Михайлович Георгиев, Сергей Петрович Комаров (наст. фамилия Лаврентьев) и другие.

Кулешов уже тогда знал, что значит жить «собственными силами», что значит «быть самим собой». «Дорежимному» кино противопоставил не «массу», а форму. Как молодой образованный человек, Лев не мог не думать о том, что в современной культуре возникло противопоставление традиционного «фигуративного» изображения целостному пространству. Понимание этой целостности — контекст известных его теоретических работ («Знамя кинематографии», «Искусство кино», «Практика кинорежиссуры») и еще более известных ранних экспериментов («Эффект Кулешова»). Кадр — не фон для фигуры актера, автоматически приравниваемый к «жизни», а именно прямоугольник, условность, жизни не равная.

Кадр должен действовать, как знак, как буква, чтобы его вы сразу прочли и чтобы зрителю было сразу исчерпывающим образом ясно то, что в данном кадре сказано.

Кулешов Лев Владимирович

Фильм — эффект движения не только на фоне, но и «над» ним — между кадрами. Только эта первоначальная геометрическая условность порождает затем «жизнь», психологию, чувства. Отсюда и чисто пространственное понимание монтажа, и пластический тренинг натурщиков, которых, конечно нельзя путать с типажами. Типаж — понятие идеологическое, идущее от сравнения лица с «массой». Натурщик — любой человек, обученный вписываться в плоский кадр, в котором скелетообразная худоба Александры Сергеевны Хохловой (его постоянной актрисы и жены) с длинными конечностями и абсолютно графическое лицо оказываются потрясающе фотогеничными.

В связи со всем этим идеология ранних кулешовских фильмов: «Необычайные приключения Мистера Веста в стране большевиков» (1924), «Луч смерти» (1925), «По закону» (1926), «Два-бульди-два» (1929) — резко выделяется в массе «революционной» кинематографии. В них есть уважение к индивидуальности, пристрастие к показу технических изобретений, жизни цирка и международных шпионов, прочей экзотики. Заговоры, погони, богатство визуальных отношений — все это напоминает начальный период творчества Фрица Ланга («Доктор Мабузе», «Метрополис») хотя бы по некоторым установкам. Просто у Ланга пространство имело выход на сложную философию, а Кулешов ограничивался марксизмом-ленинизмом. Несмотря на марксисткую философию, Л. Кулешов достиг свободы в изображении человека разумного в фильме «Ваша знакомая» («Журналистка»).

Новой и сложной задачей стало пришествие звука. Лев Кулешов сумел довольно быстро овладеть новой техникой. Известный эпизод боя («Горизонт», 1932), положенный на белогвардейский романс под гитару, выразительностью звукозрительного образа смерти, кошмара и обреченности намного опередил свое время.

Но дальше обходить идеологические установки в области кинематографа становилось все труднее. Сняв несколько традиционных фильмов, Лев Кулешов с головой ушел в педагогику.

Успешно выступал как переводчик русской, украинской и зарубежной классической поэзии. Депутат Верховного Совета БССР 2 — 8-го созывов. Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Сочинения:

  • Збор твораў, т. 1 — 4, Miнск, 1966 — 67;

  • в рус. пер.: Избр. произв., т. 1 — 2, М., 1968.

Литература:

  • Перкiн Н., Аркадзь Куляшоў, Miнск, 1951;

  • Берёзкин Г., Аркадий Кулешов. Критико-биографический очерк, М., 1960;

  • Грынчык М., Аркадзь Куляшоў, Miинск, 1964;

  • Александр Трифонович Твардовский, Поэма «Знамя бригады», Собр. соч., т. 5, М., 1971.

Лев Владимирович Кулешов скончался 29 марта 1970 года, в Москве.

Вам также будут интересны:

Лев Владимирович Кулешов - цитаты

Актеры, режиссеры, художники, напишите на своем стяге четкими буквами важнейшую заповедь светотворчества: идея кинематографа —идея кинематографическая.
Кадр должен действовать, как знак, как буква, чтобы его вы сразу прочли и чтобы зрителю было сразу исчерпывающим образом ясно то, что в данном кадре сказано.

Количество просмотров: 2565

© 2012-2016 PersonBio.com - Биографии знаменитых и известных людей.